Русская линия
Труд Валерий Коновалов12.12.2007 

Возвращение Саввы
В Москве завершаются торжества в честь русского святого

— Вдумаемся, — сказал однажды Патриарх Алексий, — насколько созидательной и благодатной была жизнь преподобного, память о котором народ с любовью хранит в течение шести веков.

Это — о Савве Сторожевском, человеке с удивительной и по-своему парадоксальной судьбой.

Его называют одним из самых почитаемых русских православных святых наряду с Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Но при этом имя его на долгое время как будто уходило в тень и только в последние годы возвращается к народу.

Собственно, в этом и состоит главный смысл масштабных торжеств, которые начинались еще в декабре прошлого года, а завершаются в декабре нынешнего. Нашлось немало людей, которые в год 600-летия со дня кончины преподобного Саввы постарались вернуть ему статус всенародно почитаемого святого. Юбилейные торжества в честь святого Саввы Сторожевского должны стать, по словам Патриарха Алексия, общероссийским праздником и послужить духовному объединению народа.

Некая парадоксальность была присуща Савве и при жизни.

Он стремился к уединению и безмолвию, но стал при этом успешным организатором и влиятельным общественно-государственным деятелем.

Он был предельно кроток, но вдохновлял русских князей на блестящие военные победы.

Загадочно его происхождение. Все свое имущество, все одежды, кроме рубища, все прошлое он оставил за монастырскими воротами, когда пришел учеником к Сергию Радонежскому в Троицкую обитель. Говорили о том, что он мог быть из знатного рода. Но ничто никогда не приоткрыло завесу над его прошлым. Будучи простым монахом и духовником, а затем игуменом обители, он сохранял неизменный образ жизни: питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

В монахи Савву постриг сам Сергий Радонежский. А затем и поставил игуменом новой Успенской обители, которую на реке Дубенке построил Дмитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. Троицкую же обитель после кончины преподобного Сергия возглавлял другой его ученик — игумен Никон. Но в 1392 году он оставил управление монастырем и затворился в своей келье. И тогда монахи обратились к Савве с мольбой вернуться и принять игуменский жезл. Несколько лет Савва был во главе знаменитой обители. Именно в это время он силой молитвы открыл живоносный источник воды за северной стеной монастыря, который и сегодня популярен у верующих.

Тяга к безмолвию и уединенной молитве становилась все сильнее. Савва искал возможности уйти в затвор. Но ему вместо этого выпадали новые масштабные, по нынешнему выражению, проекты.

Так, князь Юрий Звенигородский попросил основать близ Звенигорода новую обитель. Как же было отказать крестнику? Преподобный Савва все-таки ушел на абсолютно пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил небольшой деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и совсем малую келью для себя. Однако слухи о великом подвижнике привлекли к нему многих богомольцев. И в 1399 году Савва основал монастырь, который знаменит и поныне. Для себя же преподобный выкопал в версте от монастыря пещеру, в которой подолгу молился. Скончался святой в глубокой старости. У нетленных мощей его исцелялись больные, молились многочисленные паломники. А при большевиках монастырь закрыли, мощи реквизировали, само имя святого постарались вычеркнуть из народной памяти.

Но пришли новые времена. В 1995 году Саввино-Сторожевский монастырь близ подмосковного Звенигорода был возрожден. А в 1998 году во время празднования 600-летия обители Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него чудотворные мощи преподобного Саввы.

Патриарх рассказывал, что посещал обитель еще в 1974 году, когда она находилась в запустении. Теперь же за малое время монастырь восстановлен, а игумен Савва возвращается в свою обитель. И нынешние торжества яркое тому подтверждение.

В течение всего юбилейного года проходили торжественные богослужения, возглавляемые Патриархом, крестные ходы с древним образом преподобного Саввы, выпускались специальные издания, был установлен памятник святому у входа в обитель, возрождена Саввинская ярмарка под стенами монастыря. Программа включила также научные конференции и симпозиумы, вечера и концерты, которые состоялись не только в самой обители, но также в Москве, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сарове, Екатеринбурге и других городах.

Сейчас время итоговых событий. Накануне в Кремле по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и при поддержке администрации президента РФ открылась выставка «Преподобный Савва — 600 лет на страже России». Здесь представлены многие экспонаты, раскрывающие роль преподобного Саввы и Саввино-Сторожевского монастыря в утверждении исторической традиции диалога Русской Православной Церкви и государства. Выставлены работы художника-пейзажиста Олега Путнина по историческим мотивам Саввино-Сторожевского монастыря, а также работы победителей Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси». В ходе выставки состоялся «круглый стол""Возвращение Саввы: обретение памяти как социальный инструмент», на котором организаторы торжеств рассказали о широком социальном «эффекте» Саввинского юбилея.

А в Президентском зале Российской академии наук вчера, 11 декабря, открылась международная церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в Православном мире». Среди ее участников представители научного и богословского сообществ из Франции, Сербской Республики и России.

Впереди заключительные торжества и подведение итогов юбилейного года, о которых мы еще расскажем.

«Врагов своих одолеешь и здрав возвратишься в свое Отечество», — так напутствовал своего крестника-князя преподобный Савва. Сегодня он сам возвращается в Отечество как живой современник своего народа.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 712 122 280 403


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru