Русская линия
Фома17.12.2007 

Заблуждение о церкви

Самое нелепое заблуждение — когда человек считает, что, пересекая порог храма, он автоматически приходит к Истине, что его воцерковление — это и есть конечная цель. А ведь это только самое начало пути!
Многие, кто только ищет дорожку к вере, думают, что в храме по определению пребывает святость, совершенная доброта… и поэтому очень обижаются на грубых бабушек и невнимательных священников.

Миф о рабской идеологии Православия
Леонид Бородин,
главный редактор журнала «Москва», Москва

Поистине самый нелепый, на мой взгляд, миф о Православии — то, что это идеология, привнесенная в Россию исключительно для того, чтобы превратить русских людей в рабов. Будто бы раньше существовало отважное племя славян, которые поклонялись своим мужественным богам. И, мол, за счет этого они были такими непобедимыми. И, что самое печальное, миф этот прекрасно работает и по сей день…

Православие — очень сложная религия, которая многого требует от человека. А вера в подобные примитивные мифы нас ни к чему по существу не обязывает, и более того — освобождает от определенных обязательств, которые предусмотрены обрядовой и догматической системой христианства.

Надо ли бороться с подобными мифами? Я убежден, что борьба с ними возможна только фактической демонстрацией преимуществ быть христианином. Конечно, можно идеологически оспаривать, доказывать свою правоту, но это бесполезно. Надо собственным примером, всей своей жизнью показывать, что такое Православие.

Церковь — прибежище слабых?
Оксана Токранова,
пресс-атташе Мариинского театра, Санкт-Петербург
Среди моих знакомых довольно много невоцерковленных людей. И самое частое заблуждение, которое я от них слышу, — то, что Церковь — это место, где собираются слабые люди, лишенные деятельного заряда, не сумевшие реализоваться в жизни. Но я вижу в храмах огромное количество молодых людей, имеющих активную жизненную позицию. Они целеустремленны, открыты и даже в светском смысле этого слова — успешны. Храм — не место, куда они приходят из-за слабости в житейском, светском ее понимании, а место, где они черпают силы.

Церковь — архаичный институт, который «пудрит мозги» пенсионеркам? Такое мнение задевает и ранит меня, потому что я знаю, что это не так. И мне очень хотелось бы, чтобы и другие это увидели. Но как это сделать? Личным примером — безусловно… Но мы, к сожалению, сегодня живем в мультимедийную эпоху, когда часто неважно каким быть, а важно — каким казаться. И поэтому, на мой взгляд, Церковь не должна гнушаться таким ставшим привычным для современного человека понятием как пиар. А иначе, как смогут люди, далекие от храма, узнать, что там происходит?

Дикарь, очарованный наукой
Этторе Драгани,
историк, археолог, Ортона, Италия

Самое нелепое заблуждение — о том, что христианство несовместимо с наукой. Отнюдь не вся материальная реальность доступна нам: возьмем хотя бы радиоактивное излучение. Мы убеждаемся в его существовании, только когда видим вызванный им эффект, например, болезнь, но и в этом случае мы узнаем об излучении с помощью абстрактного мышления, а не чувств. А что сказать о явлениях, которые невозможно объяснить математически? Например, красота — химический анализ компонентов красивой картины никогда не сможет сказать что-либо о ее эстетической ценности, но ведь по этой причине мы не отвергаем важность, скажем, «Джоконды» да Винчи!

Это не означает, что в науке нет ничего положительного — технологические открытия улучшают жизненные условия человека, достаточно привести в пример медицину. Но не стоит полагаться на науку, если вы ищете Истину. Современный человек, очарованный достижениями науки и верящий, что может обойтись без Бога, не лучше дикаря, открывшего рот от удивления перед будильником или зеркалом.

В ожидании новых «Соборян»
Александр Архангельский,
литератор, ведущий программы «Тем временем» на телеканале «Культура», Москва

Самое главное заблуждение насчет Церкви — что церковная жизнь пресная на вкус и серая на цвет; верующие мужчины обязательно должны быть скучновато-вялыми, а церковные женщины — запуганными и замотанными в платок. К сожалению, это заблуждение подпитывает часть новоцерковной общественности; люди, пришедшие к Православию после краха коммунизма, часто бывают пожизненно испуганы и сверх всяческой меры мрачны.

Что с этим делать — не знаю… Книжки вроде «Современного патерика» Майи Кучерской делают свое дело и постепенно растапливают лед; но ведь и они нередко вызывают отторжение в церковных кругах: «Как смеют!» А извне, напротив, слышатся голоса: «Современный патерик» — это хитрый пиар-ход Патриархии".

Впрочем, из всех искусств для нас важнейшим остается кино. Хочется, чтобы о жизни современной Церкви были сняты не только такие пафосные фильмы, как «Остров» (это не критика Лунгина, высоко мною ценимого), но и что-то похожее на «Соборян» Лескова. С тонким юмором, зоркой наблюдательностью и нерушимым спокойствием духа.

Церковь ничего не должна обществу
Илья Клишин,
студент факультета Международных отношений МГИМО (У)МИД России, Москва

Парадоксально, но среди многих заблуждений о Русской Православной Церкви самым нелепым, на мой взгляд, можно счесть мнение о ее социальной ответственности. По сути, все антиклерикальные выпады имеют в своей основе тезис: «Церковь что-то должна обществу».

Православная Церковь ничего не должна современному обществу! Действительно, было время, когда в условиях традиционного общества церковь занимала высокую ступеньку в социальной иерархии, но секуляризация привела к тому, что школа, армия и общество в целом вежливо попросили Церковь уйти в сторону. Хорошо это или плохо — другой разговор.

Христианство, на мой взгляд, — это в первую очередь Христос, и в сотую — мораль и этика. Тот, кто сводит веру к нравственности, не только ошибается, но и лукавит. Да, православные занимаются благотворительностью и прочими гуманными акциями — это правильно и естественно, но нельзя считать такую деятельность первостепенной целью и обязанностью Церкви.

Церковь — не автомат по выдаче благодати
Петр Королев,
главный редактор студенческого православного журнала
Московской духовной академии «Встреча», Сергиев Посад

Иногда очень больно слышать рассуждения о Церкви как о чисто человеческой структуре, в которой цели каждого работника сводятся к власти и деньгам, а все дела решаются при помощи «подковёрных интриг». Такой взгляд — крайне поверхностный, он не замечает самого главного: люди в Церкви составляют единый организм, глава которого — Христос. Страсти и амбиции чужды телу Церкви, они могут овладевать конкретными людьми, но ни в коем случае — самой Церковью. Однако человеку стороннему намного проще смотреть на Церковь как на политическую машину, тогда не составляет труда выдвигать к ней множество требований и претензий, говорить, что она всем и повсюду должна: заботиться обо всех бедных и больных, улучшать нравы общества, испрашивать Божие благословение на всякий бизнес.

Такие рассуждения, к сожалению, зачастую похожи на взгляд мясника или даже сутенера, который не видит организм в целом, не понимает его чувств и устремлений, не хочет никакого личного контакта с ним, а интересуется только утилитарным его использованием.

Обида за неоправданные надежды
Юлия Меньшова,
актриса, телеведущая, Москва

Самое нелепое заблуждение — когда человек считает, что, пересекая порог храма, он автоматически приходит к Истине, что его воцерковление — это и есть конечная цель. А ведь это только самое начало пути!

Многие, кто только ищет дорожку к вере, думают, что в храме по определению пребывает святость, совершенная доброта… и поэтому очень обижаются на грубых бабушек и невнимательных священников. Входя в храм, они ожидают встретить некое подобие рая на земле. И реальность, само собой, отталкивает их.

Мне кажется, надо очень четко отдавать себе отчет в том, что Церковь — это все мы, и никто еще не спасся. Люди в Церкви не безгрешные; да, они на пути к Истине, но могут быть пока еще очень далеки от нее. Не секрет, что часто именно в храме обостряются пороки и грехи человека, под ярким светом они будто становятся заметнее. Конечно, мы должны стремиться к идеалу — храму как раю на земле. Но слишком большие ожидания и обида на Церковь за неоправданные надежды — все-таки результат заблуждений.

Чтобы быть православным, недостаточно быть русским
Лукаш Назарко,
студент Технического Университета в городе Белостоке,

член Братства польской православной молодежи, Польша Мне, православному христианину из Польши — преимущественно католической страны — приходится постоянно объяснять моим соотечественникам, что понятие «православный» не тождественно понятию «русский». Люди в Польше, как правило, не знают о том, что есть приблизительно двести миллионов православных во всех странах мира и что Русская Православная Церковь является одной из многих независимых поместных православных Церквей, которые находятся в общении друг с другом. Кроме того, поляки часто думают, что Православие — что-то сугубо иностранное, лишь недавно «импортированное» в их страну. Они не всегда вспоминают, что христианство принесли на их землю еще святые Кирилл и Мефодий из Византийской империи.

Русские, в свою очередь, должны помнить, что Православие не приобретается автоматически. Православие не определяется вашим паспортом или этнической принадлежностью, но — вашим участием в церковных Таинствах и ежедневной борьбой за претворение в жизнь принципов Евангелия.

Но виновников этих стереотипных представлении о Церкви не надо искать далеко. Из-за невежества, гордости и самодовольства мы очень часто являемся основной причиной появления ложных образов нашей веры…

Церковь — это не темная комната
Николай Буров,
председатель Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга

Вот, пожалуй, самое большое и распространенное заблуждение о православной Церкви — что это очень хмурое, угнетающее и безрадостное место. Многие даже боятся из-за этого предубеждения идти в храм… Но все не так!

И в монастырях, где живут настоящие аскеты, я встречал праздник. Яркий, солнечный праздник. Для того, чтобы преодолеть это заблуждение, — надо просто прийти. И лучше всего прийти в храм на Пасху. Это просто необыкновенный объединяющий праздник, дающий возможность в огромной толпе почувствовать себя интересным Богу, любимым Им. В храме можно вновь стать ребенком — в любом возрасте. А для того чтобы не бояться, просто надо знать. Поэтому задача верующих — рассказывать о своей вере, доброжелательно и открыто.

Даже в темной комнате не страшно, когда знаешь, где и что стоит, а Церковь — это не темная комната!

http://www.foma.ru/articles/1343/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика