Русская линия
Патриархия.Ru07.12.2007 

7 декабря — память святой великомученицы Екатерины

7 декабря (24 ноября по старому стилю) Православная Церковь чтит память великой святой первых веков христианства — великомученицы Екатерины. Несмотря на широкое почитание этой удивительной угодницы Божией, храмов, освященных в ее честь, по всей России не много. В Москве такой храм один и принадлежит он ныне Представительству (подворью) Американской автокефальной Церкви при Московском Патриархате, Предстоятелем которой является Блаженннейший Герман, Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады.

Екатерина («всегда чистая», греч.) родилась в Александрии в конце III века. Будучи знатного рода (дочь царя Ксантоса), она отличалась необыкновенной красотой, ученостью и мудростью. Обращенная ко Христу одним пустынником, она, по преданию, была удостоена чудесного видения, в котором Сам Господь Иисус Христос назвал ее Своей невестой и в знак Своего обручения подал ей драгоценный перстень.

Время жизни св. Екатерины пришлось на последнее гонение на христиан перед принятием Миланского эдикта в 313 году, когда император Константин Великий, после знамения креста победивший малыми силами своего противника Максентия, объединил империю и, отменив эдикты о преследованиях христиан, возвратил им свободу. По свидетельству историка Сократа Схоластика, «Максентий жестоко обходился с римлянами и следовал способу управления более тиранскому, нежели царскому: бесстыдно насиловал благородных женщин, многих граждан лишал жизни и совершал другие подобные сим поступки».

Вместе с Максентием правление делил Максимин Даза, которого (около 307 года н.э.) обличила св. Екатерина, исповедав перед ним Христа. Прельщенный ее красотой, император пытался убедить ее поклониться языческим богам. Поскольку его личные беседы не имели успеха, он приказал собраться философам и ораторам, по преданию более 50 человек, для беседы с Екатериной, но она превзошла и ученых мужей, обратив многих из них своей проповедью. Также св. Екатерина отказалась и от предложения половины царства и власти, сказав, что больше желает мученичества, чем «всякой царской багряницы». Тогда Максимин приказал, истязав ее, посадить в темницу и не давать пищи и пития. Но в темнице Сам Господь укреплял ее, и через несколько дней у нее было достаточно сил вновь предстать перед мучителем с прежней красотой и непреклонностью. Затем, по преданию, ее колесовали, и, не добившись отречения от Христа, обезглавили мечем. Видя страдания св. Екатерины, ко Христу обратились: Августа — жена Максимина, Порфирий стратилат (полководец) и множество воинов.

Интересно, что после поражения Максентия и обнародования закона в пользу христиан, Максимин, еще управлявший восточными народами, узнав об этом, весьма огорчился, однако, чтобы не показать, что уступает другим, с одной стороны, и, опасаясь утаить повеление императоров, с другой стороны, по необходимости, как бы от собственного лица, написал к подчиненным себе областным начальникам первую грамоту в пользу христиан.

Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины — не старше VIII века, когда ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на горе Синай. Этот монастырь привлекал множество паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной Церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае образовался орден рыцарей св. Екатерины для покровительства паломникам. Память ее совершается 24 ноября у нас, и 25 — в Греции и на Западе (по старому стилю). На Западе, где св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей уча­щихся, существует множество учебных заведений ее имени.

История московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны, первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен первый деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года.

В XVIII веке храм усилиями императрицы Екатерины II получает новую жизнь. Полностью перестроенный архитектором Карлом Бланком в 1766—1767 гг., он освящается в честь небесной покровительницы царствующей особы. В 1769 году московскими мастерами под руководством Бланка устанавливается кованая ограда храма. Она интересна тем, что, будучи изготовлена при Петре I, до момента своего переноса на Большую Ордынку являлась принадлежностью Соборной площади Кремля. Таким образом, декорированная решетка, ограждающая храм — древнейшая сохранившаяся часть архитектурного ансамбля.

С храмом св. вмц. Екатерины связаны имена известных религиозных и общественных деятелей. Одним из прихожан храма был русский богослов и философ, виднейший деятель славянофильства Алексей Хомяков (1804−1860). В советское время по меньшей мере однажды Божественную литургию в престольный праздник совершил святитель Тихон.

Храм был закрыт в 1931 году.

Новейшая история храма начинается в 80-х годах, когда его помещения, использовавшиеся в различных качествах, передают реставрационным мастерским имени акад. И.Э. Грабаря. Вскоре специалистами-реставраторами были разобраны перекрытия жилых квартир, существовавших внутри храма, и частично восстановлена фресковая роспись. Над храмом вновь появилась зеленая луковичная главка с золоченым крестом.

В 1992 году храм официально возвращают Русской Православной Церкви. В том же году Американская Православная Церковь присылает своего священнослужителя в Россию, который становится ее официальным представителем при Московском Патриархате. Протоиерей Даниил Хубяк и его немногочисленный поначалу приход обосновались в надвратном храме св. Симеона Столпника в Свято-Даниловом монастыре, где и совершались богослужения. А через два года подворье Американской Церкви разместилось в храме св. вмц. Екатерины.

В ознаменование этого события в день храмового праздника 1994 года Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Митрополит Феодосий отслужили молебен в переданном подворью храме. В 2000 году протоиерей Даниил Хубяк возвращается в Америку. Следующий настоятель подворья — архимандрит Николай (Юхос) — возглавляет представительство Американской Церкви девять месяцев.

Сегодняшний день прихода связан с именем третьего настоятеля — архимандрита Закхея (Вуда). Деятельность, начатая предшественниками, его высокопреподобием не только продолжается, но и расширяется. Акцент в приходской жизни подворья сделан на социальное служение. Идет работа по окормлению алкоголиков и наркозависимых, их лечению, реабилитации и возвращению к нормальной жизни. Встречи «Анонимных Алкоголиков» происходят два раза в неделю — по воскресеньям и средам.

При храме есть курсы английского языка, бесплатные для прихожан; лица, не являющиеся членами прихода, обучаются здесь за посильное пожертвование. Кроме этого, два раза в неделю добровольцы в трапезной храма готовят горячую пищу, которой кормят малоимущих и бездомных у Курского вокзала. При храме есть медицинский диагностический кабинет, в котором для прихожан храма св. вмц. Екатерины и всех желающих проводится биорезонансная компьютерная диагностика. Здесь же борются с курением.

Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам, в среду служатся акафист св. вмц. Екатерине и молебен св. Иоанну Шанхайскому. При храме действует воскресная школа, в которой на данный момент существуют две возрастные группы.

Храм вмц. Екатерины, ведущий свою хозяйственную деятельность на добровольные пожертвования прихожан, испытывает недостаток средств на реставрационные работы. Основная проблема — необходимость восстановления сохранившейся фресковой росписи, имеющей большую духовную, культурную и историческую ценность. Есть надежда на то, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии включит финансирование этих работ в большой национальный проект «Святыни России», рассчитанный на 2005−2010 гг.

http://www.patriarchia.ru/db/text/66 531.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru