Российский Собор Православных Предпринимателей | В. Журавлёв | 18.12.2007 |
Большинство буддистских сект сформировалась в результате смешения буддизма махаянистского толка (в отличие от более раннего течения хинаяны, целью махаяны является «отказ от личного спасения ради помощи и освобождения всех живых существ») и местных религиозных верований., а потому имеют национальный оттенок тех стран, где они возникли. Поэтому им чужды интересы стран пребывания. Соответственно воспитываются и новые члены сект из числа местных граждан, которым навязывается идея превалирования корпоративных интересов над гражданскими, возможность игнорирования существующего законодательства.
Учитывая рост на территории Украины численности выходцев из Вьетнама (только в Киеве их численность превышает 1500 человек), следует принимать во внимание популярность в среде представителей вьетнамской диаспоры буддистских сект «Као — дай» и «Хоа — хао», возникших в Индокитае в период борьбы с колониализмом. Высший их этический принцип — верность долгу, т. е. «братству». Замкнутые организационных структур этих сект пытаются распространять своё влияние на соплеменников под предлогом"оказания защиты и опеки".
В прошлом году в Китае произошли массовые столкновения приверженцев секты «Фалуньгун» с органами общественной безопасности, завершившиеся арестами сотен необуддистов. После этого власти КНР объявили о запрете деятельности секты и выдвинули требованиегосдепартаменту США осуществить экстрадицию руководителя «Фалуньгун» Ли Хунчжи в Китай. Влияние идей этой секты на китайскую диаспору в Украине пока ничтожно. Хотя в Киеве насчитывается более 3000 китайских граждан, однако ряды местной организации секты пока пополняются, как ни странно, исключительно гражданами нашего государства. Однако действия сектантов свидетельствуют об их решимости отстаивать свои идеи любыми методами, не останавливаясь при этом перед совершением правонарушений.
Уходящие корнями в традиционную японскую культуру многочисленные секты «Нитирэн», «Реюкай», «Сокка — гаккай» не признают других религий и имеют ярко выраженную националистическую окраску, что не мешает им создавать свои ячейки в других странах, где компактно проживают лица японской национальности. После применения 20 марта 1995 года в токийском метро боевого отравляющего вещества «зарин», когда пострадали сотни ни в чём не повинных людей (включая 12 погибших), скандальную известность приобрела секта «АУМ Синрикё», созданная в 1987 году специалистом по иглоукалыванию Тидзуо Мацумото, более известным под именем Сёко Асахара. Новоявленный «гуру» провозгласил себя «аватарой» — очередным воплощением Христа на Земле. В результате тщательного обыска на принадлежавшем секте участке земли возле Токио полицией были выявлены свыше тысячи бочек с компонентами для производства смертоносных газов, в количестве достаточном для гибели 10 миллионов людей. Кроме того, найдены специальная литература, штаммы вирусов и технологические установки, необходимые для производства бактериологического оружия. 6 апреля в центре Токио были арестованы аумовцы и в багажнике их автомобиля обнаружены 10 пистолетов и специальное снаряжение, находящееся на вооружении специальных отрядов полиции. Цель руководства секты была очевидной — в рамках назначенного Асахарой «Армагеддона» (третьей мировой войны) и последующего за ним «конца света» создать в Японии обстановку страха и паники с целью вызвать цепную реакцию и в других странах, где расположены центры «АУМ».
Чтобы понять мотивы, движущие представителями «АУМ», нужно обратиться к постулатам её вероучения. В центре его стоит идея «спасения человечества» представляет соединение модернизированного буддизма с элементами индуизма и христианства. Члены секты делятся на «самана» (отказавшихся от мирской жизни) и простых мирян. Основным заданием последних является сбор средств (практика жертвования) на распространение учения «АУМ» и налаживание связей с представителями органов власти. В зависимости от размеров пожертвований и количества новообращённых, верующий получал особые отличия в виде различных инициаций: например, ему вручалась фотография «гуру». Как сообщила газета «Иомиури», на момент происшедших событий Асахара только в Японии обладал земельнымиучастками общей площадью 136 тыс. кв. метров, 16 зданиями в Токио и других префектурах страны.
С момента основания центры «АУМ Синрикё» появились в США, Германии, Шри — Ланке и других странах. Но наиболее многочисленным стал российский филиал, насчитывавший одно время около 35 тысяч членов. Ещё весной 1995 года на радиостанции «Маяк» в лучшее эфирное время выходилипередачи, возвещавшие «Учение истины АУМ» на постсоветское пространство. Анкета поступавших в секту (как правило, молодых людей) напоминала анкетупоступавшего в подпольную диверсионную группу. В ней требовалось указатьгруппу крови, наличие водительских прав, область интересов (24 пункта, включая мореплавание и металоведение) и особо: куда можно звонить открыто, куда звонить не называя себя, а также звонить в случае особой необходимости. Фактически роль структуры «АУМ» выполнял Российско — японскийуниверситет, который непосредственно курировал секретарь Советабезопасности при президенте России О.Лобов. Японская полиция установила, что в России секта внесла денежные пожертвования на сумму 5 млн. долларов вфонд университета, который фактически стал ширмой для деятельности"АУМ".
После химической атаки в Токио органы безопасности Япониисоставили сводный список высокопоставленных «контактов» руководителейсекты, в который попали многие яркие российские политики того времени (Лобов, Руцкой, Хасбулатов), руководители Минздрава, Министерствасоциальной защиты населения, Минатома, представители провинциальногоистеблишмента, «отец» лазерной техники академик Басов. Тележурналистыяпонской компании Эн — Эйч — Кэй обратили внимание на странноеобстоятельство — лидерам секты был открыт доступ в закрытое для всехостальных учебное заведение — МИФИ, где готовятся кадры для российскойсекретной науки, и прежде всего ядерной индустрии. Арестованный в 1995 году японской полицией «министр строительства"теневого правительства „АУМ“ Хаякава Киехиде (известный в религиозныхкругах как „Тироппа“) имел многочисленные связи в российских коридорахвласти. Он уделял большое внимание вопросам возможного приобретенияоружия и боевой подготовки в России и в Украине членов секты с цельюсоздания собственных „полицейских сил“.
Для выполнения деликатных миссийпри московском филиале „АУМ Синрикё“ была учреждена охранная компания"АУМ протект», По личному распоряжению министра обороны Грачёва, представители секты закупили российский военно — транспортный вертолёт. Как свидетельствует токийская газета «Майнити», в 1995 году на основепроизведённого в СССР автомата АК — 47 японские аумовцы тайноизготовляли своё стрелковое оружие. Хаякава осуществил в 1991 -1995 г. г. более 20 поездок в Россию, однаконе обнаружено никаких признаков того, что он принимал участие врелигиозной деятельности секты. Но, вместе с тем, в конфискованной у неготетради отмечены такие слова, как «ядерная боеголовка», «танк», «автомат».Согласно информации японских спецслужб, «министр строительства» частовстречался с дилерами, которые имеют деловые связи в Украине, на предметполучения из нашей страны образцов сложной военной техники. Характернаядеталь — в окружении упомянутых дилеров и их украинских визавифигурировали представители компаний недвижимости, связанных с японскойгангстерской организацией «Инагава — кай».Кстати, некоторые время спецслужбами проверялся российский следхимических составляющих аумовских отравляющих веществ. Поэтому неслучайно эта буддистская секта причислена правительством США к числунаиболее опасных террористических организаций. На территории Украины учение Асахары тоже получилораспространение, хотя и в меньших масштабах чем в России.
В 1994 году, только учитывая неопределённость отдельных уставных положений ипечальный опыт деятельности «Белого братства», городское Управление поделам религий отказало киевским аумовцам в регистрации религиознойобщины. Прибывшие из Москвы в апреле 1995 года миссионеры «АУМ"попытались, правда безуспешно, зарегистрировать в Киеве „Общество поизучению и популяризации восточных культур „УРАУМГ“ („Аум“ в названиизавуалировано, но прочитывается).Три года спустя в Киеве были пресечены нарушения налоговогозаконодательства и проведение под прикрытием коммерческой фирмы6религиозной деятельности со стороны руководства общества с ограниченнойответственностью „Саттва“. Как оказалось, его отделения функционировалитакже в Днепропетровске, Одессе, Львове и других городах Украины. Деятельность общества координировалась из Москвы через фирму „Кали“, которая была специально создана функционерами секты для проведениякоммерческих и пропагандистских операций. В ходе обыска были изъяты иконфискованы несколько тысяч единиц видео — и аудио — продукциипропагандистского толка, которую сектанты планировали распространять натерритории постсоветских государств в рамках подготовки к очередному"концу света“. Руководитель фирмы Винник А.М. привлечён к уголовнойответственности и приговорён за финансовые злоупотребления Подольскимрайонным судом города к 5 годам лишения свободы (условно) по ст. 155.3 УКУкраины. В 1998 году одного из лидеров „АУМ Синрикё“ Оути Тисиясу, которыйимел намерение посетить Украину с целью активизации местныхединомышленников, в пути арестовала кипрская полиция за убийство в Токиоодного из сектантов, после чего его депортировали в Японию. Впрочем, и вУкраине, куда он собирался приехать по подложной визе, его ожидалааналогичная процедура, благодаря информации оперативно переданной"Интерполом» украинским правоохранителям. В последние месяцы в зарубежной прессе вновь появились сообщения обактивизации в Японии структур «АУМ».
Согласно данных местной полиции, в1999 году число членов секты фактически достигло своей первоначальнойчисленности, т. е. 5,5 — 10 тысяч человек. Действуют 15 офисов и 100 центровдля проведения различных религиозных действ. Расширяется материальнаябаза: в 1998 году объёмы торговли магазинов, которые принадлежат «АУМ», составили 4 млрд. иен (около 20 млн. долларов США), а лекции и семинарыдали чистую прибыль на 176 тысяч долларов. Адепты секты проводятэффективную вербовочную работу во многих элитных университетах страны, рабочих общежитиях, в полицейских и военных казармах, через газеты ижурналы, имеют собственную страничку в Интернете. Возраст большинства7членов — от 20 до 30 лет. Агенство общественной безопасности Японии, 1700следователей которого следят за деятельностью секты, в 1998 году подало запрос о её запрете по Закону о подрывной деятельности от 1952 года, однакополучило отказ под предлогом того, что «АУМ» якобы не представляет болееугрозы. Представители секты, несмотря на арест и осуждение руководителей, неисключают проведение акта, имитирующего «конец света». В этом году долженвыйти на свободу харизматический член высшего звена «АУМ» Фахиморо Джоджу, который взял на себя руководство организацией после ареста Асахары.
Во Владимирской области Российской Федерации целая деревняперешла под контроль сектанов — жителей Москвы, а в Крыму действуеттайный аумовский «монастырь». Даже ужесточение Закона «О свободесовести» и необходимость перерегистрации религиозных организаций привелине к сворачиванию деятельности в России «АУМ», а лишь к смене вывески -теперь секта является «Обществом любителей японской культуры».
Многие секты стараются проникнуть из религиозной сферы в сферукультуры, образования, спорта, медицины. Свидетельством чему являетсяразнообразие форм проявления необуддизма. Напрасно вы будете искать вуставах этих культурно — просветительских организаций или клубов восточныхединоборств какие — то призывы к насилию. Наоборот, цели благие — «духовноесамосовершенствование, изучение восточных культурных традиций».Истинные побудительные мотивы их деятельности знают лишь немногие «избранные», а остальным членам секты предназначена роль бездумныхисполнителей. В 1987 году житель Черкасс В.И.Скубаев легализовал в родном городе клуб буддистов «Белый Лотос» — филиал лаосской школы кунг — фу «Ша — фут- фань». По словам Скубаева, местное «братство» существовало в подполье ктому времени на протяжении 10 лет, а сам он несколько лет «духовносовершенствовался» в Лаосе. В 1991 году им уже была зарегистрированарелигиозная община, насчитывающая 200 — 250 «воинов света». Вскоре былпостроен внушительный «монастырь — ашрам», стены которого способны выдержать длительную осаду. Организация имеет разветвлённую сетьфилиалов в Киеве, Одессе, Харькове, Полтаве, Херсоне, Луганске, Ялте, Днепропетровске, Луцке и Львове.
За пределами Украины её руководителиподдерживают тесные связи с единомышленниками в России, Казахстане истранах Индокитая. Устав организации предусматривает жёсткую иерархию и дисциплину, воспитание членов в духе фанатичной преданности «учителю» Скубаеву инаставникам, в готовности к самопожертвованию «ради идей школы».Предполагая «беспощадную борьбу с врагами», руководители «Белого Лотоса» постоянно поддерживали среди единомышленников убеждённость внеобходимости держать в тайне информацию о деятельности школы, культивировали доносительство и постоянный страх наказания. Для зачисленияв школу кандидат подавал заявление, где указывал о своём добровольномотказе от гражданских прав и свобод, а также просил считать егособственностью «Белого Лотоса». Выход из секты допускался только в случаевыплаты «учителю» значительной суммы отступного. Даже после изъятия правоохранительными органами из помещений клубанезаконно хранящегося там оружия и проведённых профилактическихмероприятий члены «Белого лотоса», продолжали поддерживать тесные связи спредставителями криминального мира, В отношении некоторых из них быливозбуждены уголовные дела по статьям 80 (сокрытие валютной выручки), 196, ч.2 (нарушение правил административного наблюдения со стороны ранееосуждённых), 222 (незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовлениеи сбыт оружия) КК Украины. Если добавить к этому, что Скубаев планировал создать политическое объединение под характерным названием «Партия арийского единства» и стремился продвинуть «своих» людей в органы местной власти, то пожалуй картина происходящего будет исчерпывающей.
Руководители киевской общины «Белого Лотоса» в 1992 — 1993 г. г.пытались создать силовую структуру с жёсткой внутренней дисциплиной. Сэтой целью ими было организовано несколько спортивных секций дляподготовки специалистов по рукопашному бою. Впрочем, в силу некоторых9причин массовый набор к ним не получился. Поэтому члены организациипосетили ряд местных коммерческих структур с предложением предоставитьохранные услуги в обмен на финансовую «помощь» общине, но ни одна изфирм не дала на это своего согласия. В связи с рассмотрением в Черкасскомгородском суде в начале 1993 года вопроса об отказе в регистрации обществу"Белый Лотос", его киевский филиал сменил название и устав, зарегистрировавшись в Печерском районе столицы как частная школа кунг -фу «Меу — Дам» с юридическим адресом по ул. Грушевского, 282. Руководятшколой жители Черкасс С.М.Гончар и М.А.Бабенко. Группа существует за счётплатного обучения восточным боевым искусствам и насчитывает около 30учеников. Исходя из вышеизложенного, возникает закономерный вопрос: сколькоещё фанатиков из числа представителей экзотических для нас религий, которыепока не привлекли к себе внимание общества, вынашивают преступные планы?
Ещё памятны угрозы лидера печально известного «Белого братства"Ю.Кривоногова «уничтожить человечество» в случае непризнания «живогобога Марии Дэви Христос». Стоит напомнить: только в Киеве функционируютдесятки незарегистрированных религиозных организаций, что впрочем непротиворечит действующему законодательству Украины. Подобноерасхождение де — факто и де — юре не может не тревожить. К тому же, в свете ужесточения российского законодательства врелигиозной сфере существует реальная угроза перемещения из соседнейстраны региональных центров некоторых деструктивных культов в Украинусект, прибытие в Киев во время празднования 2000 — летия Рождества Христовановоявленных «мессий». Поскольку в свете ужесточения российскогозаконодательства существует реальная угроза перемещения из соседней странырегиональных центров некоторых сект, что свидетельствует об угрозепроникновения деструктивных культов в сферу культуры, образования, спортаи медицины.
Это даёт серьёзные основания компетентным органам проявлятьповышенный оперативный интерес к этим структурам с целью предупрежденияи пресечения деяний, опасных для общества и его граждан. Контроль со стороны государства за деятельностью буддистских сект ипрочих неорелигиозных течений, которые, как правило, действуют тайно илиотрицают свою религиозную сущность, труден и сопряжён с возможнымиобвинениями в посягательстве на свободу совести. Однако обвинения в адрес правоохранительных органов относительно их бездействия перед лицомсуществующей угрозы безосновательны. Профилактика преступлений (т.е.ликвидация предпосылок их возникновения) менее эффектна, чем пресечениеоткрытых преступных проявлений и борьба с их последствиями, но болееэффективна. Можно уверенно утверждать о высокой квалификации в этойсфере наших силовых структур. Стоит напомнить, что штурмы базрелигиозных сект «Народный храм» (1978 год) и «Ветвь Давидова» (1993 год) подразделениями американского спецназа и сотрудниками ФБР имели своимследствием сотни жертв. В то же время, проведённые в Киеве «Белымбратством» осенью 1993 года массовые акции по случаю провозглашённого еголидерами «конца света», только спровоцировали нервные расстройствавпечатлительных граждан после сенсационных публикаций в СМИ и непривели к гибели людей.