Русская линия
Новая политика Александр Крылов24.12.2007 

Готова ли Россия к независимости Косова?

19 декабря Совбез ООН на закрытых консультациях не смог решить вопрос о статусе Косово. После этого представители США и Евросоюза заявили, что нет смысла их продолжать и теперь они намерены сыграть ведущую роль в определении статуса сербской автономии. Это заявление, сделанное после обсуждения в СБ ООН в Нью-Йорке, вызвало резкую реакцию со стороны России и Сербии.

Россия отказывается признать переговоры по статусу Косово в СБ ООН завершенными и заявляет, что развертывание миссии ЕС в Косове без соответствующего мандата Совбеза ООН будет нелегитимным, что принятие односторонних решений относительно судьбы края создаст опасный прецедент. Той же позиции придерживается премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, который предупредил, что одностороннее объявление независимости Косово при поддержке западных стран подорвет принципы, изложенные в уставе ООН, и станет началом новой эры, «в которой сила превыше права». Он добавил, что такое развитие событий приведет к серьезному кризису, однако не уточнил, какие действия может предпринять Сербия. Сербы, называющие Косово своей исторической территорией, по-прежнему настаивают на том, что провинция должна получить широкую автономию в составе Сербии, но не независимость. С этой позицией согласна Россия, Китай и многие другие государства.

На Западе считают, что принцип прецедента использовался Москвой для давления по косовской проблеме.

Власти Косово в очередной раз заявили, что считают неприемлемым дальнейшее сосуществование Сербии и Косово в рамках одного государства. Отделение от Сербии и полную независимость Косово открыто поддерживают Соединенные Штаты и почти все страны Евросоюза.

США и ЕС намерены в ближайшее время развернуть миссию ЕС в Косово и определить статус края в течение нескольких месяцев. Каким будет это решение уже известно — это признание независимости Косово на основе плана Марти Ахтисаари. Представители России заявляют, что подобные односторонние шаги создадут опасный прецедент, будут идти в нарушение всех международных норм, что необходимо решать проблему только через Совбез ООН. Развертывание миссии ЕС в Косово без соответствующего мандата Совбеза будет нелегитимным. Решение об отправке в Косово миссии гражданской полиции на смену миротворцам ООН было принято 14 декабря на саммите ЕС в Брюсселе.

Идея признания независимости Косово неприемлема для многих стран, еще больше тех, кому она решительным образом не нравится. Но безоглядно бьется за сербские интересы, пожалуй, одна Россия. Большинство же членов международного сообщества не проявляют желания ссориться с США и ЕС из-за Сербии. Скорее всего, если бы не беспримерно активное сопротивление российской дипломатии, то независимость Косово состоялась уже в прошлом году (о неизбежности которого еще в 2006 г. заявляло множество западных политиков). Все идет к тому, что независимость Косово будет официально признана США, ЕС и многими государствами, которые пойдут на это из собственных интересов. То есть часть мирового сообщества пойдет на нарушение принципа территориальной целостности государства — члена ООН. Другая часть на это не пойдет. Возникает вопрос — что дальше? Можно и дальнейшем настаивать на необходимости соблюдения международного права и протестовать против нарушения принципа территориальной целостности. Но в этом случае одна часть мирового сообщества будет этот принцип нарушать, а другая — продолжать соблюдать, что представляется делом проигрышным, а для России — просто абсурдным.

Со стороны российских представителей много раз звучали заявления о том, что независимость Косово будет иметь прецедентный характер. Смысл этого прецедента в том, что принцип территориальной целостности государств фактически перестанет работать, и каждый из членов международного сообщества будет сам определять, в каком случае нужно признавать независимость нынешних «самопровозглашенных» государств, в каком — нет.

Сохранит ли российское руководство свою позицию о принципе косовского прецедента после провозглашения независимости Косово и его признания частью мирового сообщества? Похоже, что на Западе в это не очень верят, так как считают, что принцип прецедента использовался Москвой для дипломатического давления по косовской проблеме, но не более того. И для этого были определенные основания.

Если бы Россия в серьез намеревалась рассматривать признание независимости Косово как прецедент, то тогда она должна быть готова к распространению этого прецедента на непризнанные государства на постсоветском пространстве. То есть Москва буквально на следующий день после признания США и ЕС независимости Косово (а лучше в тот же день) должна заявить о признании независимости Абхазии, НКР, Приднестровья и Южной Осетии. Но может ли она пойти на такой шаг в одиночку? В этом есть большие сомнения, так как в этом случае внешнеполитические потери окажутся слишком велики.

Москва может пойти на подобный шаг лишь в том случае, если часть международного сообщества согласится с тем, что независимость Косово станет прецедентом и поддержит признание Москвой непризнанных республик на постсоветском пространстве. Но согласится ли на это, скажем, Китай с нерешенной тайваньской проблемой? Или страдающие от сепаратизма Индия и другие развивающиеся государства, которые не поддерживают независимости Косово, именно из-за того, что она представляет реальную опасность для их территориальной целостности?

Идея признания независимости Косово неприемлема для многих стран.

Если бы Россия всерьез рассчитывала на придание косовской независимости прецедентного характера, то ей пришлось бы сделать очень много, чтобы убедить другие государства согласиться с таким подходом и вслед за Москвой признать независимость Абхазии, НКР, Приднестровья и Южной Осетии. Чтобы добиться поддержки хотя бы своих наиболее близких союзников и партнеров, Москве нужно было заранее провести колоссальную дипломатическую работу. Была ли эта работа проведена? Если да, то сохранить ее в тайне было бы крайне сложно.

Похоже, что пока российская дипломатия сосредотачивает все свои усилия на борьбе за сохранение в международных отношениях принципа территориальной целостности и за сохранение Косово в составе Сербии. В итоге Москва может оказаться совершенно не готовой к тому, чтобы ввести косовский прецедент в практику международных отношений. А значит и к тому, чтобы использовать этот прецедент для защиты своих государственных интересов.

http://www.novopol.ru/opinion33053.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика