Нескучный сад | Священник Даниил Сысоев (+2009) | 22.12.2007 |
- Вы только представьте, в наше время в православной стране нет возможности открыто служить Божественную литургию! Древние храмы и монастыри захвачены раскольниками. Люди приходят молиться Богу в частные дома с занавешенными окнами. Набиваются в небольшую кухоньку, откуда вынесена вся мебель. Там нет, конечно, ни Царских врат, ни иконостаса, только престол и жертвенник, которые священник привозит с собой. Постоянных прихожан уже около двух тысяч, и им приходится ходить в храм по очереди. Я бывал на таких службах. Перед началом литургии даже в такую подпольную церковь приходит полиция и записывает всех, кто стоит в храме. Потом у этих людей начинаются проблемы на работе. Но несмотря на это они причащаются четыре раза в неделю! В среду, в пятницу, в субботу и в воскресенье. Чем больше скорбь, тем горячее вера.
Почему же ситуация в Македонии сложилась таким образом? Нынешняя республика — это только часть исторической местности, которая называлась Македонией раньше, но на этой территории с VI века существовала независимая Православная Церковь, называлась она Охридская архиепископия и по своему статусу была равна пяти Вселенским патриархатам. Она просуществовала до 1767 года, когда была упразднена османскими войсками и перешла под юрисдикцию Сербского патриархата. В 1967 году под давлением югославских коммунистов два македонских епископа — Досифей и Наум — незаконно провозгласили автокефалию и вышли из Сербского патриархата. Новую независимую церковь они назвали Македонской православной церковью, но ни одна из Поместных Церквей не признала ее независимость — таким образом произошел раскол. Македонские монахи не поддержали епископов-раскольников и, покинув свои монастыри, ушли на Афон и в Сербию. Опустевший монастырь святого Наума Охридского (по значению для македонцев он такой же, как для русских Троице-Сергиева лавра) раскольники продали под отель вместе с мощами и храмом. Хотя его ценность трудно переоценить даже с исторической точки зрения, не говоря о духовной, ведь в нем трудились такие подвижники, как святители Климент и Наум Охридские, жил святитель Николай Сербский, преподавал святитель Иоанн Шанхайский. А теперь в братском корпусе живут туристы. В монастыре св. вмч. Пантелеимона с росписями XII века устроили ресторан. Деятельность раскольнической церкви поддерживало правительство сначала Югославии, а впоследствии независимой Республики Македония: «Независимой стране — независимую церковь!».
Все эти годы Сербская Церковь пыталась преодолеть раскол. В переговорах даже участвовали Московский и Константинопольский патриархи. Но никакого результата не было, вплоть до 2002 года, когда во время очередных переговоров в Сербии на условиях широкой автономии раскольники все-таки согласились вернуться под юрисдикцию Сербского Патриархата. Соглашение было подписано, но в ситуацию снова вмешалось правительство, и договоренности в силу не вступили. Однако после этих событий один из раскольников — митрополит Йован (Вранишковский) самостоятельно ушел из раскола и вернулся в каноническую Церковь. Вместе с ним в каноническую Церковь перешли 25 монахов и монахинь — почти все, выросшие в расколе. Их тут же изгнали из монастырей.
На каноническую Церковь, которую возглавил владыка Иоанн (временно назначенный исполняющим обязанности митрополита Охридского до тех пор, пока не состоится возвращение из раскола всей Македонской Церкви), тут же обрушились гонения, а самого епископа в 2003 году посадили в тюрьму по обвинению в финансовых махинациях. Потом владыке добавили еще срок за антиправительственную агитацию. Начались настоящие репрессии, македонцы, которые перешли в законную Церковь, подверглись гонениям, у них начались проблемы на работе и с полицией. Однако в 2005 году в Сербии были рукоположены еще три епископа и три священника, таким образом Охридская архиепископия стала автономной Церковью в составе Сербской Церкви.
Своих храмов у канонической Македонской Церкви нет. Старинные храмы захвачены раскольниками. Монастыри тоже существуют в подпольных условиях. Литургию служат в частных домах, и таких приходов уже более пятнадцати. Их службы напоминают времена первого христианства: каждую литургию они служат как последнюю. Когда владыка Йован вышел из тюрьмы, он попытался построить церковь на своем личном земельном участке, но закончить строительство ему удалось не сразу. Фундамент храма разрушили бульдозерами, а владыку снова посадили. На этот раз в камеру к уголовникам: «Они были мусульмане, албанцы, но относились ко мне лучше, чем македонцы, — сказал архиепископ Иоанн. — Я даже выучил албанский язык, пока сидел в тюрьме!» После третьего срока он вышел на свободу в мае этого года и все-таки завершил строительство единственного храма. Но храм получился маленьким, и его не хватает для всех прихожан.
Владыка Иоанн просит нашей помощи в покупке мобильного храма-палатки, которую можно оперативно установить в той местности, где люди ждут возможности поучаствовать в литургии, и так же быстро собрать после службы, чтобы не вступать в конфликт с раскольниками — власти просто не успеют среагировать и прислать бульдозеры! Зато в такую палатку помещается 200 человек!
Храм-палатка стоит 120 тыс. рублей. Если вы хотите помочь, деньги можно передать через иерея Даниила Сысоева, настоятеля храма апостола Фомы на Кантемировской. Телефон: 8−926−430−33−27, сайт: www.daniilhram.info.
Сайт Охридской архиепископии: www.poa-info.org.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ ion=10 001&article=783