Русская линия
Православие.Ru Елена Соболевская12.12.2007 

К 10-летию принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: экономический аспект. Часть 1

Анализируя прошедшие десять лет возрождения церковной жизни в условиях действия федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», важно отметить, что закон закрепил базовые положения, позицию государства в отношении религиозных организаций, в том числе и как хозяйствующих субъектов. Конкретное же воплощение она получила в действующей системе законодательных и правовых актов.

Передача имущества религиозного назначения

Глава III Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон) закрепляет права религиозных организаций иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Различают недвижимое имущество религиозного назначения — здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования, и движимое имущество религиозного назначения — предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей.

К сожалению, четкости понятий, связанных с имуществом религиозных организаций, нет. В самом Законе есть разночтения, в Налоговом кодексе и других законодательных документах используются различные формулировки.

Важнейшим фактом является закрепленное Законом положение о том, что передача (как в пользование, так и в собственность) религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Порядок передачи федерального имущества утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490 (Положение «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»). На практике имущество религиозного назначения передавалось религиозным организациям главным образом в безвозмездное пользование.

В марте 2007 года была подготовлена концепция проекта Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Концепция предусматривает обязанностьгосударственных и муниципальных органов по обращению религиозных организаций передавать им имущество религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование[1]. Согласно концепции, религиозные организации смогут переоформить в свою собственность находящиеся сейчас в их безвозмездном пользованиикультовые здания и внутреннее убранство церквей, включая богослужебную утварь. Не могут быть переданы в собственность только особо ценные объекты — памятники и ансамбли, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и музейные предметы, поскольку это пока запрещают иные законы. Нет запрета передавать музейные предметы в пользование. Концепция не предусматривает обязанности религиозных организаций взять все имущество религиозного назначения в собственность: по желанию они вправе использовать и режим безвозмездного пользования.

При желании религиозных организаций безвозмездно получить «непрофильные» объекты храмового комплекса необходимо будет обосновать их связь (функциональную, территориальную, архитектурную) с объектами религиозного назначения.

Земельные участки

Согласно Земельному кодексу РФ (далее ЗК РФ), религиозные организации могут оформить на земельные участки вид права, соответствующий виду права на имущество, расположенное на этих участках. Так, если здания и сооружения находятся в собственности религиозных организаций, то и участки, на которых они расположены, должны быть предоставлены им в собственность бесплатно. Если здания и сооружения находятся на праве безвозмездного пользования, то и земельные участки — на праве безвозмездного срочного пользования на срок пользования этими зданиями, строениями, сооружениями (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

В настоящее время религиозные организации, руководствуясь поправками, внесенными в конце 2005 года в п. 1 ст. 20 Вводного закона к Земельному кодексу РФ (от 25.10.01 N 137-ФЗ), заняты переоформлением имеющегося у них права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования. Срок окончания такого переоформления прав — 1 января 2008 года (продлевался уже дважды).

Религиозным организациям, оформившим право безвозмездного срочного пользования на земельные участки, после принятия в свою собственность храмов придется столкнуться с дополнительными хлопотами по переоформлению связанного с ним земельного участка в собственность.

Получив же имущество в собственность, а не в безвозмездное пользование, религиозная организация становится полноценным хозяйствующим субъектом.

Органами государственной власти и местного самоуправления земельные участки предоставляются религиозным организациям на праве безвозмездного срочного пользования для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — на срок строительства (п. 3 ст. 30 ЗК РФ). После окончания строительства здание, строение или сооружение оформляется в собственность религиозной организации, после чего земельный участок передается собственнику бесплатно.

Распространение религиозной литературы и предметов религиозного назначения и иная деятельность религиозных организаций

Законом установлено, что «религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения» (п. 1 ст. 17). Однако Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы нормативно был зафиксирован постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2001 N 251 только лишь в целях освобождения от налога на добавленную стоимость. Вопрос установления полного перечня предметов религиозного назначения (по предложениям религиозных организаций) является на сегодняшний день открытым.

В соответствии с Законом «религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения» (п. 2 ст. 17).

«Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации» (ст. 23).

Сельскохозяйственная деятельность религиозных организаций

Для религиозных организаций (прежде всего монастырей), ведущих сельскохозяйственную деятельность, важен правовой режим принадлежащих религиозным организациям земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Федеральный закон от 24.07.02 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривая для религиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций (п. 4 ст. 10). Ряд религиозных организаций поспешили переоформить право постоянного бессрочного пользования сельскохозяйственной землей (которым они пользовались ранее) на право долгосрочной аренды без возможности выкупа. К сожалению, право бесплатной передачи религиозным организациям арендуемых ими сельскохозяйственных земель действующим земельным законодательством не предусмотрено. Однако те религиозные организации, которые еще не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной землей на право аренды, имеют возможность получить эту землю в собственность бесплатно (п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Использование лесов для осуществления религиозной деятельности

С 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность предоставления религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование лесных участков для осуществления религиозной деятельности.


Согласно ст. 47, леса «могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с федеральным законом „О свободе совести и о религиозных объединениях“. На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения».

Льготы по налогообложению религиозных организаций

Закон зафиксировал важное положение о том, что «государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот» (п. 3 ст. 4).

Налогами, соответствующими перечисленным в Уставе религиозной организации видам деятельности, являются:

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налог на имущество;

- транспортный налог;

- земельный налог;

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

- единый социальный налог (ЕСН).

Рассмотрим, в каких случаях могут возникать у религиозных организаций обязанности в отношении указанных налогов.

Налог на прибыль. Налогоплательщиками являются все российские организации, в том числе и религиозные (ст. 246 НК РФ).

Для некоммерческих организаций, в том числе и религиозных, не ведущих предпринимательской деятельности, не возникает обязательств по уплате налога (ст. 289 НК РФ).

Объект налогообложения налогом на прибыль возникает у религиозных организаций при предпринимательской деятельности, а также в случае начисления банком процентов по депозитным вкладам или по остаткам на счетах (внереализационные доходы)[2].

Целевые поступления, как известно, в случае их расходования по целевому назначению доходом не являются и обложению налогом на прибыль не подлежат (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость. Религиозные организации наряду с другими организациями определены как налогоплательщики НДС (ст. 143 НК РФ), но освобождаются от обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последних календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 млн. рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Освобождаются от налогообложения операции, предусмотренные ст. 149 НК РФ, в частности, реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы (пп. 1 п. 3 ст. 149) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.01 N 251.

Следует особо отметить, что, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и подлежит налогообложению. Также операцией, имеющей следствием налогообложение НДС, является, в частности, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налог на имущество. Согласно федеральному законодательству, религиозные организации являются плательщиками налога (ст. 373 НК РФ), но освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ).

В рамках положений статьи 381 НК ранее действовала льгота для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяла, в частности, освободить религиозные организации от уплаты налога на имущество за объекты, относимые к указанной сфере. Утратила силу с 1 января 2006 года.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 376 НК РФ). Для этого необходимо сделать расчет налоговой базы по первоначальной стоимости имущества (так как в религиозных организациях, не ведущих предпринимательской деятельности, начисляется не амортизация, а износ), а потом, воспользовавшись льготой, произвести соответствующий вычет по имуществу, используемому для осуществления религиозной деятельности.

Следует отметить, что налог на имущество является региональным налогом, и многие субъекты Российской Федерации своими законами установили для религиозных организаций дополнительные льготы, а некоторые вообще освободили их от уплаты налога на имущество.

Транспортный налог. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Земельный налог. Религиозные организации в зависимости от вида их права на земельный участок или вообще не являются налогоплательщиками, или являются налогоплательщиками, но при наличии объектов религиозного и благотворительного назначения на земельных участках могут быть освобождены от налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Однако далее п. 4 ст. 395 НК РФ освобождает от налогообложения религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь принадлежащий религиозной организации земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения (письмо Минфина России от 24.05.2005 N 03−06−02−02/41).

Религиозная организация должна представить в налоговые органы по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие ее право на налоговые льготы.

Совсем иная ситуация с земельным налогом у религиозных организаций, имеющих земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования. Они вообще не признаются налогоплательщиками земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Если земельный участок находится у религиозной организации на праве аренды, то она уплачивает не земельный налог, а арендную плату согласно договору аренды.

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица (ст. 207 НК РФ). Религиозная организация выполняет роль налогового агента, обязанного по поручению физического лица исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.

Единый социальный налог. Налогоплательщиками ЕСН являются организации, производящие выплаты физическим лицам (ст. 235 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда (Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) РФ, территориального фонда ОМС).

(Окончание следует.)



[1] По экспертным оценкам, принятие данного Федерального закона можно прогнозировать не ранее 2009 г.

[2] Чтобы при отсутствии предпринимательской деятельности избежать налога на прибыль из-за процентов по остаткам на счетах, главный бухгалтер Московской Патриархии советует договариваться с обслуживающим религиозную организацию банком о том, что проценты по остаткам банком не начисляются, но при этом религиозная организация не платит за банковские операции (все или частично — в зависимости от конкретной ситуации). Подробнее см.: Приход. Православный экономический вестник. 2007.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/71 211 154 958


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru