Русская линия
Русское Воскресение Валерий Ганичев10.12.2007 

Государственные уроки и спасительные заветы Александра Невского
Выступление на общественно-научной конференции «Исторические ориентиры российской государственности. Александр Невский»

Тема сегодняшняя как никогда важна. Россия после выборов выбирает путь дальнейшего государственного движения.

Александра Невского пытались не раз увести с исторической арены, пригасить его славу и величие его подвигов, не заметить его духовную суть и святость. Но он снова и снова вставал в нашей истории как великий полководец, великий воин, миротворец и, главное, святой спаситель Руси. Его жизнь, несмотря на многовековую удаленность, проявляется как ярчайший образец служения Отечеству, и дает многочисленные уроки народу, обществу, тем, кто берется руководить губернией, государством, державой Российской. Даёт нам спасительные заветы.

— В своем служении, во всех своих делах он следовал Православию. Для него понятия личной славы и чести не выходили на первый план — главное польза родной земли, вверенного ему Богом Новгородского княжества и всей Руси! Реализм Православия, где главным является служение Богу, и в этом он видел свою миссию русского князя. Ведь он понял трагическую и спасительную истину: даже героическое сопротивление миллионной тьме орды приведёт только к гибели народа, склоняет народ к покорности на земле, но оставляет его в силах на небесах.

— Необычный героизм и необычное смирение сочеталось в нем. Ради спасения земли русской он идет на личное унижение в ханской ставке. Для других — это смерть или полная покорность. Он сжал зубы. Приходит время, и он выбирает смертельную брань с латинянами, с псами-рыцарями, с высокомерными антиправославными крестоносцами, которые уже разгромили и разграбили, погубили Константинополь. Это их вина в том, что ослабленная Византия пала перед османами. На очереди была Русь. И он громит отборное тевтонское войско.

— Его воинское искусство превосходило четкую, отработанную до мелочей, методическую рыцарскую организацию боя. Александр имел с детства представление о военной стратегии. Есть сведения, что уже в детстве он читал или слушал книгу «Александрия» о подвигах Александра Македонского. Кроме того князь овладевал всеми видами боевых искусств. Звучит современно. Итак, Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он атаковал меньшими силами и умел так вдохновить не всегда хорошо обученных воинов, что всегда выигрывал сражение. Не надо забывать, что он бил лучшее в Европе войско. Он учился «в седле на коня, в бронех, за щитом, копьем биться», владел всеми видами оружия — меч, копье, сабля, кистень, булава, боевой топор, аркан. Особо метко он стрелял из лука. В самые тяжёлые минуты Александр Невский оставался бы один — против него выступал весь новгородский люд, его братья, сын, бояре, если бы не православная Церковь. На Невскую и Чудскую битвы его благословил духовный отец Спиридон, на поездки в Орду и мир — его духовный друг митрополит Кирилл. Но было известно, что хороший воин, охотник, стрелок был самоуглубленный человек, был постоянно обращен внутрь себя, обращен к Богу! Естественно, это тогда был не военный самолёт, танк, машина, не набор приёмов самбо, но, как пишет летописец, он бил лучшее войско в Европе.

— Итак, Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский — это кардинальная фигура всей русской истории. Практически уже при жизни, в тот страшный XIII век, век установления ордынского владычества, он стал зримым символом будущего возрождения Руси. Ведь Александр Невский был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политическим руководителем, не раз сумевшим путем дипломатических переговоров спасать Русское государство от разорительных татарских набегов и поборов. И если при жизни он пользовался огромным уважением своих подданных, то вскоре после смерти началось почитание князя как великого святого: уже вскоре было написано первое Житие великого князя, подчеркивающее истинную святость Александра Невского и ставшее начальным звеном в дальнейшей его канонизации. В народном и церковном сознании он явил собой образ князя-спасителя, способного мудростью и силой освободить, спасти Русь от иноземного «плена».

Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется «житием», «словом» или «повестью о житии». Составление Жития относят к 80-м годам XIII в., а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Первым центром почитания Александра Невского, как святого, в те же годы стал монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен князь и где, видимо, возникла первая редакция Жития. Автор этой редакции неизвестен, но, судя по всему, он был книжником из окружения митрополита Кирилла и современником последних лет жизни великого князя. Всего же, с распространением почитания Александра Невского, сложилось более пятнадцати редакций его Жития.

В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Зато он концентрирует внимание на основных эпизодах из жизни князя, которые позволяют воссоздать, с одной стороны, его образ героического князя-воина, а с другой стороны, образ князя-христианина.

Решению первой задачи служат рассказы о воинских подвигах Александра Невского, из которых особо выделяются победы над шведами и немецкими рыцарями на Чудском озере.

Для решения второй задачи автор прибегает к более выразительным средствам. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона. Сам великий князь предстает перед читателями истинно верующим человеком. Он проявляет полную стойкость перед соблазном принять католичество в обмен на военно-политическую помощь Рима: «А от вас учения не примем», — гордо отвечает князь папским посланникам. Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати.

В Житие приводится рассказ о нескольких чудесах, явленных Господом в помощь великому князю. Так, перед битвой со шведами, старейшине земли Ижорской, некоему Пелугию явились святые братья Борис и Глеб, сказавшие: «Да поможем сроднику_своему князю Александру». А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло «воинство Божие», которое видели в воздухе. И недаром сам Александр Невский, не раз проявлявший исключительную решимость, говорил: «Не в силе Бог, но в правде». Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы.

— Образ святого князя-воина Александра Невского стал очень популярен в Древней Руси, а сам святой прославлялся как один из заступников за Русскую Землю. Позднее в разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории (Руси — во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими «сродниками» святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми. К Александру Невскому обращались с молитвами об исцелении от болезней.

— Но Александр Невский оставил о себе не только духовную память. На Руси хранили и продолжали его политические заветы, которые, по сути дела, стали главной линией в деле освобождения Русских земель от ордынского владычества. А продолжателями этих традиций стали московские князья, первым из которых был Иван Данилович Калита. И, таким образом, во многом благодаря Александру Невскому Московское княжество из захолустного, крошечного княжества через сто пятьдесят лет превратилось в крупнейшее в Европе Русское государство. Московские правители во все времена почитали своего великого предка. В середине XVI столетия уже его потомок в девятом колене Иван IV Васильевич, прозванный позднее Грозным, с великой честью участвовал в канонизации Александра Невского. В 1547 г. был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского — 23 ноября (6 декабря). А уже вскоре Иван IV принял царский титул. Значит, фигура Александра Невского оказалась тем духовным мостом, который был переброшен между Древней Русью, Русью княжеской, и новой Россией — Российским царством. Но на этом спасительная миссия святого Александра Невского не закончилась.

— Особо чтимым становится образ святого князя Александра Невского в Петровскую эпоху, что было связано с основанием новой столицы — Санкт-Петербурга. Дело в том, что новый город строился в тех местах, где проходила знаменитая Невская битва, в которой князь Александр одержал блестящую победу над шведским войском. И в этом факте Петр I вполне справедливо усмотрел символическую преемственность. Поэтому, вследствие целенаправленных действий властей, в Петербурге и в России начинается складываться новый официальный статус святого Александра Невского.

В 1710 году на месте Невской битвы Петр I устраивает первую в Петербурге обитель, и посвящает ее памяти своего великого предка — Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь, в котором через несколько лет была возведена церковь в честь святого князя. В 1710-е гг. в Петербурге 23 ноября начинают торжественно праздновать день святого Александра, в который царственное семейство обязательно отстаивало службу в Александро-Невском монастыре. Сам монастырь уже в Петровскую эпоху именовали Лаврой, хотя официально этот статус был присвоен обители только в 1797 г.

В 1724 г. святой Александр пришел в Петербург — 30 августа (13 сентября) состоялось торжественное перенесение мощей святого в Александро-Невскую монастырь из Владимирского Рождественского собора. Этому событию был придан статус общегосударственного праздника. Причем, перенесение мощей Александра Невского было намеренно поставлено именно на 30 августа 1724 г., ибо этот день стал считаться официальной датой окончания Северной войны. Таким образом, церковный календарь" связал имя святого князя, защитившего Невские земли в XIII в., с победой русского оружия в веке XVIII веке.

Но в понимании образа св. Александра Невского происходят определенные изменения. Для Петра I св. Александр Невский — это, прежде всего, воин, защитник рубежей Русской земли, победитель иноземных захватчиков, небесный покровитель Невских земель и новой российской столицы. Поэтому монашеский образ князя, принявшего перед смертью схиму, столь распространенный в иконографии XVI — XVII вв., российского императора не устраивал. В результате, указом от 15 июня 1724 г. было запрещено изображать на иконах св. Александра Невского в монашеских одеждах, но велено писать образ в одеждах великокняжеских, т. е. в латах.

Тем не менее, особое почитание св. Александра Невского сыграло свою большую роль в сохранении традиции прославления русских национальных святых. Более того, по мнению современного исследователя О.Г. Агеевой, образ св. Александра Невского оказался способным разрушить одну из основных «рационалистических» тенденций в религиозности Петровской эпохи: отказ царя и его окружения от почитания национальных святых. Хотя нельзя не отметить, что св. Александр Невский стал единственным исконно русским святым, не только сохранившим, но и повысившим свой статус в общественной и религиозной жизни России. В течение XVIII — XIX вв. только в Петербурге в его честь было освящено 58 престолов в церквах и 9 часовен, а в Москве имя Александра Невского получили 28 церквей и приделов и 4 часовни.

И, может быть неслучайно, празднование памяти Александра установили на 30 августа, ведь именно в этот день с XVII века праздновали память его сына — святого благоверного князя Даниила Московского. И теперь духовный мостик оказался переброшен из Древней Руси, через Русь Московскую в новую, имперскую Россию.

А, значит, и в сегодня. Ибо духовные и политические заветы великого князя Александра Невского, оказавшиеся спасительными для России на многие столетия вперед и ныне продолжают свою спасительную миссию. Главное — понять эти заветы, понять и принять.

— Но особую роль сыграл Александр Невский, явившись нашему народу в период Великой Отечественной войны. В 20-е, 30-е годы он вместе со всеми русскими святыми изгонялся из жизни народа. Закрывались и уничтожались храмы его имени. Академики типа Покровского и Минца изгоняли его из истории. Но вот когда задышало Второй мировой войной, тектонические толчки великой битвы почувствовались в обществе, руководство страны, Сталин поняли необходимость опоры на глубинные национальные силы. Неслыхано, но был осуществлен социальный заказ и создан фильм «Александр Невский» выдающимся режиссером Эйзенштейном, который проделал свой путь от «Броненосца Потемкина» к великому полководцу Древней Руси. Но самое яркое и спасительное явление Александра Невского произошло 7-го ноября 1941 года на Красной площади. Враг в 40-а километрах от Москвы, одна треть страны занята оккупантами, резервов Главного командования нет и главным стратегическим резервом оказались русские святые. «Пусть вдохновляет вас образ великих предков», — сказал с трибуны Верховный Главнокомандующий. И первым в этом сонме стал святой благоверный князь Александр Невский. А вслед за этим появляется и орден Александра Невского, великий Павел Корин создал образ победительного князя, с которого делалось миллионы открыток, плакатов, боевых мешков (рассказ). Время III Интернационала закончилось. Русь Древняя — Русь Святая — Русь имперская — передала эстафету Руси советской. Было еще много испытаний, но с помощью Александра Невского ныне наша страна выходит на новые державные пути, утверждается духом святого благоверного князя. Приведу всего один пример исторической премии Александра, премии идущей из С.-Петербурга (около 500 названий исторических романов, 3 премии с 500 тыс. лучшим историческим произведениям. Укрепляя нашу историческую литературу мы создаем ассоциацию исторических писателей имени св. Александра Невского. Все явственнее проступает Державность, Православие и народопонимание в нашей жизни и залогом этому может быть наше следование заветам Александра Невского.

И думаю, что Новая Россия, Россия, утвердившаяся после позавчерашних выборов, воспримет высокие заветы Александра Невского и духовная, нравственная, державная линия Руси Древней — Руси Московской — России имперской — России советской победно утвердится в России сегодняшней.

http://www.voskres.ru/idea/ganitshev1.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru