Русский дом | Александр Мельников | 17.12.2007 |
Как всё аргументировано! Только в интервью с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем речь идёт совсем о другом
В газете «Таврида Православная» опубликованы два материала пресс-службы Симферопольской и Крымской епархии: «Интервью с митрополитом Лазарем» и «Заявление пресс-службы Симферопольской и Крымской епархии».
В «Заявлении» пресс-служба опровергает информацию, размещённую в электронных СМИ неким «Союзом русских православных верующих Крыма», о том, что в Крыму якобы имеет место притеснение русского православного духовенства, обостряется религиозная ситуация, «тлетворные зёрна раскола прорастают в Украинской Православной Церкви и начинают давать свои всходы».
Да вот ведь сказали же когда-то апостолу Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя» (Мф. 26, 73). Ох уж этот язык мой — враг мой, сводит на нет все логические построения и статистические выкладки.
В «Интервью» та же пресс-служба задаёт такой вопрос митрополиту Лазарю: «Что бы Вы пожелали новому поколению православных украинцев?». Владыка, естественно, пожелал всего самого достойного и чистого. А вот что бы он пожелал другим чадам Православной Церкви — русским, белорусам, грекам, болгарам, — пресс-службу не интересует. Почему?
Мы уже привыкли к тому, что когда украинский президент выступает 31 декабря по телевидению, то он поздравляет опять же только украинцев или украинскую нацию. Для русских, как и для других наций и народов, живущих на Украине, у него добрых пожеланий нет.
Но Церковь ведь вне политики. Сама же пресс-служба совершенно справедливо напоминает слова апостола Павла, что в Церкви нет ни иудея, ни язычника… Почему же только украинцы достойны внимания митрополита, а у других наций в Крыму что же, митрополита нет? К сведению пресс-службы, в Симферопольской и Крымской епархии уже есть и православные крымские татары, и немцы-лютеране также тянутся к Православию, причём именно молодое поколение (у лютеранского пастора в Ялте, к примеру, все четверо сыновей — православные). Но приняв Православие, эти люди не превратились в украинцев, а остались татарами и немцами.
Я обращение «Союза русских православных верующих Крыма» не читал и о его содержании узнал только из «Заявления пресс-службы Симферопольской и Крымской епархии». Но, увы, получается, что какие-то основания для беспокойства у этого «Союза», видимо, всё-таки есть. Потому что без внимания первых лиц государства мы уж как-нибудь обойдёмся, а вот если нас как бы не замечает наш митрополит, — это совсем непонятно.
Возможно, что пресс-служба под термином «украинцы» просто подразумевала граждан независимого государства Украина? Может быть. Да только уж очень это тонкий вопрос — межнациональные отношения в многонациональном государстве.
Мы, русские владельцы украинских паспортов, вовсе не считаем себя украинцами и не отождествляем себя с украинской нацией, как этого хотят нынешние украинские власти. Мы остаёмся русскими и всеми силами сопротивляемся насильственной украинизации и отрыву нас от России. И возможно, что единственной нитью, которая всё ещё соединяет нас с остальной частью русского народа, остаётся сейчас Украинская Православная Церковь как часть Русской Православной Церкви. Поэтому любой намёк на некое обособление, а тем более на раскол, вызывает у нас не только боль, но и желание действовать. Мы возмущаемся, когда Священный Синод УПЦ заявляет, что он добивается того, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, а Тульчинский владыка Ионафан сообщает, что он закончил работу над очередным переводом литургии на украинский язык (не устраивает его наш общий церковнославянский язык богослужения).
Надо бы понять и пресс-службе Симферопольской и Крымской епархии, и владыке Лазарю: церковный раскол ничего, кроме исторической трагедии, Украине принести не может.