Православие.Ru | Игорь Зыбин | 15.12.2007 |
Монастырь Путна |
Паломничество по румынским монастырям следует начинать с Путны. Именно в этой самой северной румынской обители, стоящей на отшибе от главных дорог, душа сразу правильно настраивается.
Монастырь называют «Иерусалимом румынского народа» главным образом потому, что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Великий Стефан правил с 1457 по 1504 год — самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм.
Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа „алтарем национального самосознания“».
Монастырь был объектом особого внимания румынского царя: он лично следил за ходом строительства. Со временем обитель стала некрополем молдавских господарей. Всего здесь захоронено 28 правителей, большинство из них принадлежат к знаменитой династии Мушатинов. Сам святой Стефан покоится под спудом внутри собора Успения Божией Матери — главного монастырского храма.
Собор построен в типичном для румынской Буковины стиле, который также называют стефановым стилем: парящая крыша, входы с северной и южной сторон, полукруглые выдающиеся клиросы — вот его характерные черты. Но это не самый первый храм. От первой церкви остался лишь фундамент. В середине XVII века церковь вместе с другими монастырскими постройками реконструировалась. И в то время, в 1653 году, монастырь вместе с другими обителями и храмами Сучавского края подвергся нападению со стороны казаков Тимоша Хмельницкого, вторгшимися сюда во время борьбы за престол Молдовы, что привело к ограблению и разрушению многих церквей и монастырей. Успенский собор также был осквернен ограблением. Но уже через девять лет он был восстановлен на старом фундаменте в первоначальных формах и размерах.
О том, что храм, как и большинство знаменитых церквей Сучавы, был расписан снаружи, утверждает летописец Иоанн Некулче. У него встречается упоминание, что стены собора Успения Божией Матери были «покрыты золотой росписью, и было больше золота, чем росписи, как внутри, так и снаружи». Это свидетельство видимой жертвы Богу великого румынского святого. Основа святости Стефана видна в словах, сказанных незадолго до смерти: «Господи, Ты единственный, Кто знает, что в моем сердце. Никакая ересь, никакой обман, даже пламя юношеской страсти не смогли соблазнить меня. Но помоги мне укрепить свою веру на камне, который есть Сам Христос, чей крест я всегда держу у своей груди, и свою жизнь приклонить Тебе. Имею надежду непоколебимую к Отцу веков, с помощью Которого победил и изгнал всех врагов».
Единственным сохранившимся целиком сооружением времен Стефана Великого является Казначейская башня.
Чтобы закончить печальную страницу истории Путны, следует вспомнить, что за свою пятивековую историю обитель трижды горела (в 1484, 1536 и 1691 годах, в последнем случае ее подожгли), четырежды грабилась (в 1622 году разбойниками из Бистрицы, в 1653 году, в 1691 году ляхами Яна Собеского и в 1739 году русскими войсками). Монастырь страдал от землетрясений, самое разрушительное из которых случилось в 1739 году. А с 1775 по 1918 годы испытал на себе все прелести австрийской оккупации.
С самого своего основания Путна становится центром, влияющим на духовную и культурную жизнь страны. Уже при Стефане Великом здесь складывается известная певческая школа, организовывается знаменитая мастерская по вышиванию, переписываются книги. Во время оккупации, несмотря на все притеснения Венского двора, Путна продолжала играть важную роль в сохранении и укреплении православной веры и национального самосознания румын.
На новую высоту духовно-просветительскую деятельность монастырь в XVIII веке поднял митрополит Иаков Путнянул († 1778). За организованные им масштабные работы по восстановлению всего монастырского комплекса обители владыку считают вторым основателем обители. С честью окончив свой земной путь, он упокоился в одной церкви со Стефаном Великим.
Нынешний облик монастыря отражает его первоначальный вид, задуманный румынским царем. Уже в ходе реставрации 1955−1958 годов были восстановлены монашеские кельи и господарский дом, перестроено под музей ветхое здание старческой. В 2001 году главные румынские художники-реставраторы братья Михаил и Гавриил Морошаны начали работы по восстановлению прежней и созданию новой фресковой живописи с позолотой.
Открытый в 1976 году монастырский музей хранит богатейшую коллекцию византийского шитья и вышивки, известную во всем мире. Старинные рукописи, вышивка золотом, серебром и шелком, утварь из драгоценных металлов отражают творческую мощь монахов прежних времен и наглядно демонстрируют, в каком великолепии происходило служение Богу.
Отдельной страницей в летописи монастыря вписано время строительства коммунизма. В 1959 году на основании декрета N 410 три четверти монастырей в Румынии были закрыты. Судьба монашествующих складывалась по-разному: одних посадили, других отправили по домам и «социально интегрировали», но и тем и другим пришлось не сладко, как впрочем и тем, кто продолжал нести монашеский подвиг в оставшихся обителях. Последним приходилось исповедывать свою веру в условиях безбожной власти. Путна за всю свою историю никогда не закрывалась, и в этом все видят особый Божий Промысл. На «доске почета» этого филиала «анахронического и коррумпированного института», как тогда представляли Церковь, ее великие пастыри: архимандриты Пимен, Герасим и Иакинф, иеросхимонах Кесарий, монахи Марк и Иоанн… Здесь хорошо помнят всех, кто со смирением и крепостью боролся и победил зло богоборческой идеологии, восставшей на живое учение святого Евангелия. Богослужениями, проповедями и поучениями, экскурсиями по монастырю, благодеяниями и подаяниями насельники Путны сохраняли в душах православных румын веру отцов и любовь к своему народу. Плодами их исповедничества стали тысячи верующих, пришедшие в монастыри после революции 1989 года и омоложение румынского монашества.
Сегодня румынские монастыри достаточно населенные. В Путну собирается братия со всей страны. Сейчас в обители подвизаются 95 человек, среди них один архимандрит, два протосингела, 12 иеромонахов, три архидиакона, шесть иеродиаконов, 44 монаха и 20 иноков.
В настоящее время в обители работают все традиционно бывшие там мастерские: иконописная, резьбы по дереву, ювелирная, реставрации церковной утвари и проч. Ныне здесь производят настоящие шедевры церковного искусства, не уступающие по качеству создававшимся ранее. Кроме того, монастырь славится своей технологией золотого напыления.
У обители большое подсобное хозяйство, в ведении которого ему помогают верующие из близлежащих сел. Они составляют как бы «вторую монастырскую общину».
В последние годы создан большой гостиничный фонд, который постоянно увеличивается. Поток паломников растет с каждым годом: сюда едут румыны не только со всей страны, но из Молдавии и приграничных областей Украины. Их привлекает возможность помолиться вдали от городской суеты, побывать на богослужениях сопровождающихся замечательным пением (на всех службах поют на два хора). Поют и почти все присутствующие, и так поют, что не замечаешь усталости от продолжительных служб.
Во время богослужений храм переполнен. Каждый день, кроме воскресения, в 4 часа утра в монастыре раздается характерный деревянный стук — это монах-будильник, трижды обходя собор, бьет деревянным молотком в било.
В 4:30 начинается полунощница, затем следуют утреня, часы и Божественная литургия. Вечером, в 17:00, — вечерня, акафист дня, потом — трапеза, после нее — повечерие. По вторникам в 17:00 служится вечерня и повечерие, а в 19:00 — всенощное бдение в честь Божией Матери. Соответственно в среду с 6:00 — акафист и Божественная литургия. В субботу с 17.00 служится вечерня и повечерие, а в 19:00 — всенощное бдение. В воскресение с 7:00 — акафист и Божественая литургия, а в 17:00 — вечерня и параклис Божией Матери.
Священнослужители служат чередой: иеромонах и иеродиакон вдвоем служат неделю все службы, потом их сменяет следующая пара. Чтобы понять, что значит этот труд, достаточно в течение суток побывать на всех службах. Для братии, не занятой на послушаниях, посещение служб является делом обязательным. Келейно каждому полагается по 150 великих и малых поклонов.
Румынские верующие любят часто ходить в храм, молиться на всех службах, но причащаются очень редко — всего несколько раз в год. Подобное практикуется и среди монашествующих.
В Путне находится немало святынь: чудотворная икона Божией Матери, мощи трех святителей — Василия, Григория и Иоанна, преподобного Даниила Отшельника, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Нектария Эгинского, святителя Геннадия, великомученика Георгия Победоносца… В обители есть восемь икон конца XIV — начала XV века, которые называют «Рублев Путны».
С наружной стороны собора, справа от алтаря, покоится святитель Илия (Иорест), постриженик Путны, бывший митрополитом Трансильвании. Он стал исповедником во времена гонений, развязанных мадьярами-кальвинистами. После изгнания с кафедры и заточения святитель вернулся в Путну, где и закончил свой земной путь в 1678 году. Румынская Православная Церковь канонизировала митрополита Илию в 1955 году, день его памяти 24 апреля.
На сельском кладбище рядом с монастырем находится небольшая церковь времен воеводы Драгоша, считающаяся самым древним деревянным строением в Европе.
У монастыря есть два скита — Сихэстрия Путней и Даниила Отшельника.
* * *
Настоятель монастыря архимандрит Мелхиседек |
— Из каких православных стран приезжают в Путну?
— Из всех стран приезжают греки, болгары, сербы. Сейчас очень активное общение с Молдавией: визы легко получаются, поездом можно быстро и дешево перемещаться.
— С какой целью люди едут в Путну?
— В основном с духовными нуждами, но есть и те, кто едет даже за телесным здравием. В Путне исцеляются души людей молитвами Пресвятой Богородицы — нашей Настоятельницы и молитвами наших братий. Многие приходят просто, чтобы набраться сил. Многие просто очень любят святого Стефана Великого, который здесь пребывает, за то, что он сделал для нашей страны. Некоторые говорят, что им достаточно зайти в церковь и поклониться гробнице Стефана. Паломники и туристы находят здесь душевный покой за богослужениями, слушая проповеди и наставления духовников, особенно востребованных во время четырех больших постов или когда людей одолевают житейские невзгоды и радости. В Путне всегда было развито миссионерство через гидов и священников. Даже при коммунистах. Иногда и терпеть приходилось.
— Как сказался на жизни обители тот факт, что она не закрывалась при коммунистах?
— Не только Путна не закрывалась, но и многие другие монастыри избежали этого. Даже в 1660 году при венграх не было закрытия. Коммунисты хотели запретить служить в большой церкви. Тогда насельники монастыря вместе со старцем (настоятелем. — Примеч. автора) сказали им, что даже венгры, чужие нам по крови и по вере, не остановили литургию у гробницы святого Стефана, а вы говорите, что любите свою страну и свой народ, единый с нами по вере, и хотите запретить нам служить?
— А кто был тогда старцем в монастыре?
— Архимандрит Герасим. Он позже стал епископом. Он скончался в 1994 году.
— Какова сегодня роль монастырей в Румынии?
— Монастыри — это духовная лечебница, монахи молятся за народ. Мы живем по правилам святого Василия с некоторыми добавлениями святого Калинника. Молитва — наше главное служение.
(В Румынии ценят монастырскую молитву. Этот разговор происходил в конце июля, когда в стране стояла сильная засуха. Во всех храмах Сучавы во время Божественной литургии читалось соответственное зачало из Евангелия и особые молитвы на ниспослание дождя. Кстати, Сучава был единственный регион, где шли дожди.)
— Есть ли в монастырях социальное служение, просветительское, например?
— Смысл монашеского образа жизни — личным примером открывать верующим духовную красоту Православия, призывающего всех нас принести в духе раскаяния сердечную молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешника.
— В чем отличие Путны от других румынских монастырей?
— Путна — духовный центр, своего рода Иерусалим румынского народа, совесть нации, жертвенник государственного масштаба.
— Вы были в России. Чем, на ваш взгляд, русские монастыри отличаются от румынских?
— Трудно сказать. Мы не ставили цели в монастырях войти в контакт со старцами, с наместниками. Только в Дивеево после службы пообщались немного с игуменьей Сергией. А так, в основном, просто осматривали монастыри, не вступая в контакты. Мы всегда рады принимать у себя русских братьев. Святые, которые у нас есть, они должны нас больше привязывать друг к другу.
— В России очень мало информации о Румынии. В народе устоялись два стереотипа: в Румынии живут сплошь цыгане, и между румынами и болгарами нет никакой разницы. Вы это не ощущали, когда были в России?
— Есть еще третий. (Смеется.) Однажды ко мне в Ашане подошел мужчина, наверное привлеченный скуфьей (у румынских монахов скуфья по форме напоминает греческую, но имеет два небольших разреза по бокам. — Примеч. автора), и спросил: откуда я. Когда я ответил, что из Румынии, он уточнил: православный я или нет? Я сказал, что православный. А он в ответ: не может быть, там же одни католики живут.
Из 22 миллионов жителей Румынии где-то 20 миллионов православные. Мы разговариваем на латинском языке. Единственный православный народ, говорящий на латыни. В Румынии кажется, что Россия очень далеко. Наш народ более открытый, чем в России.
— При таком высоком проценте православных Церковь в Румынии имеет возможность проповедовать где-то кроме амвона, например в СМИ?
— Мы имеем доступ на телевидение. У Церкви есть свои радиостанции. В Румынии очень популярна станция «Тринитас» нашей митрополии, которая транслирует свои передачи из Ясс. У нашего монастыря есть своя радиостанция. По радио ежедневно транслируют богослужения с комментариями, передают церковные новости…
— Какие у вас отношения с соседней Украиной?
— Мы поддерживаем отношения с Черновицкой епархией, у нас очень хорошие отношения с владыкой Онуфрием. Священники наших епархий служат вместе. Часто ездим в Черновцы — там живет много румын, есть румынские села.
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=461&did=2076