Русская линия
Седмицa.Ru17.12.2007 

Память святой великомученицы Варвары

А. В. Бугаевский
Святая великомученица Варвара
(Статья из т. VI «Православной Энциклопедии», Москва. 2003 г.
Житие

Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара
Варвара († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.), родилась в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку.

Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, Варвара приказала сделать с юж. стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы В., был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины В. истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. Варвара ответила, что 3 окна, через которые льется свет, символизируют Св. Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась непреступная скала. Варвара призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась Варвара, Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу).

Отец жестоко избил Варвару и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласии (Гелассон), около Гелиополя, «у острова» и передал Варвару на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не стало кровоточить. Однако Варвара выдержала первую пытку, и Маркиан велел бросить ее в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил ее от ран.

Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но Варвара мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, драть ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами уже разодранное тело, и бить святую по голове молотом.

Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний Варвары, в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала Варвара. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил Варвару и Иулианию, которую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по др. версии, оба были убиты молнией.

Сведения о времени и месте мученичества св. велмуч. Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что она пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235−238), возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309−313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 г., т. е. скорее всего св. велмуч. Варвара пострадала при имп. Галерии Максимиане (284−305, † 311), соправителе имп. Диоклетиана. В большинстве греч. текстов, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданное Б. Момбрицием) местом кончины св. велмуч. Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) — Рим или Антиохия.

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца она познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших житиях св. велмуч. Варвары, ее учителем был Ориген.

Cв. Великомуч. Варвара не упомянута в одном из древнейших источников — Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов жития св. велмуч. Варвары восходят к VII в. Известны акты св. велмуч. Варвары, приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782−814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c-e, 215, 216 b-c). Сохранилось житие св. велмуч. Варвары, написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301−316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a-218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218a), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др.

На Руси получило распространение житие В. (BHG, N 215) (Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII—XIV вв. // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 204), которое дошло в списках XIV в. (ГИМ. Чуд. N 20. Л. 50 об.), но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (ок. 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью В. от руки отца (Успенский сборник XII- XIII вв. М., 1971. Л. 11). Это житие вошло в состав ВМЧ (Декабрь, дни 1−5. Стб. 101−104). Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. (ГИМ. Син. N 330. XII в. Л. 101 об.). Судя по др. сохранившимся редакциям Студийского устава — Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 64) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 331) — имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика (BHG, N 218a), которое отсутствует в рус. списках.

Ист.: BHG, N 213−218q; BHL, N 913−930; BHO, N 132−134; PG. 116. Col. 301−316; Cod. Athen. Bibl. Nat. 2319, XV в. Fol. 80v-86v [BHG, N 214c]; Cod. Bodl. Baroc. 180, XII в. Fol. 115−119 [BHG 214d]; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 46 sq. [BHG, N 215i]; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 41−45v [BHG, N 218c]; Passions des saints Ecaterine et Pierre d’Alexandrie, Barbara et Anysia / Ed. J. Viteau. P., 1897. P. 89−105; ActaSS. Maii. T. 1. P. 26; SynCP. Col. 277; MartUsuard. P. 746; PL. 94. Col. 1134 [Мартиролог Беды Достопочтенного]; Ibid. T. 123. Col. 415 [Мартиролог Адона, архиеп. Вьеннского]; Baronius C. Martyrologium Romanum restitutum. Mayence, 1631. P. 743.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 493−494; Delehaye H. Legendes hagiographiques. Brux., 1905. P. 125; Vita di Santa Barbara: per cura di un sacerdote milanese coll’approvazione dell’autorita ecclesiastica. Brescia, 1906; Weyh W. Die Syrische Barbara-Legende. Lpz., 1912; Lapparent A. de. Sainte Barbare. P., 1926; Paschini P. S. Barbara: Note agiografice. R., 1927; Lapparent-Saulnier A. de. Sainte Barbe dans la litterature et l’imagerie populaire // L’art populaire en France. Strasbourg, 1932. Vol. 4; Sempels V. Barbe (1) // DHGE. T. 5. Col. 627−628; Vecellio Segate G. Santa Barbara nella tradizione, nella leggenda e nell’arte. S. l., 1977; Crimi C. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paterno, 1999; Grano A. Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000.

А. В. Бугаевский, П. И. Жаворонков, И. В. Жиленко
Мощи и почитание св. великомуч. Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки св. великомуч. Варвары и Иулиании и похоронил их в сел. Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь посвященный св. великомуч. Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена церковь во имя св. великомуч. Варвары. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи св. великомуч. Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди св. великомуч. Варвары, из которой сочились кровь и молоко (Описание святынь Константинополя. С. 453; Книга Паломник. С. 30).

В Константинополе известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Другой храм находился в Манганах, около ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).

Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей св. великомуч. Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант. имп. Василия II Болгаробойцы и сестрой имп. Романа III Аргира. Раньше этот брак и следовательно перенесение мощей относили к различным датам в пределах кон. X — нач. XI в.; в наст. время это событие датируют 1005−1006 гг. (Vannier J.-F. Familles Byzantines: Les Argyroi (IXe-XIIe siecles). P., 1975). Согласно зап. традиции, мощи, представляющие нетленное тело св. великомуч. Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на о. Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437−1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. (Riant. P. 9). Оставшуюся в Константинополе главу св. великомуч. Варвары видел в ее церкви в 1348—1349 гг. Стефан Новгородец (Там же. С. 98). 1 июня 2003 г. частица мощей св. великомуч. Варвары, хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице.

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью визант. имп. Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108). Во время монголо-татар. нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впосл. об этом забыли. Они были обретены спустя неск. столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игум. Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью имп. Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей св. великомуч. Варвары. (Kazhdan P. 419). Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с кн. Владимиром Святославичем, Крестителем Руси (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96−98). Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей В. в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи (Жиленко. С. 115).

В 1644 г. при Киевском митр. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки св. великомуч. Варвары. Когда в 1650 г. Киев был захвачен лит. гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молд. господаря Василия Лупу, затем хранилась в городе Каневе, а впосл. была перенесена в монастырь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи В. покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В наст. время они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Левая рука св. великомуч. Варвары, привезенная в XVII в. на Зап. Украину греком Александром Музелем, происходившим из имп. рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви ап. Иоанна Богослова г. Луцка, а затем были перенесены митр. Гедеоном (Четвертинским) в храм Св. Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиеп. Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя св. великомуч. Варвары. (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Св. Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей св. великомуч. Варвары и часть гроба этой святой (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).

О руке св. великомуч. Варвары в монастыре Св. Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465−1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте (Riant. P. 21). В наст. время часть честной главы св. великомуч. Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки — в монастыре Симонопетра (Афон), др. частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.

В Москве в ц. Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста св. великомуч. Варвары с перстнем, перенесенная из церкви вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском пер. (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей св. великомуч. Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875−1882).

За молитвенной помощью к св. великомуч. Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1998 г. В. стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 2000 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала на борту орбитальной станции «Мир».

Ист.: Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1. Р. 9, 21; П[етров] Н. Мучение св. вмц. Варвары и повесть о преславных чудесах ее Феодосия Софоновича // ТКДА. 1894. N 12. С. 598−614; Книга Паломник. С. 30; Книга хожений. С. 98, 148, 174; Majeska G. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984; Описание святынь Константинополя в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 453.

Лит.: Сементовский Н. Галерея киевских достопримечательных видов и древностей. К., 1857. Тетр. 4. С. 28−30; Janin. Eglises et monasteres. P. 56−57; Kazhdan A. Rus'-Byzantine Princely Marriages in the 11th and 12th Cent. // Proc. of the Intern. Congr. Commemorating the Millenium of Christianity in Rus'-Ukraine. Camb. (Mass.), 1990. (HUS; Vol. 12−13); Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 69; Жиленко I. В. Житiе та чудеса святоi великомученицi Варвари // Вiра i розум. Х., 2001. N 2. С. 100−118.

Н. В. Герасименко
Иконография

Св. великомуч. Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в визант. искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705−707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография св. великомуч. Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон св. великомуч. Варвары может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение» (?), 1-я пол. XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон нач. XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах — в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.; в ц. Варвары в Соганлы, 2-я пол. XI в.; а также — в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Св. Софии Киевской, 1037−1045 гг.; в ц. св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в ц. вмц. Варвары в Киприотианика на о. Китира, кон. XIII в.; ц. св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) сер. XIII в.; в ц. Панагии в Пурко на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки, кон. XIII- нач. XIV в.; в ц. св. Димитрия в Пурко на о-ве Китира, нач. XIV в.; на юго-зап. столпе в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310−1313 гг.; на сев. стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; на миниатюрах Минология (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 19v, 1327−1340 гг.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 61, 101).

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 224, 976−1025 гг.) и минология Служебного Евангелия (Vat. Gr. 1156. Fol. 270r, 3-я четв. XI в.); в росписи нартекса ц. Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348−1350 гг. и церкви Св. Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.

В древнерус. искусстве иконография следует сложившимся визант. образцам: ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Ср. Русь или нач. XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе ц. Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западнохрист. искусстве св. великомуч. Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскура, иногда пушка (напр., «Мадонна с Варварой и Лаврентием», худож. Дж. Морини. Музей г. Брера). Были распространены сцены ее мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, ок. 1200); «Полиптих», худож. С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); «Страсти Варвары», 1-я. пол. XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); «Дева Мария в платье с колосьями», на обороте «Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара», австр. мастер, ок. 1440−1450 г. (ГМИИ); «Святая Варвара», вестфальский мастер, ок. 1470/1480 (ГМИИ); «Варвара с башней, кубком, пером», гравюра, ок. 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); «Варвара с Иоанном и Матфеем», худож. К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); «Бегство Варвары», худож. П. Рубенс, ок. 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и мн. др.

Лит.: Jerphanion G. de. Les e’glises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l’art byzantin. P., 1928. Vol. 2. P. 501; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. Vol. 1. P. 153, 156−159. Pl. 164. Vol. 2. P. 163; Velmans T. L’eglise de Khe en Georgie // Zograf. 1979. N 10. Р. 71−82; Naxos / M. Chatzidakis et al. Athens; Melissa, 1989. P. 69, 70. Pl. 1; Jolivet-Levy C. Les eglises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. P., 1991. P. 37, 106, 107, 125, 285; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale Byzantine de la Grece. L' ile de Cythe’re. Athenes, 1997. P. 108−111. Pl. 4; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 257.

О. В. Л.

Монастырь великомученицы Варвары
[/Статья из т. VI «Православной Энциклопедии». Москва. 2003 г.]

Мужской монастырь великомученицы Варвары, действующий, подворье монастыря Честного Креста Ставровуни. Принадлежит Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви, расположен на северо-западном склоне горы Ставровуни.

Время основания монастыря великомученицы Варвары точно неизвестно. О маленькой церкви святой Варвары и монастырских постройках вокруг нее впервые говорится в описании чешского путешественника Олдржиха Префата в 1546 г. Он же свидетельствует о мощах вмц. Варвары в монастыре Ставровуни (часть руки святой, помещенная в серебряный ковчег в форме руки).
Предполагают, что упоминание в 1483 г. доминиканцем Феликсом Фабером храма на склоне горы Ставровуни также следует отнести к церкви вмц. Варвары.

Подворье возникло после завоевания Кипра крестоносцами, когда монастырь Ставровуни принадлежал монахам-бенедиктинцам, а православные иноки были вытеснены из обители. С 1483 г. появляются свидетельства о присутствии там православного духовенства. С 1521 г. в монастыре сосуществуют латинские и греческие монахи.

В 1570 г. турки разрушили монастырь и расправились с насельниками.

В 1613 г. Ставровуни окончательно переходит в руки православных, его игуменом становится грек Парфений. Монахи, жившие на подворье монастыря великомученицы Варвары, занимались земледелием и обеспечивали монастырь продовольствием.

Однонефная сводчатая церковь вмц. Варвары покрыта черепичной крышей. Постройка отражает несколько строительных фаз, древнейшей является восточная часть храма, где сохранились фрески начала XVI в. (9 сцен христологического цикла). Основная часть храма была сооружена в 1820 г. Сохранилась каменная плита с высеченной надписью о перестройке церкви в 1820 г. архимандритом Леонтием Мирианфевсом (впоследствии Китийский епископ Леонтий II)). В этой части храма уцелело несколько фрагментов росписи XIX в. (сцены из цикла Акафиста, изображение вмц. Варвары и др.). Нартекс пристроен в 1940 г.

В 1840 г. подворье посетила русская монахиня Варвара (Катаева), которая, вернувшись в Россию, собрала значительные пожертвования для этого монастыря. Среди жертвователей были члены императорской фамилии и русские аристократы. Монастырю были также подарены драгоценный потир, церковная утварь и священнические облачения. На средства, переданные через Русское посольство в Константинополе, монастырь был отремонтирован и расширен. Келейные корпуса ремонтировались и расширялись в 1904—1905 гг., достраивались в 1925 и 1940 гг. Весь монастырский комплекс был отреставрирован в 1986—1987 гг., рядом с подворьем была воздвигнута (в 1988) часовня в честь местного кипрского св. Фанурия, одного из 13 преподобномучеников, пострадавших в 1231 г. от франков в монастыре Панагии Кантарской.

Монахи занимаются садоводством и огородничеством. Подворье известно по всему Кипру благодаря находящейся в нем мастерской иконописца Калинника (Ставровуниотиса). Святыня, хранящаяся в монастыре, — частица мощей великомученицы. Варвары.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=48 965&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика