Русская линия
Татьянин день Александра Кузьмичёва (Сопова)24.12.2007 

Церковь и образование: вместе или врозь? (V Пименовские чтения)

14 декабря в Саратове открылись пятые межрегиональные Пименовские чтения «Церковь и образование: значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России». Эта конференция посвящена памяти Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), возглавлявшего кафедру двадцать восемь лет в героическое время — с 1965 по 1993 год.

Он начинал свое служение здесь в эпоху хрущевского либерализма — последних явных гонений на Церковь. И тогда его тщанием не удалось закрыть остававшиеся в центре города храмы. Многие священники, которые служат сейчас в епархии, рукоположены Владыкой Пименом.

Уже в пятый раз его память отмечается проведением Чтений. Поскольку он был знатоком и ценителем музыки, в программу обязательно включается музыкальный элемент. Так, в этом году накануне открытия чтений их участники могли послушать в Саратовской государственной консерватории «Реквием» Моцарта в блестящем исполнении Саратовского губернского театра хоровой музыки под руководством проф. Л.А. Лицовой.

В этом году доклады конференции были посвящены роли Церкви в системе образования. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин в своем вступительном слове особенно сосредоточился на проблеме введения Основ православной культуры в школах. Как заметил Владыка, в настоящее время снизу, от родителей, раздается требование: «Нужно» — собираются десятки тысяч подписей в поддержку введения ОПК. А сверху, от властей и СМИ, формирующих «общественное мнение», звучит решительное «Нельзя». К культуре все чаще применяется ницшеанское определение — «По ту сторону добра и зла». Но для православного человека этический императив не может быть отменен. Мы не можем разделить свою жизнь на пребывание в храме и вне его, быть разными людьми в разных ролях.

Церковь в университетах: история и перспективы на будущее

После приветствий официальных лиц — А. В. Коновалова и А. Г. Бабичева — слово было предоставлено настоятелю храма св. мц. Татианы протоиерею Максиму Козлову. Его рассказ был посвящен присутствию Церкви в высших учебных заведениях до революции и в наше время, а также перспективам сотрудничества с вузами. В настоящее время, — посетовал отец Максим — церковь гораздо легче допускают в низы общества. В местах лишения свободы сейчас открыто уже более 500 храмов, а в вузах — только около тридцати. Нисколько не умаляя важность работы с заключенными, будущее страны хотелось бы все же связывать не только с оканчивающими срок и несомненно перевоспитанными в домовом храме при зоне правонарушителями, но и с выпускниками высших учебных заведений.

В XIX веке во всех пяти исторических вузах России были домовые храмы и богословие преподавалось в обязательном порядке. Результат этого, разумеется, не был автоматически положительным. Знаменитые русские революционеры изучали Закон Божий в гимназиях и теологию в университетах, что не помешало им стать ни атеистами, ни богоборцами. Но, признавая это, мы должны признать и то, что знание все-таки важно, в том числе и знание основ религии. Многие антицерковные высказывания в современном обществе, равнодушие к религии, странные для православного человека аргументы против введения ОПК часто имеют своей основой незнание даже азов учения Церкви.

Неслучайно Синод прикладывал все усилия, чтобы дореволюционные кафедры богословия в университетах были заняты выдающимися учеными и проповедниками. В Московском Университете это были прот. Петр Терновский, прот. Николай Сергиевский и прот. Николай Елеонский.

В то время преподавателям догматического и нравственного богословия вменялось в обязанность также чтение курсов по церковной истории, праву и философии (прот. Петр Терновский читал сразу шесть курсов), то есть священники оказывались едва ли не самыми загруженными преподавателями университета. Причем церковь никогда не стремилась к узурпации философского знания, и отец Петр неоднократно просил о разделении преподавания философии и богословия в ведомство разных кафедр. Прот. Николай Сергиевский оживлял свои лекции, не боясь обсуждать со студентами интересующие их вопросы современности. Не беспокоился он и о том, что философское рассмотрение той или иной проблемы может повредить думающему человеку. Он разбирал на своих лекциях учение Людвига Фейербаха, последовательно полемизируя с его материализмом. Отец Николай писал о том, что очень важно помнить сейчас, когда люди приводят такие аргументы в защиту ОПК и богословских дисциплин, с которыми трудно согласиться. Он считал, что богословие нельзя преподавать для того, чтобы достигать внешнего общественного порядка и смягчать порывы учащегося юношества. Богословие ценно само по себе, его нельзя воспринимать как инструмент для воспитания и поддержания общественной нравственности.

Сотрудничество Московского Университета и Московской Духовной Академии в ходе истории менялось качественно, но не прекращалось вовсе. Если до революции Академия давала преподавателей и студентов Университету, то в ХХ веке Университет дал множество преподавателей и студентов Академии. В настоящее время связующим звеном между МГУ и МДА является храм святой мученицы Татианы.

На самом деле, отметил отец настоятель, присутствие Церкви в вузах в виде домовых храмов не вполне юридически понятно. Есть такие законы, в соответствии с которыми это следовало бы пресекать, а есть такие, по которым это вполне допустимо. Статус теологических факультетов в светских вузах тоже не до конца определен. Нужно точнее обозначить, какими возможностями контроля должны располагать конфессии по отношению к теологическим факультетам. В католических странах разработана система двойного лицензирования: человек, преподающий богословие в вузе, сдает экзамены и в государственных, и в церковных структурах, получая двойную аккредитацию. Следует ввести подобную систему и у нас, чтобы теологические факультеты не стали местом воспитания людей странных воззрений.


Отец Максим отметил некоторые подвижки в процессе получения государственной аккредитации духовных школ. Опираясь на слова Дмитрия Медведева, произнесенные во время встречи с корпорацией Московской Духовной Академии, он рассказал о том, что аккредитация курсов духовных семинарий не означает приложения к ним светских стандартов теологических специальностей. Диплом государственного образца, хоть и без герба, духовные школы вскоре, надо надеяться, начнут давать.

Взаимодействие МДА и МГУ может стать примером сотрудничества в наше время. Теологического факультета в Московском Университете нет, нет и цели его открыть. В 2005 году, юбилейном для обеих высших школ, был подписан договор о сотрудничестве, предполагающий обмен преподавателями, взаимное присутствие студентов на лекциях, помощь в издании учебников и пособий, взаимную подготовку специалистов. Не будет богословского факультета — но нужны такие специализации на гуманитарных факультетах, которые будут расширять область церковного знания. Пример такой специализации — отделение византийской и новогреческой филологии на филологическом факультете МГУ. Ведь византийская словесность — почти исключительно святоотеческие творения. На историческом факультете открыта кафедра истории Русской Церкви — и батюшка отдельно отметил, что для ее открытия необходимо было качественно изменить ситуацию в большом Ученом Совете МГУ. Планируется открытие кафедры истории церковно-государственных отношений на юридическом факультете.

Генеральный директор государственного музея имени Радищева Т.В. Гродскова рассказала о той роли в сохранении церковных ценностей, которую сыграли музеи в период существования богоборческой власти.

Проректор Саратовского государственного университета А.П. Мякшев говорил о том, что для преодоления кризиса идентичности, который существует в настоящее время в России, необходимо соединение двух ценностей — Православия и патриотизма. Особенно актуально это в связи с активностью мусульман в России.

Нельзя упаковать все возможности мировоззренческого выбора в одну коробку

Протоиерей Всеволод Чаплин в своем докладе «Церковь и образование: вместе или врозь? Мировой опыт, церковно-государственный диалог, общественная дискуссия» доказал правовую возможность введения в школах Основ православной культуры. Международное право признает за родителями право определять мировоззренческие установки их детей и право на образование, соответствующее сделанному в семье религиозному выбору. Школа должна не навязывать мировоззрение, а приспосабливаться к тому, что уже существует в семье. Есть, конечно, в настоящее время «педагоги-новаторы», которые утверждают, что школа должна освобождать детей от влияния семьи и от предрассудков их родителей. В пример такого «новаторского» подхода были приведены высказывания Александра Адамского.

В Европе путем проб и ошибок найдена оптимальная модель отношений Церкви и государства: родители могут выбирать между несколькими религиозными курсами и светской этикой в школе, но при этом данный учебный час является обязательным. Выбор предоставляется обычно между 6−7 религиями. Тот путь, который сейчас обсуждается в России — объединить разные учения в одном предмете — был уже опробован в Норвегии. Разработанный в этой стране курс «Государство, религия и философия» о разных вариантах мировоззренческого выбора был успешно оспорен в суде. «Нельзя упаковать все в одну коробку», — подытожил отец Всеволод.

Проблема, с точки зрения прот. Всеволода Чаплина, усугубляется тем, что вакуум духовных знаний никогда не бывает абсолютным. Если лишить человека вертикального измерения жизни, то сколько бы у него ни было еды и денег, чего-то ему будет недоставать. Вакуум не может не заполниться теми или иными влияниями, в том числе экстремистскими и разрушительными. Дискуссия об ОПК — это как раз диалог о том, как заполнить такой вакуум.

Отец Всеволод напомнил, что в Конституции РФ ничего не сказано об отделении школы от Церкви. Те чиновники и журналисты, которые повторяют это утверждение, на самом деле ссылаются на ленинский декрет, отраженный в Конституции СССР, но не в российской. Может быть, эти чиновники до сих пор не удосужились прочесть последнюю?

Те, кто говорят, что в многокофессиональном государстве все религии должны отсутствовать в системе образования, просто лукавят. Гораздо логичнее обеспечить присутствие всех конфессий. Ведь школа в любом случае предельно идеологизирована, даже если по совету г-на Адамского вводить идеологию радикального отказа от патриотизма. И это — тоже идеология.

В школах на данный момент навязывается идеология вседозволенности: что ребенку нравится, то и хорошо. Чем меньше нравственности — тем меньше комплексов. Это не нейтралитет, а определенная идеология, и родители имеют право отказаться от такого воспитания для своих детей. За истерикой противников Основ православной культуры, по мнению отца Всеволода, скрывается следующее: те, кто пытался прийти к власти над умами детей России, «освободить» их от морали и патриотизма, — чувствуют, что свою власть они потеряли.

В связи с приведенной прот. Всеволодом аргументации противников ОПК, часто скатывающейся до уровня «Почему? — Потому!» и «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», Владыка Лонгин поделился с аудиторией воспоминанием о том, как в бытность помощником эконома Троице-Сергиевой Лавры в начале 90-х годов ушедшего века он должен был вести переговоры с Александром Яковлевым о создании православного канала на телевидении. Тогда же Владыка впервые услышал такие знакомые сегодня аргументы: «У нас многоконфессиональная страна… а что мусульмане скажут…» Но когда г-н Яковлев устал беседовать на эту тему, он стер с лица остатки дружелюбия и сказал отчетливо: «Слушайте, молодой человек. Мы вам времени на телевидении не дадим». Таким образом точка в том разговоре была поставлена на много лет.

Элита и масса, риторика и факты

Архимандрит Никон (Лысенко) в докладе «Проблема массовой, элитарной и народной религиозности в современном обществе» сосредоточил внимание на основной черте массовой психологии нынешнего человека: стремлении к комфорту и снятию с себя ответственности. В Православии, в отличие от протестантизма, нет противопоставления частного духовного опыта общему. Духовный опыт «элиты» — архиереев, монашества, по призванию — также и приходского духовенства — продолжается в опыте масс. Преодолевается тенденция к приватизации духовного опыта.

Руководитель Православной классической гимназии в г. Тольятти прот. Димитрий Лескин проанализировал современную полемику вокруг преподавания религиозных дисциплин в школе и сопоставил российскую ситуацию с зарубежным опытом. По мнению отца Димитрия, мы не имеем права на пессимизм, несмотря на ужасающую демографическую статистику. Риторика в стране уже изменилась — теперь нужно, чтобы факты с ней совпали. Тенденции в этой стране творим мы, — подытожил отец Димитрий.

Хочешь узнать свои грехи — послушай ближних

В президиуме конференции разгорелась дискуссия о «письме десяти академиков» и преподавании Основ православной культуры. Отец Максим Козлов напомнил святоотеческое правило: хочешь узнать свои грехи — послушай ближних. Мы с академиками не согласны, но имеем права просто отмахнуться. Их мнение основано на том, что от лица Церкви абы кто абы что и абы где говорит. По прессе действительно создается впечатление об агрессивной массе малообразованных людей. От лица РПЦ должны говорить только ответственные и адекватно подготовленные люди. Претензии к ОПК, по мнению отца Максима, также пока к сожалению обоснованы, поскольку мы еще не предъявили обществу ни блестяще написанных учебников, ни достаточного количества хороших преподавателей.

Владыка Лонгин возразил отцу Максиму: «письмо десяти академиков» написано вовсе не ими, это «прямая заказуха», сфабрикованная врагами Церкви, с точки зрения которых единственное доброе дело, которое Церковь может сделать, — это самоликвидироваться.

Прот. Всеволод Чаплин добавил, что, хотя и делается много ошибок, это не значит, что ничего не нужно делать вовсе. Если 25 лет готовиться к введению ОПК — за это время погибнет Россия. Но ошибки надо научиться не замалчивать, а исправлять в работе. Не нужно запрещать священникам высказываться в прессе, но следует честно давать им оценку: указывать, где тот или иной священнослужитель был не прав.

Воспитывать Кириллов и Мефодиев для Китая

После дискуссии заседание продолжилось докладом священника Александра Шестака, заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Отец Александр поделился методическими разработками по преподаванию ОПК курсантам и слушателям военных учебных заведений.

Пленарное заседание завершилось докладом руководителя информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи РПЦ диакона Михаила Першина «Миссия к молодежи в эпоху глобализации: стратегия Церкви». Отец Михаил рассказал собравшимся о мулле, который не строит мечети, но издает миссионерскую газету — настолько миссионерскую, что даже слово «Аллах» там заменяется на слово «Бог». И этот мулла очень рад, что Православная Церковь строит храмы: в результате у нее не хватает ресурсов на миссию, так что через 30 лет к этим храмам можно будет просто пристроить минареты. Чтобы этого не случилось, нужно уже сейчас преодолевать проблемы, существующие в области внутренней миссии. Нужно разрабатывать алгоритмы, например, работать с будущими мамочками в женских консультациях, побуждая их крестить детей и воцерковляться самим. Нужно перенимать удачные опыты — например, организации детской комнаты при храме у отца Алексия Уминского. Нужно помочь детям дожить до своих детей — ведь едва ли не половина россиян умирает в возрасте от 14 до 27 лет. Одна из возможностей повзрослеть, не погибнув — «следопыты», русский аналог скаутского движения. Кто научится выживать на природе — выживет и в бизнесе.

Миссия — дело затратное, и целиком поручить его епархиям было бы неразумно. Нужно создавать организации с общественным статусом — это позволит привлекать нецерковные деньги на церковные цели.

Особенное воодушевление вызвала у аудитории идея отца Михаила Першина о том, что Господь послал к нам в Россию самых талантливых студентов из Китая, Кореи, Японии, Мьянмы. Они могли бы стать Кириллами и Мефодиями у себя на родине, если бы встретились «не со скинами и ментами, а с нами». Уже изданы последования Литургии, параллельные молитвословы на русском и китайском, русско-китайский словарь религиозных терминов.

К сожалению, на пленарном заседании не осталось времени на обсуждение проекта резолюции Чтений. Впрочем, этот проект был роздан всем участникам с призывом вносить свои предложения. Конференция продолжилась круглым столом на тему «Церковь и молодежь: точки соприкосновения». На второй день конференции планировалась работа секций «Ценностный мир человека: актуальные проблемы ХХI века», «Церковь в пространстве истории», «Роль христианства в мировой культуре» и «Православная культура и образование».

Владыка Лонгин отметил, что проведение Чтений в разные годы характеризуется разной степенью торжественности. В прошлом году эта мера была большей, чем в этом, но в следующем, когда будет отмечаться пятнадцатилетие со дня кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), чтения снова будут носить более торжественный характер.

http://www.taday.ru/text/85 296.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика