Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости Альмира Тагирджанова18.12.2007 

Декабрь — месяц хаджа

Россия по праву считается оплотом православия, однако исламу на территории страны более тысячи лет, а увеличивающейся мусульманской общине Санкт-Петербурга — триста.

События, которые происходят сегодня в мире, предопределяют неоднозначное отношение людей к исламу: у одних он вызывает интерес, а других даже пугает. Кстати, еще в 1901 г. А. Е. Крымский, профессор московского Лазаревского института восточных языков, автор статей в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, писал в своей книге «История мусульманства»: «Как ни странно, но Россия, несмотря на то что исстари имела мусульманских подданных, всегда отличалась невежеством насчет их истории, религии и т. д.».

Давайте немного ознакомимся с этой религией, тем более что для этого есть повод. 20 декабря мусульмане отметят большой праздник — Курбан-байрам, который наступает в день завершения паломничества (хаджа) в Мекку и Медину.

Совершить хадж хотя бы раз в жизни — обязанность каждого мусульманина, имеющего на то силы и средства. Он должен поклониться святой древней земле, по которой ступали Адам, почитаемый мусульманами как первый Божий посланник, проповедавший веру в единого Бога, его жена Ева (Хавва), Ной (Нух), Авраам (Ибрахим) и пришедший, как считают мусульмане, с последней миссией Мухаммед.

Эта земля хранит для верующих живую память о Ветхозаветных событиях и истории ислама. Здесь пророк Мухаммед впервые получил откровения, ставшие началом ниспослания последнего Священного Писания — Корана. А после переселения в Медину пророк, по указанию Всевышнего, совершил вместе со своими последователями свой первый хадж, что означает в переводе с арабского «цель» — паломничество к древнему храму Каабе. Мусульмане считают, что первым строителем Каабы был Адам, а много позже уже пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом восстановили дом Аллаха.

Сегодня ритуалы хаджа повторяют те же действия, которые выполняли многие поколения верующих: обход вокруг Каабы, благословение после питья воды из святого источника Замзам, забившего по воле Всевышнего для погибавшего в пустыне от жажды Исмаила, посещение могил Мухаммеда и его сподвижников, молитва в мечети Пророка. Завершает хадж обряд, посвященный памяти пророка Авраама (Ибрахима).

Авраам готов был для доказательства своей преданности вере и Богу принести в жертву сына. В последнюю минуту Аллах сжалился над несчастным отцом, послав ему жертвенного барашка в подтверждение того, что Господь обо всем сведущ.

И по сей день в Курбан-байрам не только паломники, но и каждый мусульманин, имеющий такую возможность, должен принести жертву. Обычно треть мяса идет на праздничную трапезу, а остальное раздается неимущим. Но, по желанию, все мясо можно раздать бедным единоверцам или заменить его стоимость деньгами. В дни праздника, а он продолжается три дня, принято посещать могилы предков, приглашать гостей, наносить визиты, надевать новую одежду, дарить подарки.

Мусульманское паломничество — это крупнейшее ежегодное собрание верующих людей планеты. Конечно, слово «собрание» плохо согласуется с численностью паломников, равной нескольким миллионам. Точное количество побывавших в эти дни на святой земле, будет известно после завершения хаджа. Саудовское министерство хаджа устанавливает квоту на ежегодное паломничество в Мекку и Медину для всех стран из расчета одно место на тысячу мусульман, проживающих в государстве. В РФ около 20 миллионов мусульман, поэтому Саудовская Аравия принимала до 20,5 тысячи паломников из России. В нынешнем году впервые, по просьбе российской стороны, примет 25 тысяч наших мусульман. Некоторым из них такую возможность дали состоятельные единоверцы, передав для этой цели духовным управлениям мусульман различные суммы. Далеко не каждый истинно верующий мусульманин-россиянин в состоянии сам оплатить двухнедельную поездку, которая в этом году стоит от 52 тысяч рублей.

9 декабря группа питерских паломников — 47 мусульман бесплатно и 10 за полную стоимость — отправилась через Москву авиарейсом на поклонение святым местам. Среди паломников — мужчины и женщины разных национальностей, традиционно исповедующие ислам, и русские, поменявшие конфессиональную принадлежность. Женщины, вернувшись на родину, получат к своему имени почетную приставку «хаджа», а мужчины — право носить чалму и приставку «хаджи». Возможно, читателю интересно будет узнать, отправлялись ли мусульмане России в столь далекий путь в прежние времена? Да, несмотря на то что царской властью всячески поощрялся переход мусульман в православие.

Первый российский законодательный акт об организации паломничества появился в 1803 году. Однако проблема хаджа осложнялась тем, что святые места Ислама находились под верховной властью Османской Турции, постоянной соперницы России на Востоке. Поэтому император мог «признать удобность запретить на время жителям мусульманских областей наших ездить в Мекку на поклонение», как это сделал Александр I в 1822 году.

В начале XX века Министерство внутренних дел императорской России очень серьезно рассматривало вопрос паломничества. Из департамента духовных дел иностранных исповеданий докладывали, что на поклонение прибывают ежегодно со всех концов мусульманского мира от 80 до 150 тысяч паломников. Определить русско-подданных тогда было невозможно, так как большинство из них не имели паспортов. Однако местные консулы называли численность приблизительно: 18 — 25 тысяч.

По Закавказью и северной части Персии (современный Иран) по направлению на Багдад и далее через пески Аравии шли шииты Закавказья и Закаспийской области. Паломнические караваны за плату сопровождали проводники. Около 15 тысяч человек выбирали этот путь. Из Самарканда и Бухары на Афганистан, с проездом от Пешавара до Бомбея по железной дороге, следовали паломники среднеазиатских владений империи, ежегодно от 4 до 7 тысяч. Третий путь был из портов Черного моря через Константинополь и Суэц: им пользовались до 2 — 3 тысяч паломников (татары, кавказские сунниты и ближайшие киргизы). Этот путь признавался самым легким и коротким. С первой мировой войной хадж из России был прерван.

В годы советской власти тоже находились желающие совершить паломничество. Они обращались в духовное управление мусульман. Единственная группа комплектовалась из двадцати человек и ее состав согласовывался с советом по делам религий. Некоторым мусульманам приходилось подавать заявления ежегодно в течение 5 — 10 лет. Многим так и не удалось побывать в хадже. Сейчас мусульмане заранее обращаются в посольство Саудовской Аравии в Москве, но нужно отметить, что саудовская виза выдается только при наличии справки, выданной религиозной общиной.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 247 181@SV_Articles


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика