Русская линия
Русский вестник Николай Селищев25.12.2007 

Сто лет борцу с папством

В 2007 году православные греки отпраздновали сотый день рождения старца-митрополита Августина (Кантиотиса), живущего в городе Флорине, на северо-западе Греции. Его знают греки из США, Канады, Африки, Австралии, Западной Европы.

К нему приезжают священники и монашествующие, военные и торговцы, преподаватели и школьники. Его благословения ищут молодожёны и многодетные семьи, православные братства и издатели церковных газет.

Два его клирика сейчас митрополиты — Феоклит Флоринский и Хризостом Элевферупольский. Поддержка духовенства помогла им. Ведь Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Афинский Христодул везде проводил только «своих», не считаясь с местными настроениями. (Архиепископ — Первоиерарх в Греции. Все епархиальные архиереи — митрополиты. Епископов-помощников у Архиепископа мало, они больше гости светских собраний.)

Владыка Августин — враг папства, масонства, иеговистов, сектантов. Он называет Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) «всемирным советом ересей» и напоминает: вне храмов православным запрещены даже торговые и общественные связи с еретиками (1-е Послание Св. Апостола Павла к Коринфянам, 5, 10).

Опираясь на труд приснопамятного Митрополита Коринфского Пантелеимона (Караниколаса) (+2006) «Ключ Православных канонов» (Афины, 1970, с. 9−12), Владыка Августин подчёркивает: в православных храмах запрещено молиться вместе с еретиками. Нельзя пускать их в храмы, праздновать с ними и обмениваться дарами. Православные не должны входить «в сборища апостасии» — храмы еретиков и иноверцев («Православие против экуменизма». Афины, 1990, с. 223−224).

Что знают в России о Владыке Августине? Увы, ничего!

Об этом позаботились мудрецы из «Православной энциклопедии». Они не жалеют денег на мелованную бумагу, цветные иллюстрации. Расхваливают пап, кардиналов, армян-монофизитов. А вот митрополита Августина (Кантиотиса) в «Православной энциклопедии» — нет!

В полном библиографическом перечне (газета «Христианики Спифа"/ «Христианская Искра», N 626, февраль 2005, с. 11) его трудов — работы по Св. Писанию, житиям святых, литургике. Против еретиков всех мастей — папистов, иеговистов, оккультистов и идолопоклонников. О неразрывной связи нации и Православия. Всего 85 книг! Ещё 16 церковных брошюр. Общая библиография — 101 название! И ни одно из них не переведено на русский язык!
По данным «Христианики Спифа», есть 272 проповеди Владыки Августина на 208 кассетах и уже на СД-дисках.

Итак, обилие трудов по богословию — и… ни строчки в «Православной энциклопедии»!

На 90-летие Владыки я напечатал о нём статью «И один в поле — воин» в газете «Русь Православная» (1997, N 5, с. 7). К сожалению, о Владыке Августине никто больше не писал.

Но стоит только упомянуть имена Меня, Шмемана и Антония Сурожского, как извергается Везувий. Многолетние радио и телеэфиры, мириады рецензий, верчение «круглых столов» и пережёвывание гонораров.

А ведь жизненный путь и труды старца Августина чрезвычайно важны и для нас, русских.

Родился Владыка Августин сто лет назад! В 1907 году на греческом острове Парос. Епархиальный проповедник в разных краях Греции, он всюду помогал людям. Особенно в страшные годы немецкой оккупации, когда от намеренно спланированного голода умирали тысячи людей.

Позже Владыка Августин свёл всю чудовищную философию фашизма к словам: «Смерть твоя — жизнь моя».

Смерть Греции и Сербии, России, Украины и Белоруссии — разве не обеспечили бы жизнь Германии и Италии? Тысячелетний рейх хотели построить на наших костях!

Владыка Августин — иерарх-патриот. В его проповедях мы часто встречаем примеры из истории Древней Греции и Византии, борьбы с османским игом и папскими крестовыми походами. Даже примеры из истории царской России, например, Петра Великого (по-гречески — Петрос Мегас) и Александра I (легенда о старце Феодоре Кузьмиче).

В апреле 1967 года власть в Греции захватили «чёрные полковники» (правили по июль 1974 года). Греки прозвали их испанским словом «хунта». Ни один военный режим в Греции прежде не получал испанского прозвища.

Хунта свергла правительство и разогнала парламент. Маститый Архиепископ Афинский Хризостом II (Хатзиставру) (1962−1967, + на покое 1968), твёрдый противник Ватикана, был отправлен в отставку. А ведь наш Патриарх Алексий I (Симанский) находил поддержку у Хризостома II.

Были распущены Св. Синод и Архиерейский Собор. Новый Синод из 8 митрополитов был назван «аристиндин» (т.е. синод лучших). Он избрал Архиепископом Иеронима (Коцониса), давнего друга американцев, в 1930-х годах учившегося в Германии.

Архиепископ Иероним (1967−1973, на покое +1988) и «аристиндин"-Синод в июле 1967 года всё-таки решились рукоположить во Флорину отца Августина, имевшего тысячи сторонников. Позже критики Иеронима писали, что так он хотел удалить Августина из столицы, из Афин, и послал его подальше, в глухую провинцию.

Но и во Флорине митрополит Августин оставался для хунты бельмом на глазу. В апреле 1968 года хунта решила от него избавиться, объявив его… психически больным, и под этим предлогом лишить кафедры!

Грязное дело поручили министру вероисповеданий — любителю Фрейда и старому троцкисту. Он послал трёх психиатров во Флорину для принудительного осмотра митрополита Августина. Но майор, начальник местной жандармерии, отказался сопроводить афинских психиатров к митрополиту. Позже этот майор был уволен из рядов жандармерии, как и тысячи других честных греческих офицеров.

В Афинах Архиепископ Иероним объяснил правящей верхушке, что народ любит Владыку Августина. И лучше оставить его в покое. Полковники говорили: «Мы правим во всей Греции, кроме Флорины, там правит Кантиотис».

Он управлял Флоринской епархией 33 года — с 1967 по 2000 год. С 15 января 2000 года — на покое. Так долго быть правящим митрополитом — это почти чудо! Ведь Архиепископ Афинский и правительство имеют много способов отправить митрополита на покой, проведя угодного им кандидата на его место. Вот почему в греческом языке есть церковные слова, которых нет в словарях — «иеронимики», «серафимики». «Иеронимики» — это митрополиты, — друзья Архиепископа Иеронима. «Серафимики» — выдвиженцы следующего Архиепископа — Серафима.

Владыка не принадлежит ни к «иеронимикам», ни к «серафимикам», он просто грек. Умный, смелый и острый на язык. Например, когда в конце 1970-х годов греческие верхи готовили вступление страны в Европейский Союз, Владыка сказал посвящённому мудрецу премьер-министру Караманлису-старшему: «Господин Караманлис, мы не позволим превратить Грецию в парижский бордель».

А обличения масонских лож на Архиерейских Соборах! А проповеди на улицах! От Владыки Августина решил избавиться Архиепископ Христодул, тайно готовя визит папы римского.

На Архиерейский Собор, избравший Христодула в 1998 году, Владыка Августин не приехал. Ещё в 1950-х годах, в статье «Избрание Архиепископа», он призвал избирать Архиепископа «… представителями клира и народа, собранием выборщиков, которых должно быть не меньше 500» (т.е. Поместным Собором). В эти 500 входят архиереи, делегаты монастырей, клирики от каждой епархии, приходские старосты и благочестивые прихожане, богословы, преподаватели университетов, судьи и школьные учителя, редакторы церковных газет и журналов, члены религиозных братств, научных, профессиональных и трудовых союзов столицы, представители Вооружённых Сил.

Отец Августин спрашивал тогда: «Может быть, святой Тарасий, преемник его — Никифор, святой Фотий Великий и другие не стали из мирян Патриархами Константинопольскими?».

Старых Патриархов он не раз цитировал. Решительный ответ (1868 г.) Патриарха Григория VI (+1881) послам папы Пия 9. Послание (1896 г.) Патриарха Анфима VII (+1913) против папистов. (Послание перевели на русский язык до революции и использовали в царской России для обучения богословов и борьбы с иезуитской пропагандой.)

Катастрофа 1922−1923 годов, массовая резня православных греков, — и Вселенская Патриархия обезлюдила. Полтора миллиона греков были изгнаны с их исконной родины — Малой Азии, оплота дохристианской и византийской цивилизации. Изгнаны пришельцами-турками, кочевниками из Месопотамии. Имя «османы» турки получили по своему предводителю начала 14 века.

Турок с 1922 года возглавлял Кемаль-паша из испаноязычной общины Салоник. Все знают, что он — «дёнмё» (внешне принявший ислам). Но официально — «отец турок» (Ататюрк). Страшные избиения греков Константинополя в 1955 году — дело рук всё тех же кемалистов-«дёнмё» и турецкой черни. Туркофилы-«россияне» обожают турок не только за их ненависть к грекам, но и за симбиоз с «дёнмё».

Владыка Августин говорил в проповеди «Враги креста» («Христианики Спифа», N 621, сентябрь 2004), что первые враги креста — это турки. «Кроме того, крест ненавидят иудеи и масоны. Они имеют вместо креста пентаграмму и треугольник. Крест ненавидят ещё и безбожники и материалисты… В нашу эпоху, наконец, ярые враги креста — это так называемые свидетели Иеговы, или хилиасты». Проповедь была произнесена Владыкой Августином 14 сентября 1975 года в храме Св. Параскевы во Флорине и записана на магнитофон.

В знаменитой книге «Антипапика» (Афины, 2-е изд., 1988) Владыка подчёркивал: «… монархический и тоталитарный режим в Церкви — папизм — ни в коем случае не основан на Новом Завете» (с.73). Папство — пирамида, «… в которой вышестоящие члены угнетают нижестоящих, а верхушка угнетает всех членов без исключения и властвует над всеми» (с. 74). Папизм — это «раковая опухоль» (с. 30).

В книге «Православие против экуменизма» (Афины, 1990) собраны публикации разных лет. В 1954 году отец Августин осуждал 2-ю генеральную ассамблею ВСЦ в Эванстоне, приводя мнения и архиереев. Например, митрополит Корицы Евлогий спросил богословов, принявших участие в генеральной ассамблее: «Чего достигли за 30 с лишним лет люди, шествующие по кривой улице на сборища еретиков? Смогли ли хотя бы одного из них сделать сыном света? Или, может быть, они сами сделались сынами геенны?» (с. 39).

Мы повторим вопрос Митрополита Корицы Евлогия (Куриласа) (+1961). Хоть один протестант обратился в Православие после экуменических дискотек в ВСЦ? Нет! Зато сектантский спрут охватил Россию, Украину, Белоруссию, земли Туркестана. Незваные миссионеры ведут себя, как варвары!

Уже в 1959 году отец Августин обличал наглость иностранных миссионеров: «Приходят из Рима, из Парижа, из Лондона, из Нью-Йорка, из Чикаго, из Бруклина… Приходят эти люди для того, чтобы учить здесь в Греции… христианству! Кажется, кто-то «подсказал» им, что Греция — страна недоразвитая, не только экономически, но и духовно, что её обитатели — отсталые и необразованные люди, которые мало отличаются от жителей диких областей Африки. Греков считают за кафров и готтентотов, и к нам, грекам, посылают своих миссионеров…» (с. 45−46).

Владыка призывает: «Хватит бесконечных диалогов! Не будем обманываться! Папизм непоколебим в своих заблуждениях и ересях» (с. 265).

Иерархи современной Вселенской Патриархии связаны с «масонством и его ответвлениями — организациями АХЕПА, Ротари, Лайонз и пресловутым рыцарским орденом Св. Константина» (с. 242−243).

Поясню. Вселенский Патриарх имеет в Греции свои огромные епархии — архиепископию Крита с её митрополиями и четыре митрополии на крупных островах Эгейского моря. Епархии собственно Элладской Церкви делятся на митрополии «Старой Греции» (43 епархии) и «Новых Земель» (36 епархий). Первые — в границах греческого королевства на 1912 год. Вторые отвоёваны греческой армией у турок в Балканских войнах (1912−1913) и в Первой Мировой войне (1914−1918).

Вселенский Патриархат передал эти епархии Элладской Церкви только в 1928 году. Местные митрополиты обязаны поминать за богослужением Вселенского Патриарха. Но участвуют в заседаниях Архиерейского Собора Элладской Церкви в Афинах.

Епархии «Новых Земель», в том числе и Флоринская, сразу в двух церковных календарях — Афин (Элладская Церковь) и Константинополя (Вселенский Патриархат). В 1970 году Владыка Августин и ещё два митрополита «Новых Земель» — Амвросий (Николау) Элевферупольский (+1984) и Павел (Карвелис) Парамифийский (+1993) — прекратили поминать экумениста Вселенского Патриарха Афинагора.

Архиепископ Афинский Иероним, внимательный к Риму и Афинагору, хотел лишить сана трёх мужественных иерархов. Предлог — нарушение Патриаршего акта 1928 года. Но православные греки решительно встали на защиту трёх иерархов, и Архиепископ Иероним отступил.

Его преемник — Архиепископ Серафим (Тикас) (1974−1998) был холоден с Ватиканом и однажды иронично спросил профессоров богословия Афинского университета: «А папа — это Церковь?».

Нынешний, неизлечимо больной раком Архиепископ Христодул влюблён в Рим.

Его преемник, папская ли тень или «ни рыба ни мясо», не сможет не замечать православных греков и их 100-летнего старца Августина.

Н. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического Общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=7255


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика