Русская линия
Официальный сайт Уфимской епархии17.12.2007 

I Региональный Православный Форум в г. Уфе

По благословению Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона 18−19 октября в г. Уфе прошел I Региональный Православный Форум, посвященный насущным вопросам православного служения перед лицом вызовов современного общества.

При участии гостей из Москвы в рамках форума прошли лекции, семинары, беседы на темы: «Помощь наркозависимым»; «Опасные мифы в современном воспитании»; «Воспитание мальчиков и девочек в современном обществе»; «Медико-социальные последствия пребывания человека в секте»; «Психиатрические симптомы, ставшие эталонами молодежной моды и поведения»; «Спасение в Православии и другие религии»; «Учение о человеке в первых главах книги Бытие» и др.

А также круглые столы на темы: «Возрождение православной общины. Пути и реалии», «Православие. Патриотизм».

Гостями и лекторами форума стали: 1) Протоиерей Олег Стеняев (Москва), руководитель Центра им А.С. Хомякова по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект. Руководитель Программы реабилитации жертв нетрадиционных религий Миссионерского Отдела Московского Патриархата. Редактор издания «Миссионерское обозрение». Кандидат богословия, преподаватель Духовной Семинарии; 2) Каклюгин Николай Владимирович (Москва), врач психиатр, врач эпидемиолог. Сотрудник Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского. Аспирант Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; 3) Шишова Татьяна Львовна (Москва), православный педагог. Вице — президент фонда «Социальная психологическая помощь семье и ребенку». Член Союза Писателей России; 4) Медведева Ирина Яковлевна (Москва), детский православный психолог. Директор Общественного Института Демографической Безопасности. Член Союза Писателей России; 5) Авдеенко Евгений Андреевич (Москва), библеист, богослов, филолог. Один из основателей и педагог Православной Классической Гимназии г. Москвы «Радонеж»; 6) Розенкова Елена Васильевна (Пенза), преподаватель славянского языка и славянской грамоты. Члена оргкомитета XII Всероссийского фестиваля «Православие на телевидении, радио и в печати».

Местом проведения форума стал: Главный корпус Уфимского филиала Московского гуманитарного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова.

По итогам форума была принята резолюция:<br>
1. По результатам работы I Регионального Православного Форума участники Форума постановили выдвинуть следующие инициативы:

2. Испросить архиерейское благословение на проведение II Регионального Православного Форума в октябре 2008 года.

3. Сформировать инициативную группу и выступить с предложением об организации в Уфимской епархии реабилитационного центра по методике Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского: http://d-p-c.ru/htpages/rehab1.html

4. Предложить к методической разработке дополнительный учебный предмет для программы общеобразовательных школ по методике Авдеенко Е. А.

5. Вынести на обсуждение на ближайшем епархиальном собрании вопрос об устройстве Уфимской Православной Гимназии.

6. Наладить взаимодействие и обмен опытом жизнеустройства между приходскими общинами на базе Отдела религиозного образования и воскресных школ.

ЗАДУМАТЬСЯ О ВОЗРОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Репортаж о прошедшем I-м региональном православном форуме
(18−19 октября, г. Уфа)

Неофициальным началом форума стало выступление православной вокально-инструментальной группы «Фавор» за 40 минут до начала первого заседания. Группа «Фавор» была создана в 2006 году молодежью Отдела религиозного образования епархии. Ее выступление перед началом официального открытия как бы намекало на то, что официоз и скука минуют это необычное для нашей епархии мероприятие. И действительно, лекции легко переходили в диалог с залом, а вопросы — в свободную дискуссию.

Владыка Никон о главной задаче дня

Форум открылся обращением Его Высокопреосвященства Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, которое зачитал помощник Архиепископа игумен Игнатий (Климов). В теплых словах своего приветствия Владыка сформулировал главную задачу сегодняшнего дня, решению которой должен способствовать проводимый Форум, а именно — восстановление традиции нашего народа жить «по вере православной».

От имени ректората Уфимского филиала Московского гуманитарного открытого педагогического университета им. Шолохова заместитель ректора по социальным вопросам Валерий Юрьевич Высоцкий высказал пожелание, чтобы такие форумы проводились и в будущем, и чтобы залы для их проведения вмещали не 700 человек, а на порядок больше. Это необходимо, чтобы познать веру и возродиться духовно.

От лица Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РБ выступила начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркоманииГалина Геннадьевна Каримова. «Это важное и значимое событие еще и потому, — сказала она, — что на нем планируется обсудить такие серьезные проблемы, как противодействие наркотизации населения, в первую очередь, молодежи, профилактики и реабилитации наркозависимых. Единым фронтом в борьбе с наркотиками объединились как государственные, так и общественные организации… Еще в прошлом году мы заключили соглашение о сотрудничестве с Уфимским епархиальным управлением и стараемся рука об руку делать эту важную и нужную работу. Есть определенные результаты. Священнослужители очень часто бывают в молодежных аудиториях и ведут разговор о серьезных проблемах, таких, как употребление алкоголя и наркотиков, о необходимости ведения здоровой духовной жизни. Отрадно, что в Уфе в Спасском храме заработал консультационный центр помощи наркозависимым и их близким. Нам удается вместе с Церковью противостоять незаконной деятельности последователей Хаббарда, которые пытаются заниматься профилактикой наркомании среди подростков. Я думаю, что мы и дальше будем заниматься вместе этой важной и нужной работой. Хотелось бы пожелать, чтобы проведение форума стало традиционным…».

Председатель оргкомитета форума Даниил Пилипюк поблагодарил всех, кто помогал и внес свой вклад в подготовку и проведение форума. Он не стал называть имена помощников, пояснив это тем желанием, чтобы их награда была не от людей, а от Бога.

Слово духовника Уфимской епархии

Наконец, к микрофону был приглашен духовник Уфимской епархии митрофорный протоиерей Николай Дудинов. «Возлюбленные, время бывает разбрасывать камни и собирать камни, — сказал он. — Так вот, настоящее время — это время собирания камней. Очень отрадно, что мы после атеистического режима обрели некую свободу. И с Божьей помощью в епархии, пожалуй, не осталось не только районного центра, но и села, где нет храма Божия. Слава Богу, сегодня верующие люди могут напутствоваться именно в храме: исповедоваться, причащаться, молиться. Это хорошо. И надо, наверное, это приветствовать. Но пришло время подумать и о душе человека. Не только о здании, где можно совершать все необходимое религиозное, но и том, чтобы душа человека стала храмом Божиим. Вот этого, наверное, надо добиваться. В этом плане, я, как духовник, приветствую созыв этого православного форума и надеюсь, что он будет не последним. Дай Бог, чтобы это было систематично, и люди, которые приглашены на форум, наверное, лучше, чем кто-либо из нас, раскроют нам тему возрождения человека и необходимость, чтобы мы жили в единстве духа и в союзе мира».

В своем выступлении отец Николай подчеркнул, что нам нужно взаимодействовать в деле возрождения человека. Свои слова о. Николай пояснил следующим образом: «Я пригласил сюда директора школы, главу администрации села, главу администрации района. Мы должны быть едины, тогда Господь нам поможет, и результат будет положительным».

Об опыте реабилитации наркоманов

Вместо заболевшего профессора, доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия Берестова приехал его заместитель Николай Владимирович Каклюгин — сотрудник Душепопечительского Православного Центра в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского в Москве. Николай Владимирович рассказал о методике реабилитации наркоманов в этом центре. Центр проводит консультации и оказывает социальную и психологическую помощь подросткам и молодежи, попавшим в кризисную ситуацию.

В последнее время Центр также оказывает помощь лицам, страдающим так называемой лудоманией — зависимостью от игровых автоматов и компьютеров. В Центре работают и служат опытные священники, психологи, а также врачи: наркологи, психиатры, психотерапевты, работает группа педагогов-катехизаторов. Помощь больным оказывается за пожертвования. Центр существует и развивается на доходы от храмовой деятельности, книгоиздания, пожертвования частных лиц и организаций.

Программа реабилитации Центра основана на святоотеческом опыте душепопечения. Центр также располагает современными методами реабилитационного лечения, например, такими как биологическая обратная связь, цветотерапия. Опыт Центра показывает, что люди, начинающие жить по законам духовной жизни — теряют наркотическую зависимость и пристрастие к алкоголю, освобождаются от других страстей.

Срок реабилитации в центре в среднем 1 год. Николай Владимирович подчеркнул, что секрет реабилитации в том, как после дезинтоксикации работать с внутренним миром людей. Одной только помощи психолога здесь недостаточно. Необходимо осознание своих грехов, усилия по выстраиванию духовного стержня. Средства для этого испытаны веками: пост, молитва, духовное чтение, монастырские послушания. Необходима и пастырская поддержка, и работа психолога, и врача-нарколога.

Николай Владимирович также привел интересный факт: из 7 тысяч ребят, прошедших через центр с 1998 года, только 7 человек из православных семей. Наркомания — это то, к чему приводит жизнь без Бога. Когда руководитель центра профессор, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий Берестов проводит беседы в различных аудиториях, выясняется, что никто не знает, что такое целомудрие.

Все обратившиеся в центр по проблеме наркомании вели блудный образ жизни, который подростки начинали с 14−16 лет, а девочки — с 12−13, реже — с 11 лет, и были в этом отношении гораздо активнее ребят. Никто из молодых людей и подростков не считал такую жизнь греховной, и большинство удивлялись, узнавая, что блуд и прелюбодеяние — это грех. Почти все они заявляли, что это естественная нормальная жизнь человека и избавляться от этого греха не хотели. Однако в процессе воцерковления и знакомства с Законом Божиим многие из них соглашались с тем, что это грех, и считали, что нельзя покончить с наркоманией, не покончив со всеми своими страстями.

Также известно, что курящий ребенок может стать наркоманом в 55 раз чаще, чем некурящий. А курящий и принимающий алкоголь подросток в 100 раз чаще становится на пусть наркотической зависимости. В России же в настоящее время курят 40% девочке и 60% мальчиков. А то, что Министерство здравоохранения РФ открыло в аптеках легальных наркорынок, разрешив к безрецептурной продаже ряд слабых наркотических препаратов, говорит о том, что идет окончательная сдача в плен греху.

Многие врачи-наркологи прямо заявляют: «Да, в лечении наркомании мы беспомощны. Мы можем снять ломку, но что делать дальше, мы не знаем, ибо с душой человека мы не работаем». И действительно, успехи медицины в лечении наркомании более чем скромны: вылечивают 1−2%, максимум 3−5% больных.

Сейчас на Западе существуют программы выдачи слабого наркотика метадона в качестве альтернативы сильным наркотикам. Таким образом, Запад расписывается в своем бессилии в борьбе с этим злом, а фирмы, производящие метадон, лоббируют свои интересы теперь и в России. Подробно Н. Каклюгин рассматривает эту проблему в своей книге «Осторожно! Метадон».

«И Европа, и Америка не могут найти выход, — отметил Н.В.Каклюгин, — а выход есть — через духовность. В России реабилитационные центры нужно создавать на базе Православной Церкви».

Через Душепопечительский Православный Центр в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского в Москве прошли реабилитацию более 3 тыс. наркозависимых людей. Из них устойчивую ремиссию имеют 85%. Многие из них около 6 лет не употребляют наркотики. Оказана реабилитационная помощь нескольким сотням лиц, страдающим алкоголизмом, около 60% перестали употреблять алкогольные напитки и находятся в состоянии устойчивой ремиссии от 2 лет и более.

Следует отметить, однако, что те молодые люди, которые не принимают веру и скептически относятся как к вере, так и к возможности исцеления, рано или поздно со скепсисом покидают центр. Они составляют как раз те 20%, которые не включаются в процесс реабилитации.

Итогом выступления молодого аспиранта были десятки просьб о помощи, многие настроились ехать в Москву со своими бедными сыновьями и дочерями, забывая о том, что работники центра и с москвичами уже работают на износ.

Очень хорошо, что на Форуме состоялась встреча двух людей: Николая Владимировича Каклюгина и настоятеля Спасского храма г. Уфы священника Романа Тарасова, который организовал при своем храме центр помощи наркозависимым и их родственникам. Николай Владимирович успел рассмотреть программу и практические действия центра, внести свои коррективы.

От безбожия к психиатрии

Детский православный психолог Ирина Яковлевна Медведева продолжила тему жизни без Бога уже в плоскости психиатрии. «Думаю, что в этом зале не нужно говорить, к чему приводит жизнь без Бога, — сказала Ирина Медведева. — Но я не просто детский психолог. Я клинический психолог. И у меня большой опыт работы. Я все время думала, зачем мне нужна психиатрия, зачем я ее учила? А сегодня я поняла — жизнь без Бога приводит к множественным психическим изменениям. Я буду рассказывать о том, как искажение влечения приводит к психиатрическим расстройствам. Психиатрические симптомы становятся эталоном жизни. Подражая этим эталонам нормальные люди, главным образом, дети ведут себя как тяжелобольные. Нельзя на место Бога ставить потребление, удовольствие, наслаждение. Нельзя низы ставить наверх. От этого происходит множественная деформация психики.

Нам говорят, что православная нравственность посыпана нафталином. Но психиатрию еще никто не отменял, хотя пытаются и в нее внести очень существенные изменения. Особенно в западных странах. Именно для того, чтобы безумие сделать нормой…»

Ирина Яковлевна очаровала всех своим внутренним благородством и обаянием искренней доброты. Если бы рассказывала сказки и небылицы, то её все равно слушали бы с удовольствием. Но она говорила не о небылицах, а о действительности, которая страшнее кошмара: о секспросвете в школах, о ювенальной юстиции, и прочей «шизофрении» бездуховной педагогики, ставшей последней отрыжкой марксистско-ленинской утопии.

В своем втором докладе «Воспитание мальчиков и девочек в современном обществе» Ирина Яковлевна Медведева отвела время и неряшливости, ставшей в наше время частью моды, и манерам поведения. «Современный киногерой, — как отметила Ирина Яковлевна, — крушит, ломает, убивает. Это болезненная агрессия, шизофрения. И больного видят в качестве положительного героя. В качестве эталона прививается болезненный эгоцентризм: „Ты лучше. Ты самый главный…“ В то же время, ориентация на личную конкуренцию страшно невротизирует наших детей. Ребенок замыкается в собственной скорлупе. Он не интересуется жизнью других людей совсем. Какую рану обществу нанесла фраза: „Это твои проблемы“. Ее было омерзительно слышать, а теперь мы привыкли. Нормальный человек интересуется людьми, любит радовать людей, получает от этого удовольствие».

«Я телевизор не смотрю лет девять, — продолжала И.Я.Медведева. — Когда смотрела — видела, а многие видят до сих пор мужчин и женщин, которые, закатывая глаза и облизываясь рекламируют новые сорта кетчупов, йогуртов… Это шизоидные инфантилы. В рекламе навязывают болезненное отношение к удовольствиям. Особенно для людей русской культуры, в которой принято даже маленького ребенка отвлекать как можно быстрее от биологического, от низменного и обращать его взор на возвышенное. Для нашей культуры это шизофрения в кубе. Посмотрите, какая болезненная фиксация на здоровье. Сейчас дети волнуются о своем здоровье. Никогда молодых людей не волновало здоровье, им совершенно было не до этого… Сегодня тратятся огромные деньги на процедуры, добавки, многочисленную литературу… Это приводит к психосоматике, когда у человека на самом деле орган здоров, а болит он, как говорят в народе, от головы.

Еще хочу сказать, как из языка исчезает развернутая речь. Посмотрите на вывески: «Ням-ням», «Му-му"… Это же лепетная речь, которая присуща детям до года. Посмотрите, какую речь навязывают подросткам журналы. Литературный персонаж писателей Ильфа и Петрова Эллочка-людоедка — это психиатрия. Разрушение интимного стыда — искусственная шизофренизация. А сохранность интимного стыда — один из показателей сохранения нормы. Недаром говорят «Ни стыда, ни совести». А что такое совесть? Это голос Бога в человеке…»

Круглый стол о приходской общине

Вечером первого дня работы Форума прошел круглый стол на тему «Возрождение православной общины. Пути и реалии». Собралось большое количество людей, после рабочего дня пришли те люди, кто по причине занятости не смог участвовать в работе Форума с самого начала. Московские гости говорили то, что было очень созвучно утреннему выступлению духовника епархии протоиерея Николая Дудинова, хотя их выступления порой облекались в излишне категорические тона. Выступления гостей сводились к той мысли, что созидание душ людей важнее созидания храмов, и что священник должен быть в первую очередь пастырем.

Два сельских священника нашей епархии о. Андрей Кузьмин и о. Алексей Барменков рассказали о той печальной ситуации, когда очень трудно восстановить доверие людей, если они стали свидетелями недостойного поведения прежнего священнослужителя.

Священник Алексей Барменков: «Я был настоятелем в селе Андреевка. До меня главным считали храм построить. Потом Бог меня поставил. Я там восемь лет прослужил. Люди говорили: „Храм восстановится — будем ходить молиться“. Обманули. Это дьявол обманул, это не люди обманули… Храм восстановил. Пупок надорвал. Но кто ходил во временный храм, те и ходили. А говорившие, что будут в большой храм ходить, они и не стали ходить. Водкой с рабочими я не рассчитывался. Но людей, души их не восстановил…»

Духовник епархии митрофорный протоиерей Николай Дудинов заметил, что «община — это общение на уровне молитвы». Он несколько общин создал с нуля. «Там где храм создан только меценатами — храм закрыт. Там, где вместе труд и забота о храме — там община…». «В Булгаково, — продолжил о. Николай, — уже десятый год. Там с нуля собирали, ходили. Радость была. Владыка Никон настоял, и постоянно служим с 2000 года. Нет ничего радостнее, чем когда собирали на трудовые копеечки».

Руководитель Центра им. А.С. Хомякова по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект, кандидат богословия, протоиерей Олег Стеняев говорил, что общие стандарты могут погубить общинную жизнь. «Неповторимы священники. Общинная жизнь неповторима. Все мы люди разные. В одной общине больше бабушек, в другой — больше дедушек. В третьей — интеллигенция собирается. Где-то много молодежи. И предлагать один стандарт с чего начинать — будет неразумно. Конечно, построение храма — это то, что реально может объединить любую общину. И ничего плохого нет, если община создается по мере роста храма. Хуже — если храм построит спонсор. И тогда община не нужна. В Москве у меня есть знакомый священник. Он говорит: „Да не надо мне этих школ. У меня есть спонсор, он что надо привозит… У меня есть несколько семей, и нормально все…“ Ситуация, может быть, удачная для этого священника, но для приходской жизни ненормальна. Оберегайте свою самостоятельность, свою эксклюзивность. Дорожите этим. Общинная жизнь — не колхоз».

Далее о. Олег Стеняев коснулся вопроса о восприятии духовенства с точки зрения самих священников, и с точки зрения мирян. «Нам надо отказаться от клерикальной ментальности. Священник — это человек для всех. Вот это будет нормальное священническое служение. Я проходил исповедь перед рукоположением у архимандрита Кирилла Павлова. И он спросил меня: «У тебя есть в жизни человек, который тебе очень близок, не родственник, а какой-то друг, единомышленник, с кем вы проводите много времени вместе?» Я сказал, да, есть такой человек. И он полчаса расспрашивал меня, что я понимаю под дружбой. Полчаса. Потом была пауза, и отец Кирилл сказал: «Вот если ты, став священником, будешь к каждому относиться так, как ты относишься к этому человеку, о котором ты так хорошо рассказал, ты будешь пастырем».

«Нам надо отказаться от клерикальной ментальности, — настойчиво повторял о. Олег. — Не приход должен быть вокруг священника, а священник — это человек для всех. Сам Сын Божий говорил о Себе, что Он пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить другим. И люди тянутся к тем священникам, которые все свое время отдают любому зашедшему, стараются не выделять прихожан. Есть церковный актив, но священник — это человек для всех».

Отец Олег Стеняев также обращался к мирянам с такой мыслью: «Игры в духовных, малодуховных батюшек никогда не заканчиваются добром. Все мы хорошо замаскированные грешники. Священное Писание категорично: «Все согрешили, все лишены Правды Божией. Нет праведного ни одного». Если вы внимательно читаете святых отцов, то они себя считали грешными людьми. Есть такое понятие — прими пророка во имя пророка — получишь награду пророка, прими праведника во имя праведника — получишь награду праведника. Если священника взвесили и определили: нимб появился или рожки — плохая ситуация. А если к священнику идут как к священнику, то и получат то, что священник может дать. В Церкви есть учение, что благодать действует через недостойных пастырей. Святые отцы говорят: «Не смотри на жизнь священника, а смотри на то, как он учит». Смотреть-то надо на свои грехи. Нам надо понять, что церковь есть собрание тех людей, которые осознали, что они грешники, и ходят в церковь именно потому, что у них есть это осознание».

Отец Олег Стеняев добавил, что «семидесятилетнее большевистское пленение создало серьезную проблему — разрыв традиций. А чтобы его заполнить, нужно не один семинар проводить, не два, а выделять такие понятия, как хозяйство приходской жизни. Мне кажется, это отдельная тема. Выделять вопросы образовательные. Вот господин Авдеев очень правильно сказал, что если с детьми работают, то приход состоится. Не так давно в США провели опрос, каким общинам и религиозным организациям отдают предпочтение американцы. Большее предпочтение американцы отдают тем, где работают с детьми. То есть, воспитательные программы, хозяйственные программы, обустройство досуга, национальные праздники. Например, в Москве есть татарская православная община. Ее возглавляет священник Даниил Сысоев. Они отмечают все татарские праздники. Даже вступили в татарское общество российское и зарегистрировались как ассоциация российских православных татар. Наблюдал такую ситуацию, на сабантуе они поставили шатер, написали «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и стали распространять молитвенники православные на татарском языке. Чечены подбегают: «Это же христианские!» А татары говорят: «Это неважно. Мы по-арабски не понимаем. А тут на нашем, на татарском. Мы будем все равно молиться». И с радостью брали…».

Мы также узнали, что центр Даниила Сысоева подготовил к печати молитвослов на башкирском.

Во второй день Форума протоиерей Олег Стеняев рассказал о своей работе с сектантами. О том, как организовать и провести диспут… «Если вы будете разговаривать хотя бы на равных, это почти победа, — сказал он. — Сектанты не воспринимают критически своих пасторов. И если какой-нибудь толстый священник на равных с пастором, разрушается идол. А если миссионер будет одолевать — это победа». Результат работы его центра: более двух тысяч вышли из сект за десять лет. В активе диспуты с иеговистами, членами секты Секо Асахары, с кришнаитами, диспут в мечети на Преображенке.

Протоиерей Олег Стеняев, проповедник и миссионер, явился пред уфимской публикой со Священным Писанием в руках, обозначив ось и стержень своей миссии. Книгу, кажется, он так и не открывал — цитировал по памяти. А говорил он о миссии среди мусульман, по памяти цитировал и Коран на арабском языке. По его мнению, Коран не претендует на откровение: то что «открыто» — уже было открыто «людям Писания» — иудеям и христианам. Но в таком случае у нас много общего (была процитирована сура о Рождестве Христовом), то есть для диалога с мусульманами есть большой миссионерский потенциал.

Круглый стол, посвященный возрождению приходской общины, показал единодушие участников. Гости выразили сожаление, что деятельность священников ограничивается строительством храмов, ею же и заканчивается, так что молодежь становится добычей сектантов. Духовник епархии о. Николай Дудинов призывал собратьев священников не гнаться за «спонсорами», а возрождать общину общим делом восстановления храма и богослужения: пускай все скромно, но своими руками и с душой. Он заметил, что «спонсорские» храмы обычно не имеют живых общин — они как бы чужие для людей, холодные.

Педагог Православной Классической Гимназии г. Москвы «Радонеж» Евгений Андреевич Авдеенко призвал священников обратить пристальное внимание на школы. Поделился своим опытом работы с детьми. Его выступления в целом были посвящены детям. Он дал понять, что нельзя начинать разговор с детьми сразу о Христе — это может вызвать отторжение (СМИ не даром работают) — лучше начать беседу на тему интересную детям или подросткам, и в процессе этой, уже увлекательной беседы, деликатно направлять мысль ребят в русло христианского мироощущения.

Общая мысль круглого стола: необходимо уделить пристальное внимание людям.

Потом был круглый стол о патриотизме, на котором гости и наши священники, в том числе руководитель военно-патриотического клуба «Александр Невский» г. Уфы о. Виктор Иванов, говорили о воспитании молодежи. Акценты на этом круглом столе были расставлены правильно — сначала Православие, а потом патриотизм.

Участники Форума познакомились и с членом оргкомитета XII Всероссийского фестиваля «Православие на телевидении, радио и в печати», преподавателем славянского языка и славянской грамоты Еленой Васильевной Розенковой. Она привезла несколько фильмов с фестиваля, проходившего в этом году в Пензе. Елена Васильевна подарила форуму икону Божией Матери.

А прот. Олег Стеняев и Е.А. Авдеенко помимо форума выступили еще и в студенческих аудиториях.

Отзывы участников

Вот как оценивают Форум некоторые его участники:

Игумен Феодосий (Рыбак): «Для православных это событие было долгожданным. Нашу епархию посетили с лекциями и беседами московские миссионеры. Два рабочих дня были вдохновляющими: говорилось именно о том, о чем долго думалось. Было радостно, что очевидное перестало быть невероятным».

Говоря о тех темах, которые обсуждались на форуме, хочется в заключение привести такие обнадеживающие слова И.Я.Медведевой: «У меня муж занимается теоретической физикой. И я знаю, что такое „аттракторы“. Это когда в хаосе возникают новые точки кристаллизации. И почти все приходы, которые я вижу — это аттракторы. И куда бы я не ездила по нашей стране, душа счастливой становится, понимаешь, что мы не пропали, что в приходах прикровенно нарастает параллельная жизнь, настоящая жизнь. И понимаешь, что никуда Россия не делась. И, Бог даст, не денется. Столько прекрасных людей, столько прекрасных вещей. Мы не можем пропасть. У нас много праведников. В этом меня убеждают многие приходы».

Прошедший форум — хороший повод к размышлению о том, что каждый на своем месте может сделать для того, чтобы на первое место в нашей церковной жизни было поставлено возрождение человека. Конечно, шаг сделан небольшой. Но это первый шаг. Как гласит одна древняя поговорка: путь длиной в десять тысяч шагов начинается с одного шага.

В. Князев, редактор газеты «Уфимские епархиальные ведомости».

http://www.eparhia-ufa.ru/?let/2007/10/18/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru