Радонеж | Сергей Худиев | 04.12.2007 |
Люди, захваченные политическими страстями, ищут своей победы и унижения своих противников, но христианину заповедано искать другого:
ищи мира и стремись к нему (1Пет.3:11)
Христиане призваны быть голосом нравственности и благоразумия в мире, где того и другого катастрофически не хватает. В мире, где люди так легко впадают в ненависть, более того, объявляют ненависть (к «врагам свободы» или, соотвественно, «врагам страны») чем-то правильным, христиане должны напоминать очевидные вещи — что ненависть к людям вообще греховна, а ненависть к согражданам — греховна особенно; что публичная демонстрация ненависти столь же отвратительна и непристойна, как публичная дефекация. Можно противостоять чьим-то взглядам или действиям; нельзя опускаться до ненависти к живым людям.
Однако заслуживающие внимания события произошли и за пределами нашей странны. В Судане британская учительница неосторожно позволила детям назвать плюшевого мишку «Муххамедом». Вообще говоря, «Муххамед» — довольно распространенное в исламском мире; даже в Британии, где много иммигрантов из мусульманских стран, имя Муххамед — второе по распространенности среди имен, которые дают новорожденным мальчикам. Тем не менее, поступок (вернее, просто неосторожность) британской учительницы вызвал крайнюю ярость. Толпы исламистов, размахивая палками и ножами, бесновались на улицах, требуя ее смерти.
Первоначально ей грозили полгода тюремного заключения, штраф и 40 ударов плетьми. В итоге суданский суд приговорил ее к 15-дневному тюремному заключению; сейчас, как сообщается, ее помиловал президент этой страны и в ближайшее время она вернется домой.
Я безусловно против того, чтобы оскорблять чью-либо веру; даже оспаривая чужие религиозные заблуждения, мы не должны опускаться до хамства и насмешек. Тот издевательский, глумливый дух, который, увы, пользуется влиянием в современной культуре, дух, который не может вынести никакого богопочитания и никакого благоговения, безусловно враждебен христианству — так же, как он враждебен исламу. Но в данном случае никакого глумления не было — в худшем случае, была ошибка, по неведению допущенная иностранкой, слабо сведущей в местной культуре. В этом случае было бы достаточно просто объяснить ей, что так поступать не следует. Хотя, как сообщается, некоторые мусульманские лидеры вообще не усматривают в действиях учительницы оскорбления.
Читая подобные сообщения, чувствуешь себя немного неуютно — что еще будет воспринято как невыносимое оскорбление, дающее право (и даже обязанность) убивать?
Я охотно верю, что среди мусульман есть люди мирные и благоразумные; беда в том, что их голос слишком часто тонет в воплях ненависти. Получается так, что он имени ислама выступают именно наиболее буйные его представители; и нам приходится решать, что делать перед лицом этого буйства.
В этой связи особенно настораживает заявление иранского посла в России Голямреза Ансари. Иран, по его словам, готов передать ядерные технологии всем мусульманским странам. Хотя иранский дипломат и оговаривает, что «такое сотрудничество может быть только в соответствии с правилами и законами МАГАТЭ», это все равно звучит пугающе. Не окажутся ли иранские ядерные технологии в руках тех самых людей, которые размахивают ножами и палками, требуя смерти «оскорбительницы»?
Но вернемся на Родину. Из Ставропольского края сообщают о секте, которая отвергает ИНН, российские паспорта и Русскую Православную Церковь. В частном доме сектанты организовали «монастырь» под руководством «игумена Василиска». Что привлекает людей в апокалиптических сектах? Я бы предположил, что один из факторов — отказ ответственности. Так соблазнительно убежать и запереться в каком-то убежище, которое кажется безопасным. И так трудно быть христианином в этом мире — быть заботливым семьянином, честным гражданином, добросовестным работником. Гораздо легче прятаться и ожидать конца света. Конец света, как и личная смерть каждого из нас, рано или поздно непременно наступит. Но чтобы дать добрый ответ на Суде, нам вряд ли стоит прятаться в подземельях. Нам надо исполнять наши христианские обязанности в этом мире; именно в этом Господь потребует у нас отчета.