Русская линия | Иеромонах Макарий (Маркиш) | 15.12.2007 |
В эпоху застоя любили слушать Запад по радио. Голос Америки, ВВС, Радио Свобода. Хвастались, у кого лучше ловит, жаловались, у кого хуже, проклинали «глушителей». Собирались по вечерам в прокуренных кухнях и на дачных верандах, приникнув к черной коробчонке, благоговейно внимали нездешним словесам…
То ли дело нынче. Любая страничка новостей в Интернете тащит за собой хвост ссылок на зарубежные источники, и в переводе, и в оригинале, на все вкусы: читай — не хочу. А читают немногие и нечасто, да и зачем? Те же мелодии, та же аранжировка, тот же концептуальный репертуар, что у наших цепных четвероногих друзей, когда поздним вечером идешь по деревенской улице.
А читать-то надо. Не чтобы накачиваться «праведным гневом» или «знать противника в лицо», а чтобы получше рассмотреть собственное лицо в чужом зеркале, пусть и кривом, но отнюдь не бесполезном.
+ + +
Выборы, прошедшие думские и предстоящие президентские, уже не один месяц в фокусе заморских администраторов общественного мнения. Но не надо думать, что из их уст изливается лишь яд да срамословие: хоть и с трудом, но они находят повод возрадоваться с нами, похлопать нас, так сказать, по плечу, поддержать, кого словом, кого делом, а кого и наличными средствами, будь то шахматиста Каспарова, педераста Лимонова, коммуниста Зюганова как «лидера системной оппозиции тоталитарному режиму» или пьяных хулиганов как «выразителей протестных настроений в обществе».
Нам необходима как небесная, так и земная, гражданская перспектива: Церковь отделена от государства, но неотделима от общества и нации; мы смотрим в небо, но стоим обеими ногами на земле. Вглядимся поэтому повнимательнее в это зеркало нашего гражданского бытия и найдем исходную точку его искривления.
Следуя Писанию, мы стремимся быть в мире со всеми, никого заранее не называя своим врагом. Но увы, это не всегда возможно: не желая войны, мы не можем ее исключить из виду, и людям в погонах с большими звездами работы хватает. То же самое происходит в генеральных штабах и парламентских комитетах по всему лицу земли: там оценивают боеспособность вооруженных сил потенциального противника, наличие у него тех или иных качеств, оснащенность теми или иными ресурсами, планируют ответные меры — новые радары, самолеты, авианосцы, стратегические ракеты… Быть может, они, как и мы, хотят мира: но si vis pacem, para bellum.
Какой же из всех ресурсов и какое же из всех качеств на первом месте в столь ответственном и жизненно важном деле? В один голос нам отвечает вся история цивилизаций и войн, от анналов времен Цезаря до современных мемуаров, учебников и руководств, от генералов и адмиралов, ветеранов войн на четырех континентах, до младшего сержанта срочной службы: ресурс этот — люди, и качество это — единство, сплоченность вокруг командира.
Поэтому, оставив радары и ракеты специалистам, обратимся к этому главному ресурсу. Чтобы его оценить, не надо кончать военную академию: довольно будет заметить, что за океаном Верховный Главнокомандующий пользуется поддержкой 25% населения, а у нас — на сегодняшний день — 85%.
Внушительный разрыв!… Представьте себе, что где-нибудь в небольшом и тщательно охраняемом конференц-зале на берегах Потомака, в присутствии высших должностных лиц, обнаружат такое же преимущество чьих-либо вооруженных сил в поражающей способности боеприпасов, средствах развертывания, доставки или защиты: да на эти лица посмотреть будет жалко, будь они в погонах или в галстуках. А у нас-то речь идет о главном ресурсе, главном факторе победы.
Если так, то не озаботятся ли указанные лица таким нашим преимуществом? Не примут ли скорейших мер к его устранению, не останавливаясь ни перед расходами, ни перед такими абстрактными неопределенностями, как стыд, совесть и честь? — Разумеется, примут. И каждый, кто хоть немного знаком с американской нацией, подтвердит: да, уже принимают.
+ + +
Если бы тем дело и ограничивалось, то не стоило бы и браться за перо, сиречь клавиши: слишком уж очевиден предмет. Однако, как это часто бывает, земная перспектива оказывается параллельной перспективе небесной, гражданская жизнь — духовной, временное — вечному. Сколь бы ни были любопытны военно-стратегические соображения, духовная жизнь личности и нации для нас гораздо важней и актуальней — прежде всего потому, что каждый из нас лично несет за нее ответственность.
Итак, что им в нас нравится? Стоит проявить некий интерес — хотя это еще более тошнотворная материя, чем инструктажи из-за океана о российской демократии — и мы обнаружим завидное постоянство предпочтений: им очень нравится наша неверность. Гетман Мазепа — герой уже не только исторический, но и духовно-нравственный. Иуде уже не только возвращают в апостольское достоинство, но и ставят выше всех прочих.
Им очень нравится когда в православных (вроде бы…) изданиях льют помои на уважаемых духовных лиц, выдающихся авторов и святое дело православной миссии, ими совершаемое, причем льют с ясным сознанием своего полного иммунитета: к ответственности за сказанное не привлекают, а попробуй кого рассерди — «перейдет к митрополиту Валентину», «к иеромонаху Григорию», или в любую другую «юрисдикцию», имже несть числа. И это им тоже очень нравится.
Им очень нравится наше пренебрежение Церковью, Священноначалием вообще и Патриархом в особенности. Если какой-нибудь «активист», от Чукотки до самых до окраин, провещает что-нибудь оскорбительное или осудительное в адрес Церкви — он уже герой. Его надо поддержать. Пропагандировать его идеи. Защитить от преследований. А что он там наговорил или написал — совершенно неважно: народ-то у нас — быдло, «сырой материал» (Ин. 7:49), все равно ничего не поймет. Да и нечего им понимать: «простая вера» — это им тоже очень нравится.
Им очень нравится наше надутое, самодовольное невежество под маской «простоты» и «послушания старцам», болезнь, характерная для новообращенных мирян, но поразившая и кое-кого из духовенства. «Некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких старцев»; словно иллюстрируя эти слова Предстоятеля Русской Церкви, на днях одна монахиня так ответила мне на попытку вразумления: «Что ты всё Патриарха цитируешь? У нас есть батюшка, ему и надо верить!» — Вот это им, пожалуй, нравится больше всего.
+ + +
Все наши грехи, скорби и болезни, ошибки прошлого и планы на будущее, в обществе, в государстве и в Церкви, волей-неволей приходится рассматривать в чужом зеркале — хотя бы лишь потому, что наш реальный противник (гр. диаволос, евр. сатан) рассматривает их куда внимательнее нас с вами, изыскивая тысячи путей и способов использовать их нам во вред, а себе на пользу. Вспомнив об этом, противостанем ему верностью нашему долгу и призванию, небесному и земному, — и он убежит от нас.
Иеромонах Макарий (Маркиш), Свято-Введенский монастырь, гор. Иваново
http://rusk.ru/st.php?idar=24967
|