Радонеж | Сергей Худиев | 26.12.2007 |
То, что школьники не будут лишены знакомства с Православием — знак милости и попечения Божия о нашей стране; это новость, на которую стоит отозваться с радостью и благодарностью. Теперь важно использовать возможности, которые открывает это решение, научиться говорить со школьниками — да и со взрослыми — на понятном им языке, ввести наших юных сограждан в мир их родной, но практически незнакомой им культуры. Это очень важно по многим причинам, а некоторых из которых мы поговорим чуть ниже. Пока отметим, что Академик Виталий Гинзбург, ранее приобретший известность своими резкими антицерковными выступлениями, на этот раз смягчился и положительно оценил такую модель преподавания. «Важно, чтобы это было бы совершенно добровольно и с согласия родителей. А в остальном я за это вполне», — сказал В. Гинзбург в пятницу «Интерфаксу». Для нас слова академика могут послужить важным уроком — даже люди, казалось бы, непримиримо враждебные, могут менять свое мнение, слышать разумные доводы и, если не принимать нашу сторону, то, по крайней мере, приходить к какой-то форме согласия. Сталкиваясь с противодействием, иногда резкими и несправедливыми нападками, легко впасть в раздражение и гнев — но нам очень важно помнить повеление Апостола, что «рабу Божию не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников». Действуя с кротостью и рассудительностью, можно, если и не склонить человека к обращению, то по, по крайней мере, преодолеть враждебность и неприятие.
Также в прошедшую пятницу представитель Иранского руководства, Аятолла Али Хаменеи, сказал, что в течении нескольких десятков лет Европа превратится в мусульманский континент. Европейцы, по его мнению, оставят свои текущие верования, чтобы принять Ислам. Это можно было бы считать преувеличением, а, возможно, просто похвальбой, рассчитанной на внутреннюю аудиторию, но еще одно сообщение — на этот раз из Великобритании — побуждает отнестись к его словам всерьез. Имя Мохаммед в 2007 году стало вторым по популярности в Великобритании, уступив лишь имени Джек, которое возглавляет рейтинг уже 13 лет, пишет The Telegraph. По информации издания, за последние 12 месяцев 6772 новорожденных британца получили имя Джек и 6387 младенцев были наречены Мохаммедами. Как Как отмечают специалисты, такая популярность имени связана с высоким уровнем рождаемости в семьях британских мусульман. По их мнению, если тенденция сохранится, то в следующем году имя Мохаммед может стать самым популярным в Великобритании. Отметим, что пока нет никаких оснований полагать, что тенденция изменится — и довольно скоро люди с христианским именем Джек (Иаков) окажутся в меньшинстве, а облик страны будут определять люди, названные в честь основателя Ислама. Для этого мусульманам вовсе не понадобится сражаться — им достаточно жить, как они жили, просто следуя установления своей религии, и я бы сказал, что подлинная угроза Европе исходит даже не от Ислама, а от определенной порчи внутри самой Европы. Когда люди сознательно и официально, на уровне Европейской конституции, отрекаются от своих христианских корней, а кое-где дело доходит до запретов на христианскую символику в день Рождества, это свидетельствует о тяжелой болезни, может быть даже болезни к смерти, а кто явится могильщиком — мусульмане или кто-нибудь еще — уже не так важно. Разумеется, совершенно нельзя исключать, что через пару поколений на территории нынешней Западной Европы индуисты будут выяснять границы с мусульманами, но произойдет это не в силу какой-то особой экспансии Ислама, а в силу вымирания Европы. Европы, не способной ни родить своих детей, ни обратить чужих в свою веру — за неимением таковой.
Западноевропейцы впадали в тот же соблазн, в который в свое время впали мы — в иллюзию того, что отрекшись от своих корней, можно построить некое светлое будущее, мир без границ и конфликтов. У нас этот соблазн привел к кровавой революции; в западной Европе он развивается скорее эволюционно; церкви не взрывают, в них просто перестают ходить. Кажется, что отказавшись от древних, и, по мнению людей передовых, вредных и отсталых верований, можно построить прекрасный мир разума и гуманизма; так храм оказывается пустым, но пустым он стоит недолго. Он отходит к представителям другой цивилизации, цивилизации, которая, в отличие от европейской, помнит и чтит свою веру. Но тут происходит то, что передовые люди не предвидели — не только храм обращается в мечеть; Европа обращается в мусульманский континент.
Нам же стоит извлечь из этого важные уроки. Один из них — это то, что цивилизация, отрекающаяся от своих корней, обречена. Вера, унаследованная от предков, и объявленная потомками чем-то устаревшим и лишним, на самом оказывается необходимым условием выживания. И вот поэтому решение о преподавании «Духовно-нравственной культуры» обнадеживает. Мы можем надеяться, что у России есть будущее.