Татьянин день | Ольга Богданова | 04.12.2007 |
Сегодня мы вспоминаем важное событие в жизни Девы Марии. Когда ей было всего 3 года, родители привели в ее в Иерусалимский Храм, чтобы их дочь жила и воспитывалась там до тех пор, пока не придет время исполнить волю Господню.
Как ни тяжело было Иоакимы и Анне расстаться со своим ребенком, но они пришли в рам, чтобы исполнить данное Богу обещание — посвятить Ему долгожданную дочь.
У входа в храм Марию встретили девушки с зажженными светильниками и множество священников.
Чтобы войти в Иерусалимский Храм, нужно было взойти на 15 высоких ступеней. Это казалось не под силу маленькой девочке, и тем не менее Мария с легкостью преодолела ступени. «Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм — во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь», — писал Св. Григорий Палама.
Первосвященник (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя) встретил Марию при входе в Храм и, по особенному вдохновению Божию, ввел Ее в Святая Святых. По правилам, в Святая Святых мог заходить только первосвященник, да и то лишь раз в год. Своим поступком Захария как бы предрек, что эта девочка станет одушевленным храмом Божиим, вместилищем Бога. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень», — поется сегодня в кондаке.
Многое из того, о чем мы можем прочитать в Ветхом Завете, является прообразом событий, описанных в Новом Завете. Один из примеров этого — паремии (отрывки из Ветхого Завета), которые читаются в этот день на службе.
В первой паремии (Исх. 40,1−5; 9−10; 16, 34−35) ветхозаветная скиния (переносное святилище Бога, которое соорудили израильтяне по Его указанию во время странствований по пустыне после исхода из Египта) воспринимается как прообраз Пресвятой Девы. Как слава Господня наполнила скинию, так через несколько столетий Святой Дух осенил Марию: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию».
В Библии можно найти несколько обозначений скинии: «местопребывание» [Бога], «местопребывание свидетельства», «шатер», («скиния»), «скиния собрания», «святое место». Ковчег Завета, самый святой предмет скинии, находился в Святая святых. Для иудеев скиния была культовым центром, где совершались религиозные церемонии и жертвоприношения; обиталищем Бога среди народа Израиля и местом, где Бог обнаруживает свое присутствие и откуда говорит с Моисеем.
Во второй паремии (3 Цар. 7, 51; 8, 1−7, 9−11) прообразом Девы Марии является Ковчег Завета, который священники внесли в Святая Святых Иерусалимского Храма: «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми по исшествии их из земли Египетской. Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень».
В третьей паремии (Иез. 43, 27; 44, 1−4) прообраз Богоизбранной Отроковицы — врата, которые видел пророк Иезекииль: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».
«Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, — перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, — и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях», — писал Феофан Затворник о празднике Введения.
Начиная с сегодняшнего дня и до отдания праздника Рождества Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение великого славословия, поется катавасия Христос рождается, по словам Феофана Затворника, как бы «приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова», когда произошло непостижимое для человеческого разума событие — воплощение Бога. «Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению», — писал Григорий Палама.
О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке — блаженный Иероним.
Время установления праздника неизвестно. На востоке он был распространен уже в VIII—IX вв. Окончательно в число двунадесятых праздников Введение вошло только после XIV в.
В народном понимании этот день — начало вступления (введения) в свои права зимы. Телеги заменялись санями и совершались пробные выезды по покрытым снегом дорогам.
Во многих русских деревня в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы устраивались смотры молодоженов, обвенчавшихся между Покровом и началом Рождественского поста. Молодые люди, одетые в нарядные шубы и шапки, проезжали в санях по своей деревне и окрестным селениям. Таким образом символически утверждалось торжество жизни и любви даже в период зимнего сна природы.