Российская газета (Северный Кавказ) | Зарина Гурдзибеева | 26.12.2007 |
Как выяснила наш корреспондент, по разнообразию заезжих псевдорелигиозных деятелей на юге страны сегодня лидирует Северная Осетия.
Изгнание адептов
С массовым наплывом миссионеров республика столкнулась после трагических событий в Беслане. За скандальной историей Григория Грабового, обещавшего вернуть людям погибших родных, следила вся страна. Бесланцы оказались разделены: часть горожан настаивала на том, чтобы и близко не подпускать новоявленного «добродетеля» к потерпевшим, другие же свято поверили ему, от отчаяния зацепившись за призрачную возможность повернуть время вспять.Спустя некоторое время страсти поутихли, в апреле 2006 года Грабового арестовали по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Окончательная точка в его деле пока не поставлена. И если материальный ущерб от действий ясновидящего возможно подсчитать хотя бы приблизительно, то психологический урон измученным людям вряд ли подлежит оценке. Но пока ничто не может остановить последователей Григория Грабового. Вчера сразу несколько северокавказских газет нашли в своей электронной почте письмо от распространителей его учения. Адепты Грабового просят редакции дать согласие на периодическое информирование о деятельности «учителя».
Наделали шуму и сайентологи. Представители религиозной организации проводили встречи с бесланцами, но «гастролеров» пресекли довольно быстро. После резкого ухудшения состояния многих горожан стало ясно, чем могут закончиться безобидные на первый взгляд беседы. В итоге жители Беслана и вся общественность Северной Осетии буквально выдворили адептов этого культа из республики.
Ни та ни другая организации не были зарегистрированы в РСО — Алании. Любопытно, что по количеству зарегистрированных религиозных общин республика находится на одном из последних мест в Южном округе, а вот по разнообразию представленных конфессий — на одном из первых. Контролем их деятельности в числе других ведомств занимается Управление федеральной регистрационной службы по РСО — Алании. По словам начальника отдела по делам политических партий, некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений Ирины Слановой, за последние два года практически все они подверглись ревизии.
— Проверка сводится к установлению соответствия их деятельности уставным целям, — говорит Сланова. — Проводится она на основании документов. Если раньше достаточно было просто уведомить органы регистрации о продолжении своей работы, то с 2006 года согласно постановлению правительства РФ религиозные организации предоставляют нам свою отчетность, в которой расписаны основные виды деятельности: совершение обрядов, распространение вероучений, предметов культа, благотворительность и прочие. Мы не уполномочены проверять финансово-хозяйственную деятельность, однако нас обязаны уведомлять об источниках формирования имущества. Кроме того, мы вправе присутствовать на мероприятиях этих организаций. Могу отметить, что на территории республики призывов к экстремизму, насилию, свержению государственного строя не выявлено.
Подсудное дело
Вмешаться в деятельность организации и ликвидировать ее через судебные органы сотрудникам управления пришлось лишь однажды. Около четырех лет назад члены местной общины евангельских христиан-пятидесятников в Моздоке занялись незаконной медицинской деятельностью. Совместно с заезжими миссионерами из США и Южной Кореи они распространяли лекарственные препараты в Правобережном районе республики. «Угощали» в основном школьников. Впоследствии экспертиза не смогла определить природу изъятых у ребят средств. Организация была ликвидирована, затем пыталась зарегистрироваться под другим названием, но получила отказ. Однако ее члены нашли выход, встав на государственный учет в Москве. Сколько еще людей, наслушавшись рассуждений об истинной вере, попробовали таблетки сомнительного происхождения — неизвестно.Такая ситуация объясняется довольно просто. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» не предусмотрено понятие «секта». Грубо говоря, граждане вольны верить во что угодно и как угодно. Если вероучение не содержит призывов к насилию и организация не занимается привлечением в свои ряды несовершеннолетних, то заинтересованным структурам вследствие серьезных пробелов в законодательстве остается лишь разводить руками. К слову, доказать факт вовлечения детей и подростков весьма непросто: как правило, одурманенные псевдопророками родители добровольно приводят их с собой.
Оперативная реакция
— В правоохранительные органы несколько раз обращались представители православной церкви с жалобами на деятельность ряда религиозных организаций. Мы выезжали на собрания, но с точки зрения закона никаких нарушений не обнаруживали, вмешиваться же в дискуссии мы не вправе. Более того, это может быть расценено как ущемление права на свободу вероисповедания, — рассказывает заместитель начальника отдела информации и общественных связей МВД РСО — Алании Самир Сабаткоев. — По нашим данным, из тех организаций, что действуют в республике, определенную опасность для сохранения спокойствия в обществе представляла лишь одна — Исламский культурный центр. Подробности его деятельности мы не разглашаем. Скажу лишь, что некоторые члены сейчас находятся в оперативной разработке.Как стало известно корреспонденту «РГ», Исламский культурный центр был зарегистрирован не как религиозная, а как общественная организация. Недавно Советский районный суд Владикавказа по иску Управления федеральной регистрационной службы по РСО — Алании вынес решение, согласному которому центр был ликвидирован. Таков результат взаимодействия управления и прокуратуры Затеречного муниципального округа столицы Северной Осетии.
Хотя по сравнению с другими российскими регионами ситуация в республике выглядит относительно благополучно, представители Северо-Осетинского благочиния Русской православной церкви, Общественной палаты РСО — Алании, общественных движений и национально-культурных центров распространили в СМИ обращение к обществу и государственным структурам. В нем указывается на участившиеся случаи «гастролей» всевозможных миссионеров, нередко прикрывающихся официальными религиями.
— Настало, видимо, время, когда необходимо четко провести грань между тем, что такое свобода совести и права человека, и тем, что, пользуясь этой свободой, губители душ человеческих заманивают людей в свои сети посредством обмана и лжесвидетельства, — утверждается в обращении.
Авторы текста призывают к активности в борьбе с религиозными мошенниками, наживающимися на проблемах людей. Что ж, судя по всему, иной гражданской позиции в данном случае быть не должно. Ведь беда в любой момент может коснуться близкого человека. И, как показывает опыт, вряд ли кто-то извне способен помочь.