Русская линия
Русский домПротоиерей Вячеслав Брегеда18.12.2007 

О плевелах алчности и конце мира
К какому будущему мы движемся? Об этом наша беседа с настоятелем Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского района протоиереем Вячеславом Брегедой

Почти ежедневно из СМИ мы узнаем о немыслимой коррупции в нашей стране, сверхбогатых людях, устраивающих нередко сногсшибательные шоу, которые вызывают буквально шок и крайнее недоумение у видавших виды представителей и Запада, и Востока.

— Как поведал ведущий одного из телеканалов, не так давно весьма почтенная публика из «новых русских», совершая круиз по странам центральной Европы, устроила даже небольшое искусственное землетрясение на одном из островов в Средиземном море. Такие события невольно навевают мысли о конце света и Страшном Суде…

— Мне вспоминается начало 90-х годов, когда у нас ежедневно происходили разборки между мафиозными группами. Однажды я отпевал одного из погибших в перестрелке. Необходимо пояснить, что священник, как и врач, не имеет права отказаться от выполнения своих обязанностей, даже если имеет дело с преступниками. После отпевания я спросил одного из присутствовавших: «За что его убили?». В ответ услышал: «Из-за алчности». При отпевании мне как священнику приходилось говорить: «Со святыми упокой, Христе Боже, душу усопшего раба твоего». Когда заведомо знаешь, какую человек вёл жизнь, произносить эти слова — буквально совершать насилие над своей совестью.

После отпевания нужно было сказать хотя бы небольшую проповедь. Я подумал: «Что говорить таким людям? Чем их вразумить?».

И рассказал им о благоразумном разбойнике. Дай Бог, чтобы подействовала на кого-нибудь из них моя проповедь.

В одном из монастырей я слышал рассказ о слепом пророке, которого водил мальчик-поводырь. Они ходили по разным городам и селениям, пророк призывал людей к доброй богоугодной жизни, обличал пороки, вразумлял, советовал исправить свою жизнь. Так они совершали своё дело довольно много времени. Однажды мальчик невольно сделал для себя открытие, что люди от проповедей пророка не становятся лучше. Тогда он решил не водить старца к людям, а привести его в пустыню, пусть там проповедует… И вот они пришли в пустынное безлюдное место. Мальчик, обратившись к пророку, сказал: «Проповедуй, отче, возле нас много собралось людей, и они тебя готовы слушать». Старец начал говорить о Боге, о сотворении мира, призывать делать добро, не грешить… Когда он закончил проповедь, камни сказали: «Аминь!».

Камни ожили, пробудились от тех вдохновенных мудрых слов, а людские сердца оказались глухи и более тверды, чем камни…

— В Евангелии сказано: «Блажени алчущии и жаждущие правды, яко тии насытятся» (Мф. 5, 6). Видимо, алчность может иметь не только отрицательную направленность?

— Святые отцы говорили, что все наши страсти есть извращённые добродетели. Если мы алчем, или желаем правды, истины, знаний, любви, то это есть добрая Богоугодная потребность нашей души. Если же мы ненасытно стремимся к материальным приобретениям, проявляем страсть к вредным увлечениям, заражаемся болезненным почитанием звёзд эстрады и т. п., то это ведёт нас в конечном итоге к духовной деградации. Главный результат всего этого — полное забвение Бога и душевная смерть. Уместно сказать, что настоящим бедствием становятся сегодня и компьютерные игры.

Предела алчности нет. Из средств массовой информации мы узнаём о фантастических приобретениях богатых людей. Покупается земля, целые кварталы жилых домов, крупные предприятия, шикарные яхты, морские острова… Недавно я узнал об одном предпринимателе, который имеет в Москве множество квартир. Сам он довольно пожилой человек и инвалид второй группы. Его единственная дочь — также богатая собственница. Такие люди настолько далеко зашли в своей страсти, что сам вопрос: «Зачем и для чего?» не имеет для них никакого смысла. Мне кажется, если бы они имели возможность приобрести весь земной шар, небесные светила или даже всю Вселенную, то не остановились бы ни перед чем…

Такое безумие прерывает только смерть.

Недаром в Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26).

Классический пример алчности и её бесславного финала — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

— Чудовищные злоупотребления и явные беззакония во всех жизненно важных сферах становятся нормой жизни нашего государства. Можно ли как-то исправить наше общество без «железной руки»?

— Ещё пророк Исайя в начале первого тысячелетия до нашей эры, обличая еврейский народ, говорил: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1, 23).

Болезнь алчности стара, как мир. И до Рождества Христова, и после, о ней было известно достаточно хорошо. Можно ли такую болезнь излечить каким-либо «хирургическим», революционным путём? Римский император и философ Марк Аврелий высказал мысль о том, что перевороты случаются в жизни человечества каждый век, а затем всё возвращается на круги своя.

В XX веке Россия пережила три революции и революционную перестройку, войны и другие катастрофические события. Очевидны последствия: гибель колоссального количества людей, разрушение природной среды, созданных многими поколениями материальных ценностей, традиций, нравственности, культуры, преемственности поколений…

Так нужно ли снова наступать на те же грабли?

Вместе с тем наше общество возмущено вопиющей несправедливостью: разрыв между богатыми и бедными создаёт почву для новых общественных потрясений. Раньше жгли барские усадьбы, подобное не исключается и в наше время.

А выход есть, очень простой и давно известный, не требующий кардинальных политических решений. И находится он в сфере нравственности каждого из нас. Нужно жить для ближних. Ближние — не только наши родственники, но и те люди, которые нуждаются в нашей помощи и которым мы можем помочь. До революции были известные меценаты: Третьяков, Мамонтов, Серебряков, Румянцев и другие. Огромные средства вкладывали в развитие культуры, образование народа, строили больницы, школы, церкви. Их примеру и должны следовать наши преуспевающие бизнесмены.

Не дай Бог нам новых революций!

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы богатые поступали разумно и делились с бедными, вообще не было бы бедных. На земле достаточно даров Божиих, чтобы всем хватало пропитания и прочих материальных благ. Беда в том, что человек, создавая своё материальное благополучие, часто забывает про всех и вся, ни с кем не хочет считаться и, по слову Евангелия, начинает богатеть в себя, а не в Бога. В этом корень всех революций и общественных потрясений.

— Можно ли предвидеть будущее? И что движет современным миром?

— Каждое поколение получает от предыдущего определённый потенциал добра и зла. Какие семена посеем мы в наших детях и внуках сегодня, такие плоды и пожнём завтра. Если посеем семена добра и милосердия, то можно надеяться на возрождение страны и духовности народа. Пока что нашими СМИ и всей окружающей действительностью сеется зависть, злоба, алчность, презрение к ближнему. Представляете, какие это даст плоды?

К сожалению, большинство современных людей всё дальше и дальше отходит от естественных простых человеческих отношений, которые заключаются в двух заповедях Господних: о любви к Богу и ближнему.

Неким новым идолом в современном мире становится престиж — желание «держать марку», следовать за модой и не отставать от других. Престижным стало иметь хорошую дачу или загородный домик, новый автомобиль солидной фирмы, проводить отдых на каком-нибудь известном курорте и т. д. Стремление не уступить соседу, жить лучше других или, по крайней мере, не хуже стало главным смыслом жизни «цивилизованного человечества».

В США, если ты вовремя не сменил автомобиль, на тебя, пожалуй, посмотрят искоса — без автомобиля определённой марки и своего дома ты как бы и не человек вовсе. Идёт настоящая престижная гонка, лишь бы не отстать!

К сожалению, самые худшие традиции западного мира очень быстро перекочевывают на нашу почву.

Во главу угла ставится престиж, погоня за материальным благополучием. При этом семейные обязанности, любовь к ближним, духовное совершенство становятся понятиями второстепенными и маловажными. Постепенно разжигая в себе невинную страсть «быть не хуже других», люди делаются завистливыми и алчными. И следствием такой жизненной позиции является вражда в семье, в коллективе, подсиживание друг друга на рабочем месте, ненависть… В результате духовно уродуем и самих себя и ближних.

Апостол Иаков в своем послании пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете…» (Иак. 4, 1,2).

Мне вспоминается один советский фильм с участием Анатолия Папанова. Главный герой работал простым сотрудником на предприятии, хорошо и добросовестно выполнял своё дело и был вполне счастлив. Однако его жену это не устраивало, и вот она захотела, чтобы он стал директором. Как ни убеждал её муж, что он на своём месте и не хочет никаких перемен, жена использовала все свои связи и возможности, чтобы сделать так, как ей хочется. После того как главный герой стал, наконец, директором, с ним вскоре случился сердечный приступ, и он умер…

С духовной точки зрения, труд крестьянина, добросовестно выполняющего свою работу, более богоугоден, нежели деятельность чиновников и предпринимателей, пребывающих в гордыни. Как известно, многие апостолы были простыми рыбаками.

(Окончание в N 1, 2008 г.)

http://www.russdom.ru/2007/20 0712i/20 071 222.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru