Русская линия
Русский дом Михаил Красильников04.12.2007 

На краю земли

«Владивосток далеко, а город-то нашенский», — сказал некогда Ульянов-Ленин. Верно сказал, только слова эти не ему принадлежат, а пришли к нам из времён освоения Уссурийского края в конце XIX века

Зауральские земли русские люди начали осваивать ещё в XVI веке. Доказательств тому много. В «Истории Государства Российского» Карамзина мы найдём такие слова: «Тени Ермака и его усопших сподвижников манили россиян довершить лёгкое завоевание края неизмеримого, от Каменного пояса (Урала) до Северной Америки и Восточного (Тихого) океана, где в течение веков надлежало сойтися пределам нашего Отечества с пределами испанских владений; где ожидали нас не только богатые рудники, драгоценные плоды звероловства, выгодная мена китайская (!), но и слава мирного гражданского образования диких народов…».

Как известно, после гибели Ермака в схватке с ханом Кучумом, казаки решили вернуться в Москву. Но не такова была воля царская, и Русь всё-таки получила обширные земли за Уралом.

Продолжил осваивать сибирские земли Ерофей Хабаров, дойдя до Амура и описав великую реку. Промыслом Божиим вскоре Дальний Восток обрёл и свою святыню, Албазинскую икону Божией Матери, которая находилась в одноимённом остроге на Амуре. Казаки же не остановились здесь, продолжили свой путь ниже по течению реки… А там и до Уссурийского края рукой подать. По историческим данным, уже в начале XVII века на реках Уссури, Имане (Большая Уссурка) были поселения русских и возводились первые деревянные храмы Божии.

Русь богатела, прирастала новыми владениями, где утверждалась вера православная.

Прошли те времена, когда люди прорубали непроходимую тайгу топорами и шашками, гибли от неизвестных местных болезней, но шли вперёд. Шли во славу своего Отечества. Кто только не претендовал на Дальневосточные земли: японцы, французы, китайцы, англичане пытались завоевать богатые рыбой, пушным зверем, углём, нефтью, золотом, драгоценными каменьями берега Тихого океана. Всё же по воле Божией, они стали российскими. Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток — названия городов. А название рек, местностей, сопок — от местных жителей: реки Сучан, Малаза, Югоу, Сабаши, Унаши, бухта Тавайза получили свои имена от удэгейцов, тазамов, нанайцев — потомков чжурчэней, государство которых некогда простиралось от Северной Кореи до северных районов Хабаровского края и было уничтожено войсками монголов. Наши первопроходцы старались ладить с местным населением, помогали чем могли.

Когда в 70-х годах советскими учёными велись раскопки чжурчжэньских городищ, то оказалось, что некоторые древние крепостные стены были сложены так же, как в новгородских землях. И пришли к выводу — славяне жили здесь в XI—XII вв.еках. Это вполне возможно. Новгородцы были великими путешественниками, могли добраться и до океана, как добрались в X веке варяги до Америки. Но столь раннее появление русских на Дальнем Востоке историки почему-то упорно замалчивают.

В 70-е годы, в период ухудшения советско-китайских отношений, всем рекам и сопкам дали новые названия: Сучан стал рекой Партизанской, Малаза — Перекатной, Иман — Большой Уссуркой.

Массовое переселение русских на Дальний Восток пришлось на конец XIX и начало XX века, которые стали для Приморья особыми. Из западных районов и губерний России плыли сюда корабли, тянулись обозы с переселенцами, были и украинцы, поляки, финны, литовцы, латыши, бессарабцы, эстонцы, но более всего всё-таки русских. Только во Владивостоке было почти 100 приходов Православной церкви, а также старообрядческой.

Революция и дальнейшее развитие событий сломало здесь всё: веру, устроенный быт. Хоть много было сёл и деревень, где население долго не принимало новых порядков.

30-е годы XX века, годы лагерей, комсомольских строек и сноса церквей, сильной веры и безбожия внесли заметные изменения в развитие Дальнего Востока. Он стал зоной для политкаторжан, бандитов, шулеров, воров. Город Находка, крупнейший порт на Тихом океане, почти весь был покрыт колючей поволокой.

Комсомольцы-добровольцы принесли новую волну переселенцев, строивших дороги, дома, причалы и… боровшихся с Богом. Были стёрты с лица земли великолепные храмы, обители, как, например, Шмаковский Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Горные Ключи Приморского края. А ведь здесь вода, бьющая из-под монастырских стен, по молитвам монахов была целебной. Сюда стекались паломники со всей России. Именно Дальний Восток стал в то время одним из самых атеистических, и в то же время богохранимых мест. Плоды атеизма мы сейчас пожинаем. С трудом, но вернули военные полуразрушенный монастырь Церкви. Идёт борьба за обитель села Раздольного насельниц её и местного предпринимателя-армянина, который «купил» все добротные постройки здесь, переданные монахиням властями в аренду.

На острове Русском, где была база Тихоокеанского флота, возродилась ещё одна мужская обитель. Но теперь на этом живописнейшем месте Владивостока власти решили построить развлекательные центры, океанариум и прочие здания к предстоящему саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Но, несмотря на все препятствия, храмы восстанавливаются. Число приходов за последние десять лет возросло от 10 до 100. Недавно отреставрировали Покровский собор во Владивостоке. Растёт и число верующих. Дальний Восток — удел Пресвятой Богородицы Казанской. В Находке в честь этой иконы возводится девятиглавый собор.

Возрождается и знаменитое Уссурийское казачье войско, потомки казаков этого войска принимали участие в освоении Уссурийского края, охраняли его границы.

В Приморье, как и во всей России, мало пока ещё по-настоящему воцерковлённых людей. Здесь живут люди разных национальностей, однако русских большинство. И к православным себя причисляет большая часть населения. Край наш морской, рыбацкий, многие приезжали сюда за «длинным рублём» или по воинской обязанности. Ныне же многие уезжают в западные районы России по причине низких заработков, высоких цен на жилье, за коммунальные услуги, низкий уровень бытового обслуживания. И уезжают в основном русские, их место занимают армяне, азербайджанцы, чеченцы, китайцы, которым духовность и культура русская не нужны.

В 90-х годах прошлого столетия Дальний Восток «оккупировал» сектанты из США, кришнаиты, поклонники языческих культов, буддисты, секты шведского наркомана и рокера Оле Нидала, а недавно в Находке была возведена мечеть на самом видном месте рядом с памятником «Скорбящая мать». Русская женщина, скорбящая о своих сыновьях. В 1979 году монумент этот был возведён в честь погибших моряков траулера «Бокситогорск», затонувшего в Охотском море. Мусульман в городе можно пересчитать по пальцам. Мы жили сотни лет мирно бок о бок, но когда они поступают так вызывающе, — стоит задуматься о том, а не будут ли в скором времени Дальний Восток осваивать иностранцы, видящие, что нам на нашу жемчужину Тихого океана наплевать. Например, торговлю древесиной Уссурийской тайги уже контролируют китайцы. Рыба наша уходит то в Штаты, то в Японию.

Здесь Русская земля и Удел Пресвятой Богородицы. Не пора ли русским вновь укреплять свои позиции здесь, как это делали Хабаров и Невельской, Муравьёв-Амурский, Дежнёв и Бабкин, первые поселенцы, терпевшие холод и голод, пока не научились и здесь сажать картошку, выращивать пшеницу?

Дальний Восток — не сырьевой придаток Азиатско-Тихоокеанского глобализующегося региона.

Может, пора всему миру показать, что русские были первопроходцами на берегах Тихого океана и останутся хозяевами здесь навсегда.

http://www.russdom.ru/2007/20 0711i/20 071 129.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика