ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 25.12.2007 |
Кровавый XX век должен научить нас тому, что развитие России, включая политическое, экономическое, развитие государственных структур, должно осуществляться с учетом духовных и культурных ценностей, которые сформировали духовный мир русского человека. Сегодня этим ценностям бросается множество вызовов. С одной стороны, это глобализация, через которую осуществляется инокультурное влияние. С другой стороны, проблемы, связанные с нестабильным экономическим положением общества; множество соблазнов и искушений, которые несут средства массовой информации. Все это очень часто либо загоняет духовные и культурные ценности в некое гетто в человеческом сознании, либо вообще нивелирует эти ценности, как бы ослабляет их значение, уводит их из жизни.
Церковная проповедь призвана обращать сознание людей к этим ценностям. Но при достаточно большом количестве крещеных людей в России, количество посещающих православные храмы, например, воскресное богослужение, сравнительно невелико. Поэтому если мы ограничимся только устной проповедью в стенах храма, мы своей цели не достигнем. Для того чтобы достичь перелома в жизни нашего общества, чтобы действительно достичь устойчивого сохранения в национальной жизни этих базисных ценностей, обязательно необходима дискуссия общественная, через которую и будет возрастать внимание людей к этим ценностям.
Считаю, что региональная газета призвана стимулировать такую дискуссию и обеспечивать ей пространство в практике региона. В отличие от электронных СМИ, которые производят более значительное внешнее впечатление на человека, газета несет в себе напечатанный текст, который можно прочитать и один, и два, и три раза, сделать пометки на полях, сделать какие-то вырезки из той же самой газеты, отложить в свою собственную библиотеку. То есть это та самая информация, над которой удобно работать мыслящему человеку. Поэтому я думаю, что еще долгое время печатное слово будет играть свою значительную роль, хотя, конечно, с появлением интернета эта роль все больше и больше уходит в ту виртуальную реальность, которую нам интернет предоставляет.
— Как Вы считаете, в чем заключаются плюсы и минусы современных православных СМИ, в чем их сильные и слабые стороны?
Сильная сторона заключается в том, что это единственные СМИ, которые дают полную информацию о внутрицерковной жизни. Церковь в России сегодня занимает весьма значительное место в обществе, кроме того, сама по себе Церковь как организация является самой большой в России. И информация о жизни этой организации сама по себе интересна ее членам, и не только ее членам. Светские средства массовой информации по своей специфике полной картины жизни Церкви не дают. А церковные СМИ по крайней мере призваны давать такую картину.
Если говорить о нашей епархиальной газете, то она действительно дает достаточно широкую информационную картину того, что происходит в жизни нашей епархии. Но есть, на мой взгляд, и одна слабость — у абсолютного большинства церковных СМИ, за очень небольшим исключением. В основном мы используем сугубо внутреннюю проблематику, она лежит в основе большинства публикаций. На самом деле нужно помнить, что в руки газету берут как люди церковные, так и религиозные люди, но малоцерковные, а также и люди неверующие. Газета должна быть интересной и для тех, и для других, и для третьих. Тогда она будет нести в себе информацию не только о внутренней жизни, полезную и нужную для членов Церкви, но она будет заключать в себе некий духовный, интеллектуальный вызов, обращенный к тем, кто не воцерковлен, но также и к тем, кто вообще не верит в Бога.
Мне кажется, что современное православное издание должно всегда принимать во внимание то обстоятельство, что значительный процент даже крещеных людей сегодня живут так, как будто никакого Бога нет. И религиозная проблематика, которая является самой важной проблематикой, потому что вопрос о Боге является самым важным вопросом для человека, не находится в центре внимания людей. Вернуть этот самый главный вопрос философии (а я бы добавил еще: самый главный вопрос жизни) в центр внимания людей, я думаю, должны наши церковные СМИ.
— Как вы считаете, в чем может заключаться механизм взаимодействия между светскими и церковными СМИ?
— Я думаю, что церковным СМИ нужно еще чему-то учиться у светских СМИ, например, организации работы с точки зрения достижения высокого уровня злободневности. А светские СМИ, я думаю, тоже могут очень много полезного даже в информационном плане почерпнуть из газет церковных и обогащаться тем материалом, который публикуется у нас. Ведь в светских СМИ сегодня, особенно в региональных СМИ, к сожалению, очень мало высокоинтеллектуального материала. Конечно, газета рассчитана по природе своей на широкий круг читателей, именно поэтому газета должна быть сделана, как мне кажется, не по принципу двух-, трех- и четырех- или пятивездочной гостиницы, а скорее должна быть построена по принципу круизного теплохода, где есть палубы 1-го, 2-го, 3-го класса, но все находятся в одном пространстве. То есть в газете должен быть материал, рассчитанный на серьезного требовательного, вдумчивового читателя, на людей, которым трудно читать тексты абстрактные, отвлеченные и на людей, который ярче воспринимают видимые образы, поэтому газета должна быть всегда иллюстрированной.
В газете непременно должен быть и элемент развлекательный: публикации с продолжениями каких-то художественных произведений, которые бы заинтересовывали читателей. В каждой газете должна быть какая-то полезная информация, которая помогает людям в жизни, например, в церковных СМИ должно быть расписание богослужений, информация о церковных праздниках, что и имеет место в наших СМИ. Другими словами, газета должна быть наполнена разнокалиберным и разнонаправленным материалом, для того чтобы охватить как можно большее количество читателей.
— Вы, Владыка, внимательно следите за светской прессой и, наверное, заметили, что как в начале 90-х годов был естественный интерес к напечатанному слову, которое несло много информации, так и в наше время отчасти происходит и прогнозируется значительный спад интереса к печатному слову. Можете ли Вы сделать прогноз на развитие в целом рынка средств массовой информации в России?
— Мне кажется, рынок печатных СМИ в России будет сокращаться, и это естественно. Можно использовать некие аналогии с прошлым: разве можно было сравнить значение газеты до появления телевизора и после? Газета была единственным источником получения информации, единственным источником влияния на массовое сознание людей. С появлением телевидения, конечно, в плане первенства, пальмовая ветвь оказалась в руках электронных СМИ. Это повлияло на объем информации, который передавался и передается в печатных средствах массовой информации.
Сегодня появился еще один конкурент в виде интернета. Пока еще не в каждом доме компьютер, и не каждый житель России и тем более не каждый житель Смоленской области пользуется интернетом, но тем не менее процент людей, пользующихся электронными средствами массовой информации, очень возрастает. Интернет буквально забит информацией, и ни одна газета не может конкурировать с интернетом. Поэтому, конечно, появление этой электронной сети будет также понижать, может быть, сокращать сегмент печатных СМИ. Но при всем этом, как мне кажется, еще очень долго и, может быть, навсегда сохранится печатное слово в виде книги и газетно-журнальной продукции по причинам, о которых я говорил выше.
— Что бы Вы пожелали читателям газеты «Смоленск Православный»?
Уважаемые читатели газеты «Смоленск Православный»! Через печатное слово мы получаем доступ к той информации, которая нас интересует. Православная областная газета знакомит читателя с жизнью Церкви на древней Смоленской земле. Сердечно желаю, чтобы это знакомство было приятным и духовно полезным, чтобы «Смоленск Православный» в полной мере удовлетворял возрастающий интерес нашего общества к вопросам, связанным с духовной жизнью людей.
Желаю успеха всему коллективу, Божие благословение пусть пребывает над создателями газеты и над ее читателями.
+ митрополит Кирилл.