Русский дом | Виктор Тупикин | 15.12.2007 |
«Жизнь без Христа — не жизнь, а смерть. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, то ты без Христа»
старец Порфирий со Святой Горы Афон
«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей»
старец Амфилохий со Святой Горы Афон
Почти в 11 лет я первый раз приехал в Свято-Троицкую лавру, но ничего от этого посещения у меня в душе не осталось. После школы пошёл в армию, но и там были атеисты, православных не встречал. Правда, Пасху отмечали многие — это воспринималось как русский обряд. После армии я нашёл Евангелие и прочёл, но ничего в моей голове не прояснилось. Оказывается, (я узнал только потом) «чтобы постичь духовную глубину Евангелия, необходимо просвещение от Бога», — это сказал греческий священник Дионисий Тацис.
Учась в институте, я несколько раз был в Лавре на службах, но глаза и уши мои были закрыты. Потом, работая на Камчатке, в два года раз я обязательно приезжал в Лавру. В конце 70-х годов купил там три простенькие иконы. Окончательно вернулся в Подмосковье в 1987 году и увидел, что церкви начали открываться, а к 1000-летию Крещения Руси стали появляться духовные книги, сначала Евангелие, а потом и Библия. Я сразу купил их. Прочитал на одном дыхании. И понял, что Библию надо не читать, а тщательно изучать. Меня увлекла духовная сущность Православия. Хотел понять его и умом, и сердцем. Начал читать и ходить в церковь. Процесс Богопознания трудный и длительный. Стал покупать православную литературу и читать, конспектировать. Понимаю теперь, что Сам Господь Бог привёл меня к православной вере. Понял, для чего живёт человек. Человек — творение Божие. Христос есть Истина и Свет. «Человек есть храм Божий», как говорит апостол Павел. И по жизни нас ведёт Сам Господь. Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, «горе душе, не имеющей в себе истинного Христа, она наполняется смрадом страстей и соделывается жилищем пороков».
Привычки и страсти, которые в нас въелись — это бесы, которых трудно выгнать. Мы уже с ними сжились. Для победы над ними нужен внутренний подвиг.
А это прежде всего — молитва и пост. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постящемуся надо более всего обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания, в милостыне показать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Постящемуся подлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим усердием должен творить молитвы и исповедования перед Богом».
Вот что говорит по этому поводу митрополит Макарий Невский: «Борись, борись, чадо, со грехом, побеждай его силою Христа. Молись, не объедайся, не опивайся, вина лучше не пить, в театр не ходить, для души там пользы мало, а вреда очень много. Учись ходить пред Богом, непрестанно носи в сердце имя Господа Иисуса Христа, поминай чаще смерть свою, суд, ад и рай».
«Какая нужна сила, чтобы преодолеть в человеке действующую в нём злую силу», — говорит св. Симеон Новый Богослов. Где нам такую силу взять? Только с помощью Божией можно её приобрести. Как говорит преподобный Макарий Великий: «Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло». Так что будем уповать на Бога: «Велика сила греха, но во сто крат больше сила благодати Божьей», — сказал свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический.
Главное — выполнять заповеди Господни. Это труднее всего. Святой Антоний Великий сказал: «Человека создал Бог, чтобы он был зрителем и благодарным исполнителем Его дел. Помышляя о Боге, будь благочестив, независтлив, добр, целомудрен, кроток, щедр по силе, общителен, неспорлив: ибо всем этим угождать Богу есть некрадочное богатство души, а также не осуждать никого, или ни о ком не говорить, что он-де нехорош, согрешил, но лучше разыскивать свои худые дела и свою жизнь рассматривать с самим собою, — угодна ли она Богу. Какое нам дело до того, что другой кто нехорош». Мы должны и обязаны, как православные, стараться так жить.