Русский дом | Роман Илющенко | 03.12.2007 |
Не в отсутствии ли здорового отцовского влияния на сыновей главная причина устойчивого роста преступлений в армии, внутренних войсках и во всём нашем обществе? Анализ, да и собственный опыт подсказывают, что противоправные действия совершают чаще всего военнослужащие из неполных и неблагополучных семей. Интересно проследить роль и значимость влияния отцов в воспитании защитника Отечества в нашей истории
Воинская служба в регулярной армии императорской России была суровым испытанием. Необходимость послужить Царю-батюшке воспринималась народным сознанием не только как один из видов обязательной повинности, но и как гражданский долг, — это было понятно неразвращённому либеральными идеями крестьянскому уму. Освящённый Церковью воинский долг приобретал сакральный, жертвенный характер, а родительское благословение на службу являлось для будущего воина сильной моральной поддержкой в предстоящих тяготах и лишениях. Влияние на сына отеческого слова-наставления было огромным, потому что каждый русский мальчик знал пятую заповедь Закона Божиего о почитании отца и матери. Она была священна в семейном укладе православных жителей Российской империи.
Родительский наказ играл роль мощного воспитательного фактора, который удерживал солдата от совершения проступка. Нарушение его, равно как и военной присяги, являлось грехом перед Богом, клятвопреступлением, влекло за собой страшные последствия: муки совести, осуждение товарищей. Важную роль в воспитании солдата играло военное духовенство, призванное через свершение церковных Таинств пробуждать искреннее покаяние.
Как пример мудрости и глубины родительского наказа приведу строки из отцовского наставления, датированного 1719 годом, сыну, направляемому на военную службу: «…Прежде всего, великому Государю служи верой и правдой, в бою будь тверд, бесстрашен, стой мужественно противу врагов, сам отнюдь в их руки не сдавайся: бейся храбро, пока на ногах стоишь. Паче всего бойся измены, чтоб не быть тебе проклятым и не погибнуть навеки: лучше умереть, чем изменить… Будь доволен своим жалованием., а в неправое дело ни в какое не мешайся, никого ни в чем не обижай, ни у кого ничего не отнимай., дабы тебе Бога не прогневать и за неправду души своей не погубить».
О благотворном влиянии такого воспитания можно судить по высоте нравственного состояния и боевого духа войск Императора Петра I, генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева, генералиссимуса А.В. Суворова, адмирала Ф.Ф. Ушакова, казачьего атамана М.И. Платова, генерала от инфантерии М.Д. Скобелева, генерал-адъютанта А.А. Брусилова, чьи солдаты творили чудеса героизма, стойкости и отваги.
Урон, который нанесла всему и всем в России революция, катастрофический. «До основания» тогда были разрушены основы государства Российского: люди забыли Бога, не стало Царя, Отечество превратилось в сплошной театр военных действий. Октябрь 1917 года расколол народ, разведя по разные стороны баррикад даже родственников. Были объявлены реакционными и отменены все прежние нормы «буржуазной морали», армия освобождена от данной перед Богом и Царём присяги, что и предопределило её гибель.
По окончании Гражданской войны, примерно с середины 30-х годов, родительское наставление перед началом службы в армии вновь стало весомым, но утратило свой глубокий религиозный смысл. Трансформировавшись, оно вписывается в концепцию военно-патриотического воспитания молодёжи, получает новую идеологическую направленность. Партийному и советскому руководству удалось вдохнуть в широкие массы идею защиты «страны Советов», сыграв на генетически унаследованных глубоких патриотических чувствах народа. Потому русские люди сумели, пройдя через горнило братоубийственной войны, сберечь своё нравственное начало, сохранить понятие верности сыновнего долга перед Отечеством — страной своих отцов! Потому в Великой Отечественной войне выстояли и победили. Дрались и умирали тогда воины, защищая отчий край, поруганную родную землю, выполняя наказы своих близких: одолеть супостата. Именно на этих высоких духовных началах строилась, на них опиралась тогда вся агитация и пропаганда в Красной армии. Вспомним плакаты того периода: «Родина-мать зовёт!», «Воин Красной Армии, спаси!»; песню «Священная война» и вышедший тогда же на экраны кинофильм «Александр Невский» с известным монологом князя: «Кто с мечом к нам придёт…». На таком высоком духовным подъёме воины и завершили войну, расписавшись на стенах рейхстага: «Наказ Родины выполнили — дошли до Берлина!».
В послевоенный период традиции должного воспитания будущих защитников Отечества продолжали развиваться в семье и школе, получая широкую поддержку государства. Важнейшую роль в этом процессе играла служба в армии. Она по праву считалась лучшей школой жизни, поэтому являлась не только обязательной, но и почётной. Важную роль в формировании такого образа армии и отношения к воинской службе играл мощный пропагандистский аппарат государства. Образ мужчины-воина в сознании народа был образом благородного защитника своей страны. Государство, опираясь на стремление народа-победителя к скорейшему возрождению Отечества, заботилось о воспитании крепкого и нравственно здорового поколения, укрепления семьи. Разводы тогда были очень редки и позорны.
Со временем ощущение величия Победы у потомков поколения победителей постепенно притуплялось. Жить становилось «всё лучше и веселей», молодёжь травила анектоды типа «там, на Западе, красиво загнивают…». Лозунг: «Даёшь!..» постепенно сменился на потребительский: «Дайте!..». Умирали ветераны войны, заслонившие собой Отечество, носители твёрдых нравственных принципов и сильного духа. Их потомки растратили собранные предками сокровища: жертвенность, преданность, верность, терпение, фронтовое братство. «Распалась связь времён», — писал Шекспир… И вот мы у разбитого корыта.
В период политических сквозняков, оттепелей-заморозков выветривалось само представление о священности воинского долга. В результате долг превратился в «конституционную обязанность», от которой стало возможным и «откосить».
В это время немалую положительную роль в возрождении военно-патриотического воспитания сыграла война в Афганистане. Тогда снова заговорили о долге, правда, на сей раз — долге интернациональном. Для целого поколения «Афган» стал тогда проверкой духа. Вернувшиеся «из-за речки», награждённые боевыми наградами «афганцы», включились в процесс возрождения общества, в школах, в семьях возрождались понятия доблести, чести, воинского братства. Страна вновь заговорила о своих героях, восхищаясь их подвигами.
Но по своим целям и задачам эта война не могла стать священной, всенародной, понятной и открытой всему обществу, а потому и благословлённой родителями. Что и предопределило её финал, отразилось на судьбе всей страны.
И вот в России грянула настоящая беда. На прицеле у новых революционеров-реформаторов оказались уже не зыбкие постулаты «самого верного в мире учения», а общественная мораль и нравственность. Открыто стала принижаться роль старшего поколения, его вклад в историю и развитие страны, подрывался авторитет родителей с их «совковым» мышлением. Через СМИ и навязчивую рекламу в обществе начали формироваться потребительские отношения, характерные больше для западного обывателя. Молодёжь взращивали на потакании низменным инстинктам, эгоизме, стремлении к наслаждениям, духовной расслабленности. Героями нового времени, благодаря запущенным в прокат дешёвым по духу киноподелкам, стали циничные одиночки, часто добивавшиеся успеха путём попрания всех норм морали. Многие родители, в растерянности от происходящего на их глазах падения нравственных основ общества, крушения прежних идеалов, утратили своё влияние на детей. Семьи, раздираемые противоречиями, затрещали по швам. Вскоре капитулировала и школа, официально объявив об отказе заниматься воспитанием подрастающего поколения. Вскоре исключили из перечня предметов обучения начальную военную подготовку. Семьи без отцов стали правилом, а не исключением.
«Безотцовщина» — вот от чего происходят все беды в нашем обществе, и в армии в частности.
Семья фактически не охраняется государством. Мужики — генофонд и цвет нации, глава и опора семьи, спиваются, кончают жизнь самоубийством, гибнут на дорогах. Средняя продолжительность их жизни сегодня — 59 лет.
Народная мудрость гласит, что яблоко недалеко от яблони падает. Какого же «урожая» можно ожидать от таких «яблонь»? Вместо традиционного отцовского наказа на службу сегодня призывник всё чаще получает от напуганных дедовщиной матерей-одиночек наказы о том, как уклониться от службы в армии.
Сокращая срок службы в армии по призыву до 1 года и переходя к комплектованию её контрактниками, руководство страны надеется преодолеть негативные тенденции, присущие современной армии, в том числе рост преступности. Однако статистика пока свидетельствует об обратном: по итогам за 2006 год преступность среди военнослужащих по контракту, например, во внутренних войсках, возросла в 2,5 раза! В частях министерства обороны ситуация ещё хуже. Вряд ли следует ждать в будущем положительных перемен. Большинство профессионалов — вчерашние солдаты, так и не получившие необходимой «прививки» традиционного семейного воспитания и доброго отцовского наказа на воинскую службу.
Без решения проблемы возрождения в государстве крепкой семьи, без возвращения в неё отцов, без осмысления обществом понятий «родительский долг», «ответственность», без усвоения ценнейшего опыта наших предков, без нравственного и духовного возрождения самого народа, коренного перелома к лучшему, как в стране, так и в армии не произойдёт. На смену правящим в казармах бал авторитетным «дедам» должны прийти заботливые отцы-командиры!
Всё новое — хорошо забытое старое. Вспомните, «отцом и братом» называли в песнях Александра Васильевича Суворова, «слугой царю, отцом солдатам» был и герой лермонтовского «Бородина». А так полюбившийся народу «комбат-батяня» Н. Расторгуева, воплотивший в себе собирательный образ командиров, бескорыстно служащих Отечеству? Да и само словосочетание «отцы-командиры» пока ещё не забыто в нашей армии. Надо лишь, чтобы побольше было таких командиров.