Православие и современность | Наталья Горенок | 14.12.2007 |
В начале учебного года в Саратовской области прошел сбор подписей под открытым письмом граждан России в поддержку введения в государственных общеобразовательных школах «Основ православной культуры». Членам нескольких общественных организаций и прихожанам саратовских храмов удалось собрать около 15 тысяч подписей, которые были отправлены Президенту РФ В.В. Путину, председателю Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлову, секретарю Общественной палаты РФ Е.П. Велихову, министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Недавно в адрес Саратовской епархии пришел ответ из министерства образования — ведомства, от которого в первую очередь зависит судьба этого предмета в российских школах.
Итак, перед нами — два письма. Одно из них — от родителей в министерство образования РФ, второе — ответ этого министерства родителям. Эти письма поразительно непохожи друг на друга. Конечно, официальный ответ и не может быть эмоциональным по тону. Но не до такой же степени…
«Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России рассмотрел Ваши письма в адрес Минобрнауки России и на имя Президента Российской федерации В.В.Путина и сообщает [1].
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства Закон Российской Федерации „Об образовании“, а также Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
Начало само по себе замечательное: «Оставь надежду всяк сюда входящий…». Уж сколько лет в прессе, в обществе в целом проходит дискуссия об отношении к «Основам», и «светский характер образования» становится первым и последним доводом противников ОПК. Это камень, о который разбиваются любые попытки разъяснить, что «Основы» и являются светским культурологическим предметом, что его преподают светские, вполне обычные учителя, но вот наследие России досталось не совсем обычное — культура страны базируется на тысячелетней религиозной культуре, и это, собственно, делает ее великой русской культурой. Об этом же шла речь и в письме саратовцев: «Со страниц печатных изданий нас пытаются запугать якобы происходящей клерикализацией, пробирающейся в российскую школу вместе с предметом ОПК. Но эта „угроза“ — тоже мифическая. Разве в тех регионах, где „Основы“ стали обязательным предметом, зарегистрированы межрелигиозные столкновения? Слава Богу, ничего подобного не наблюдается. Разве где-то учеников насильно заставляют посещать храм, молиться, участвовать в Таинствах? Разве где-то в современной России развернуты репрессии против неверующих? Нет, ничего этого не происходит…
Предмет „Основы православной культуры“ обращен не к прошлому, но к будущему. Православие обладает огромным воспитательным и интеллектуальным потенциалом. Пора уже перестать повторять атеистические мифы о несовместимости веры и научных знаний, унижать званием „мракобесов“ верующих людей, среди которых, кстати, множество ученых, деятелей культуры, представителей власти. По-настоящему ограниченным человеком вырастет не тот ребенок, который прочитает Евангелие, а тот, кого с детства не интересует ничего, кроме развлечений».
Но министерство образования не слышит… Холодное начало ответа производит впечатление, что этого письма там даже не читали. Минобразования тихо гнет свою линию: «Основываясь на законе, светское образование включает изучение исторических и культурных основ традиционных религий в качестве основы для формирования у обучающихся представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, развития способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий. Поэтому знания об исторических и культурных основах традиционных религий включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры. Также религиоведческая (культурологическая) тематика может преподаваться в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов, в различных формах внеучебной познавательной и воспитательной деятельности».
Вот, вроде бы, формально все гладко, но смысл написанного почему-то ускользает. По-видимому, нам хотят сказать, что все необходимое нашим детям в школах преподают. Но почему же тогда письмо саратовских родителей похоже на крик о помощи: «Российская школа после двух десятилетий активного реформирования отказалась от традиционных для нее воспитательских функций. Практически утрачена связь семьи и школы. Сам институт семьи близок к развалу, не в последнюю очередь потому, что сегодняшние тридцатилетние не получили необходимых уроков нравственности ни в школе, ни в семье. Во многих учебных заведениях занятия по „половому просвещению“ школьников проводятся без ведома родителей, „уроки гигиены и здоровья“ на деле оказываются рекламными акциями производителей контрацептивов, которым выгодно сделать из наших детей потребителей своей продукции как можно быстрее < >.
Неужели никто не видит, что по улицам наших городов и сел ходят пьяные дети с пивом в руках?! И это не маргиналы, не „трудные подростки“ — это обычные дети из обычных семей, которым никто никогда не говорил о том, что можно проводить свою жизнь по-иному < >.
Пора признать, что не существует абстрактной, „светской“ нравственности. Без религиозной мотивации нельзя убедить современного человека быть милосердным, научить его самопожертвованию, любви к ближнему, сделать для него значимыми понятия Родина, долг, честь, семья… Воспитание этих качеств в человеке должно происходить с самого раннего возраста, а семья и школа должны быть союзниками, соработниками в этом деле, чтобы ребенок, попадая из дома в школу, не оказывался в чуждом ему мире с противоположными приоритетами».
Наконец, очевидно, не видя в сложившемся положении вещей никакой проблемы, министерство образования сообщает следующее: «В настоящее время законопроект „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)“ в первом чтении принят Государственной Думой Российской Федерации < >. Предлагаемая законопроектом структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя единые требования к результатам освоения, к структуре и условиям реализации основных образовательных программ, — продолжает вещать наш невидимый собеседник [2].- При этом законопроект обеспечивает участие в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся. Так, в соответствии с п. 7 статьи 1 законопроекта образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно. Кроме того, законопроект предусматривает сохранение п. 15 статьи 29 действующего Закона Российской Федерации „Об образовании“, в соответствии с которым разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин является компетенцией субъекта Российской Федерации».
Это еще не конец ответа минобразования, но уже хочется остановиться. О чем это?! О чем угодно, только не о наших детях. Автор этой статьи — как мама пятнадцатилетней дочери, как один из этих пятнадцати тысяч человек, встревоженных тем, что видят вокруг себя ежедневно, — может сказать и то, что этот образец канцелярского искусства — вовсе не ответ на наше письмо. Либо его там действительно не читали, либо нас видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13). И неоднократно процитированные прессой слова Епископа Лонгина о том, что министерство образования РФ в современном обществе остается последним оплотом воинствующего атеизма, к сожалению, в очередной раз находят свое подтверждение.
[2] Документ подписан директором департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4491&Itemid=78