ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 07.12.2007 |
Наш общецерковный форум, на котором обсуждаются актуальные проблемы возрождения древней православной традиции паломничества, стал в последние годы заметным явлением церковной жизни. Рекомендации, выработанные на нашей первой конференции, получили поддержку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и были одобрены Священным Синодом. Они стали реальной программой действий по возрождению паломничества во всей полноте Русской Православной Церкви. Тогда, четыре года назад, наш призыв возрождать православное паломничество в церковной ограде был услышан немногими и, более того, вызвал неприятие, непонимание и даже осуждение в некоторых кругах, особенно в среде занимающихся коммерческой деятельностью по организации псевдопаломнических поездок.
Но наши усилия не пропали даром. Не лишним будет напомнить, что в 2004 году только в 11 епархиях работали паломнические службы, а всего их было создано при монастырях и приходах 77, и это во всей нашей Церкви. В 2005 году в епархиях было уже 26, а в приходах и монастырях — 94 паломнические структуры. В 2006 году в епархиях — 47, а в приходах и обителях — 140 паломнических служб. В этом году количество церковных паломнических организаций увеличилось вдвое: в епархиях их число составило 93, а в приходах и монастырях — 276. Таким образом, сегодня почти 70 процентов наших епархий имеют паломнические службы. При этом надо отметить, что в 2007 году резко возросло количество епархиальных паломнических служб в Украинской Православной Церкви и Белорусском Экзархате. За этими скромными цифрами стоит большая работа по созданию единой церковной системы паломнических организаций.
С этой целью Отдел внешних церковных связей продолжает работу по научно-методическому обеспечению возрождения паломничества. В январе 2007 года в рамках XV Международных рождественских чтений состоялась секция, посвященная теме паломничества. В феврале 2007 года в Паломническом центре состоялась научно-методическая конференция «Сотериологический смысл паломничества». На конференции были рассмотрены вопросы научного обеспечения паломнической деятельности; соотношения и субординации понятий сотериологического, сакрального, духовного, культурного, исторического, эстетического и патриотического смысла паломничества. Была намечена программа подготовки терминологического и энциклопедического словаря паломничества.
Работа по научно-методическому осмыслению паломнической деятельности ведётся также и в епархиях. В феврале 2007 года в Нижнем Новгороде состоялась региональная научно-практическая конференция «Святыни земли Нижегородской». В заседании приняли участие специалисты по истории и реставрации архитектурных памятников, архивисты, искусствоведы и краеведы Нижегородской области. Одной из главных тем конференции, кроме вопросов комплексного изучения и сохранения православного культурного наследия Нижегородской области, было развитие паломничества к местночтимым святыням.
В апреле 2007 года при Паломническом центре Псковской епархии прошёл III Международный паломнический семинар. На семинаре присутствовали представители паломнических служб России, Латвии, Украины и Белоруссии. Паломнический семинар ежегодно проводится Псковской епархией с 2005 года. Главная задача семинара — ознакомление паломнических служб России и ближнего зарубежья с православными святынями Псковской земли.
В сентябре 2007 года паломническая служба Мурманской и Мончегорской епархии «Под сенью Трифона» провела областной паломнический семинар «Духовное единство православного Севера и роль паломничества в его утверждении». В нём приняли участие преподаватели вузов и руководители общеобразовательных учреждений, писатели и поэты, представители сферы культуры, общественных организаций, муниципальных образований, прихожане.
В октябре 2007 года в здании Тульской Духовной семинарии прошла епархиальная паломническая конференция, главной темой которой стало обсуждение путей развития и организации православного паломничества в епархии и приходах, а также взаимодействие с туристическими фирмами. Обсуждались вопросы, связанные с законодательным обеспечением паломнического движения и подготовкой кадров сопровождающих групп богомольцев.
В последние годы стало заметным такое явление, как крестные ходы, что особо отмечает в приветствии участникам нашей конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Крестные ходы, являющиеся традиционной формой массового паломничества, возрождены во многих епархиях. Каждый год появляются новые, современные формы крестных ходов. Так, 22 июня сего года в Карелии был организован крестный ход на велосипедах протяженностью 500 километров.
Священнослужители и прихожане Иркутской епархии совершили крестный ход на специальном составе по железной дороге. Кемеровская и Новокузнецкая епархия провела совместно с организацией ВОСВОД крестный ход-сплав по реке Томь.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия в мае месяце прошел «Крестный ход по воздуху», целью которого было почтить память павших за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне.
Одиннадцатый раз прошел крестный ход на Алтае — из города Барнаула до села Коробейниково, где находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.
Работа по организации крестных ходов привлекает людей не только к участию в массовом паломничестве, но пробуждает интерес к православной вере. Группа учащихся старших классов из Курска и Львова отправилась в паломничество велопробегом по маршруту Курск — Дивеево — Курск. В Нижегородской области ребята посетили места, связанные с именем преподобного Серафима Саровского — уроженца города Курска.
Весной в честь 90-летия со дня явления Державной иконы Божией Матери на Урале прошел масштабный крестный ход с написанным год назад списком этого образа, который хранится в Екатеринбурге в Храме-на-Крови рядом с расстрельной комнатой, где казнили семью императора Николая II. В течение месяца православные верующие посетили несколько уральских монастырей и храмов.
В апреле 2007 года в третий раз прошёл крестный ход на байдарках по рекам Волгоградской области. На первой байдарке был установлен список Урюпинской иконы Божией Матери, которая является главной православной святыней Волгоградского края. На местах остановок крестного хода, в окрестных селах и хуторах, проходили молебны у иконы.
В июне 2007 года впервые отправились в мотопаломничество члены Нижегородского отделения межрегионального мотоклуба «Ночные волки». В пути паломников сопровождали нижегородские священники. По маршруту участники оказывали посильную помощь нижегородским монастырям и приходам в ремонтно-восстановительных работах и в благоустройстве территорий храмов.
В июне 2007 года в Кировской области прошёл Великорецкий крестный ход, который с 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия имеет статус всероссийского. Традиция Великорецкого крестного хода возникла более 600 лет назад. В этом году в шествии приняли участие более 25 тысяч паломников, которые прошли расстояние 150 километров. Организацией крестного хода занималась Вятская епархия, городские и поселковые власти, представители воинских частей.
Группа православных верующих Тверской епархии во главе со священником Алексием Чернышевым отправилась в крестный ход на велосипедах. Велопаломники преодолели 641 километр по городам и весям Тверской земли. Маршрут пролегал по памятным и святым местам. На протяжении маршрута паломники участвовали в богослужениях и посещали святые источники. Это уже второй подобный крестный ход.
В настоящее время продолжается крестный ход в рамках программы «Под звездой Богородицы», посвященный восстановлению единства в Поместной Русской Православной Церкви. Это, наверное, самое масштабное и продолжительное по времени молитвенное шествие за всю историю Православия. Богомольцы идут тысячи километров от Приморского края до Москвы. Недавно этот крестный ход объединился с другим, шедшим из Якутии в Москву. Пожелаем здоровья паломникам, сил, крепости, потому что многие из них имеют желание пройти от начала до конца.
В ряде регионов появляются новые формы работы с верующими. Так, в Нижнем Новгороде православная община во имя святого Николая организует регулярные бесплатные паломнические поездки для инвалидов, среди которых — не только колясочники и больные ДЦП, но и лежачие больные.
Помогают малоимущим паломникам и некоторые государственные структуры, так, Пензенский авиаотряд разрабатывает маршруты к святым местам Сургутского края для пожилых и больных людей, а помогает им в этом администрация Пензенской области. Власти Карачаево-Черкесии выделили из республиканского бюджета около миллиона рублей на посещение православными паломниками святых мест. На эти средства 28 человек отправилось на две недели в Святую Землю. Такая помощь традиционно оказывается с 2003 года. В настоящее время при администрации Казани открыт Паломнический центр, выделены деньги на строительство гостиниц для паломников. Большую помощь в развитии паломничества оказывает Комитет по туризму Правительства Москвы. Остается сожалеть, что не во всех регионах нашей страны государственные структуры относятся с такой заботой к православным паломникам.
Все чаще в электронных средствах массовой информации, на телевидении и в интернете находит свое отражение паломническая тема как одно из важных проявлений религиозной жизни нашего народа. Особенно радует развитие детского и юношеского паломничества, активное участие в поездках учащихся воскресных школ и студентов высших учебных заведений. Таким образом, опровергается сложившееся мнение, что в нашей стране паломничество — удел только пожилых людей. Расширяется география паломнических поездок, прежде всего за счет создания в епархиях специальных программ паломничества к местночтимым святыням, которые готовятся епархиальными службами и после обсуждения благословляются правящими архиереями. Развитию отечественного паломничества способствует возрастающее число монастырских и епархиальных гостиниц и странноприимных домов.
Появился новый опыт подготовки сопровождающих паломнические группы из числа местных православных краеведов, которые знают, в каких местах находились уничтоженные или разрушенные храмы, монастыри и погосты. Такая работа ведётся в Екатеринбургской, Нижегородской и Астраханской епархиях.
В то же время нередко в СМИ и по храмам распространяются ложные сведения о неизвестных Церкви святынях. Недавно митрополит Челябинский и Златоустовский Иов распространил среди всех архиереев Русской Православной Церкви письмо, в котором предупреждает о том, что на территории его епархии возникло место ложного поклонения какому-то якобы святому.
Некоторые люди ради извлечения коммерческой прибыли искусственно создают мифы о так называемых святых местах для привлечения паломников. К таким местам организуются поездки, целью которых является вымогательство денег у богомольцев. Епархиям необходимо проводить разъяснительную работу о недопустимости этих явлений. Именно поэтому все программы паломнических поездок должны получать благословение правящего архиерея.
Помимо положительных примеров, есть и недостатки в нашей работе. К большому сожалению, во многих епархиях еще не созданы паломнические службы. В настоящее время существуют единичные примеры создания паломнических служб при благочиниях, очень мало паломнических служб в малых и средних городах, нет должной координации этой работы.
Не всегда церковные паломнические службы знают о том, что происходит в других епархиях, к каким святыням там организуются поездки, не налажен обмен программами паломнических поездок. Крайне редко паломнические службы объединяются для организации поездок за рубеж. Предлагаю поручить эту информационно-организационную работу Паломническому центру Московского Патриархата с тем, чтобы здесь создавалась электронная база данных, включающая общецерковные паломнические программы, с которыми каждый желающий мог бы ознакомиться на сайте.
Многие монастыри не имеют гостиниц и странноприимных домов для приема богомольцев. Порой некоторые батюшки передоверяют паломничество туристским фирмам, ничего не знающим о нашей древней традиции. Катастрофически не хватает в епархиальных службах людей, умеющих принять и отправить паломнические группы.
Пренебрежение к элементарным требованиям безопасности, отсутствие страхования подчас приводят к трагическим последствиям. Всем известно, что большая часть паломников — люди небогатые, им зачастую трудно изыскать средства для осуществления паломничества. Но это не дает нам права организовывать паломнические поездки низкого качества, тем более рисковать жизнью и здоровьем людей. На каждой конференции в своих выступлениях я напоминаю об этом, но ситуация меняется очень медленно. Продолжают возить паломников на старых, часто списанных автобусах, без квалифицированной путевой информации, при длительных поездках не организуется не только горячее питание, но и достойный ночлег. Паломников, путешествующих по России, почти никто не страхует. Необходимо в ближайшее время озаботиться решением этой проблемы, так как паломнические службы несут не только юридическую, но и моральную ответственность за людей, отправившихся на поклонение святыням.
После нашей последней встречи произошли изменения в законодательстве, регулирующем туристическую деятельность, что, конечно, отразится на деятельности наших паломнических служб. Совершенствование туристического законодательства, по которому в настоящее время работают и паломнические службы, в целом необходимо. Однако мы считаем, что религиозная деятельность не должна регулироваться коммерческим законодательством. Церковь неоднократно высказывалась по этому поводу, но, к сожалению, нынешний состав Государственной Думы не решил этот актуальный вопрос. Тем не менее, жизнь продолжается, и мы должны возить паломников в соответствии требованиям законодательства.
По новому федеральному закону для осуществления туристской, а, следовательно, и паломнической деятельности, организация должна внести залог в размере десяти миллионов рублей в течение этого и следующего года, на основе залога получить банковскую гарантию для выездного туризма, в нашем случае — паломничества к святыням в других странах. На основании внесенного залога организация попадает в реестр, который позволяет заниматься туроператорской деятельностью, в том числе принимать иностранных паломников. Можно также получить страховую гарантию для осуществления внутреннего туризма, внеся залог пятьсот тысяч рублей. Окончательно закон вступает в силу с 1 июня 2008 года, но уже сейчас наши паломнические организации должны озаботиться выполнением его требований.
Как это отразится на деятельности паломнических структур? Что касается паломничества внутри нашей страны, в каждой епархии необходимо создать паломническую организацию, которая могла бы оформить финансовую гарантию. Правильнее всего, если это будет епархиальная паломническая структура, а монастырские и приходские службы будут работать в качестве её представителей. Что касается зарубежного паломничества, церковные паломнические службы могут работать совместно с Отделом внешних церковных связей и Паломническим центром.
В последние годы вследствие различных факторов в обществе существенно возросла популярность выездного паломничества. Это в значительной мере отразилось на увеличении потока богомольцев и паломников к святым местам Вселенского Православия. По экспертным оценкам, количество паломников, выезжающих на богомолье в дальнее зарубежье, превысило двести пятьдесят тысяч человек. А в Россию из дальних стран прибыло не менее ста тысяч паломников. Этому в том числе способствовало воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, состоявшееся в мае 2007 года. Во время подготовки этого великого события и сразу после него Россию и Украину посетило значительное количество гостей из разных государств мира, бывших одновременно и паломниками.
Многих паломников в этом году привлекло в Святой град Иерусалим празднование 160-летия Русской Духовной Миссии, освящение в Горненском монастыре храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
Во время пребывания делегации Русской Православной Церкви на юбилейных торжествах в Иерусалиме у меня было несколько встреч с руководителями государства Израиль, в том числе с Президентом страны и министром туризма. Мы детально обсудили перспективу возможной отмены виз для российских граждан, желающих посетить Израиль. По подсчетам израильских специалистов, количество паломников и туристов, желающих посетить Святую Землю, сейчас составляет 30 тысяч человек, а после отмены виз ожидается поток в 300 тысяч, что, конечно, предполагает значительные изменения в туристической инфраструктуре Государства Израиль.
В свою очередь мы завершаем переговоры о возвращении Русской Духовной Миссии большей части зданий, принадлежавших ей до революции, и некоторых других объектов в Иерусалиме, которые можно будет использовать в качестве гостиниц для паломников. Хотелось бы с благодарностью отметить роль Президента России В.В.Путина, который предложил Государству Израиль обмен данных площадей для размещения паломников на долевое участие некоторых наших бизнесменов в строительстве в Израиле ряда зданий, куда могли бы переехать организации, в настоящее время занимающие помещения, исторически принадлежавшие Русской Духовной Миссии. В результате проведенных переговоров у нас появилась уверенность в том, что в ближайшее время эти вопросы будут решены. Мы также надеемся, что будет возвращено и Сергиевское подворье, принадлежавшее российскому Императорскому православному палестинскому обществу, которое до революции содействовало русским паломникам во Святой Земле.
Многие из числа российских паломников только начали открывать для себя Сирию и Турцию. Особо хотел бы отметить паломничество в Турцию. Существуют трудности при совершении паломничества в эту страну. Это и политические проблемы, и вопросы безопасности, и отсутствие возможности совершения богослужений. Последнее составляет для нас наибольшую проблему.
В нынешнем году я имел возможность вместе со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем совершить паломничество в Каппадокию. Там сохранились храмы IX — XI веков с фресками, первые подземные монастыри, от которых веет древностью, уходящей ко временам святителя Василия Великого. Они не только являются природным чудом света, но и несут свидетельства драматической истории Православной Церкви, овеянной славой, молитвами, подвигами святых угодников Божиих. Полагаю, что расширение паломничества в Турцию может поставить вопрос о необходимости восстановления ряда храмов, чтобы в таких местах, как Каппадокия, Миры Ликийские, Никея и Смирна, православные паломники могли помолиться за храмовым богослужением. У нас устанавливаются неплохие отношения с министерством туризма Турции, которые мы координируем с Константинопольским Патриархатом. Надеемся, что в ближайшем будущем нам удастся развить данные паломнические планы.
Бытует мнение, что основные православные святыни находятся в странах Библейского региона, в Израиле, в Палестинской автономии. И действительно в Сирии, Ливане, Египте, Иране находят святые места, связанные с событиями Ветхого и Нового Завета. Однако немало общехристианских святынь находятся и в Европе. В этой связи целесообразно упомянуть Италию. Много святых мест и святынь сосредоточено в Риме, Венеции, Неаполе, Болонье и, конечно, в Бари. Среди других европейских стран отмечу Чехию, Германию, Англию и Францию. Недавно во время исторического визита Святейшего Патриарха Алексия во Францию Его Святейшество и члены делегации получили возможность поклониться великой христианской святыне — Терновому венцу Господа нашего Иисуса Христа, который хранится в соборе Нотр-Дам в Париже.
Нас не может не радовать, что за последние два года значительно увеличилось число паломников, посещающих святыни Греции. Мы благодарны Элладской Церкви и лично её Предстоятелю Архиепископу Афинскому и всей Эллады Христодулу за то, что греческое духовенство радушно принимает наших русских богомольцев.
Мне бы хотелось также сказать о святынях, которые находятся на Балканах — в Сербии, Болгарии, Македонии. Я имел возможность посетить Македонию и был поражен, увидев там храмы с тысячелетней историей, в которых полностью сохранились древние мозаики.
При организации поездок за рубеж многие паломнические службы продолжают обращаться за помощью к туристическим организациям. При всем уважении к туристической индустрии напоминаю, что цели поездок у туристов и паломников разные, разные цели и у туристских фирм и паломнических служб. Мы не можем, как коммерческие структуры, ставить основной задачей нашей работы извлечение прибыли. Наоборот, мы должны искать возможности привлечения средств извне, для организации льготных, а в ряде случаев бесплатных поездок для малообеспеченных православных верующих. В сами поездки мы должны брать людей, понимающих, куда и зачем они едут. И здесь особенно высока роль сопровождающего группы. Он должен не только дать квалифицированную информацию о маршруте, но и уметь организовать людей.
Отдел внешних церковных связей на базе Паломнического центра продолжает проводить Курсы повышения квалификации сотрудников паломнических служб, которые пользуются авторитетом среди церковных, паломнических и туристических структур. Число слушателей курсов год от года увеличивается.
В этом году вышел четвертый выпуск пользующегося большой популярностью у верующих «Справочника паломнических организаций». Создана группа, проделавшая очень важную и серьезную работу, результатом которой стал первый в истории Русской Православной Церкви «Словарь православного паломника».
Важную работу по продвижению информации о паломничестве осуществляет журнал «Православный паломник». В журнале появились новые разделы: «Паломнические реликвии» и «Церковная археология». Большой популярностью читателей пользуется паломническая хроника и конкурс фотографий о паломничестве, который проводится уже второй год. Увеличивается география распространения журнала. Нас радует информация о том, что нет ни одной епархии на территории России, в которой не было бы подписчиков журнала.
В истории Русской Православной Церкви паломническая традиция прерывалась два раза: во время нашествия монголов в XIII веке и в советский период XX века. Первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста лет. Сейчас прошло всего лишь пятнадцать лет после происшедших со всеми нами радикальных перемен, а мы уже видим, как начало свое возрождение массовое паломническое движение. Но мы также понимаем, что это только первые шаги, многое еще предстоит сделать для того, чтобы современное русское богомолье по своему удельному весу приблизилось к дореволюционному.
Думается, что только объединение и взаимная помощь дадут возможность паломническим службам сохранить свою независимость от коммерческих структур и продолжить многовековую традицию православного паломничества, целью которого является возрождение православной веры и благочестия в нашем народе.