Татьянин день | 01.12.2007 |
Высокопреосвященный Августин, Архиепископ Львовский и Галицкий
«Не надо ничего изобретать»
— Впечатления хорошие. Богословская комиссия Русской Православной Церкви имеет большой авторитет в православном мире, в частности благодаря предыдущим конференциям и подготовительным семинарам, которые она проводила. И поскольку поднятая на конференции тема актуальна и своевременна, происходящее будет иметь сначала позитивный резонанс, а потом, наверное, рецепцию в церковной жизни и богословии Русской и братских Поместных Православных Церквей.
Отмечу, что к теме Таинств Церкви нельзя относиться шаблонно и схоластически, мы должны выработать взвешенный подход, учитывать как историю, так и современную церковную практику. Сейчас могут оказаться своевременными те подходы, положения и модели, которые были уже испытаны Церковью, Вселенским Православием. Не надо ничего изобретать, необходимо просто изучить и проанализировать церковный опыт, что и является целью конференции.
— Владыка, вы ждете каких-то практических решений от конференции, принятия каких-то документов, которые могут быть предложены потом на рассмотрение Священному Синоду?
- Да, хорошо было бы наработанное на форуме закрепить в официальном документе рекомендательного характера наподобие «Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором можно рассмотреть вопросы, не только связанные с церковными Таинствами, но и относящиеся к литургической жизни в целом. Признаюсь, меня больше интересует практическая сторона дела. Богословская комиссия Украинской Православной Церкви подготовила проект циркуляра богослужебной дисциплины и пастырской этики. В основу документа легли обращения Святейшего Патриарха Алексия II, с которыми он выступает ежегодно на собраниях духовенства в Москве. Мы тщательно изучили этот материал, выбрали то, что наиболее актуально, добавили практические советы по недоуменным вопросам богослужебной практики и христианской жизни. Что же касается теоретического богословия, считаю, что время терпит — отдельные вопросы можно изучать и изучать.
— Владыка, во время дискуссии после круглого стола сегодня очень живое обсуждение вызвала проблема о принятии инославных через три чина, существующих в нашей Церкви. Говорилось о некоторых расхождениях в практике Русской Православной Церкви, связанных с острой церковной ситуацией в том или ином регионе. Ваша епархия, находящаяся на Западной Украине, безусловно, относится к регионам особенным…
- Сегодня в Украине остро стоит вопрос об отношении к раскольникам и униатам и их присоединения к Православию. Он усугубляется тем, что большинство священников УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ были выходцами из канонической Православной Церкви, получили законную хиротонию, а теперь находятся под запретом в священнослужении или лишены сана. Поэтому и отношение к ним у нашего духовенства строже и требовательнее. Например, если принимать раскольников в сущем сане, признавать действительность совершаемых ими Таинств, то миряне на приходах не понимают: за что тогда стоять, за что страдать, если можно уйти в раскол и не терпеть всех лишений. Вместе с тем встает вопрос о возможности спасения вне Церкви.
Мы знаем, что благодать — это не что-то виртуальное, абстрактное, она реальна. И только в канонической Церкви есть спасительная благодать, и только в ней полноценно совершаются Таинства. Как уже было сказано митрополитом Кириллом, для того, чтобы оградить церковную жизнь от тлетворного влияния и разложения, от потери ответственности перед обществом, мы должны дорожить дарованной нам Божественной благодатью.
— Спаси Господи, Владыка!
Прот. Валентин Асмус:
«От богословия не требуется уступок или экуменизма»
— Впечатления самые отрадные: если сравнивать с предыдущими конференциями, то можно констатировать постоянный рост научного уровня. Кроме того, сама тематика такова, что во многих докладах были поставлены важные вопросы, сформулированы проблемы современной церковной жизни. Так что эта конференция не просто научная, она имеет и серьезное практическое значение.
— Как вы думаете, каково мнение об этой конференции у западных специалистов?
- Сама явка многих крупнейших западных специалистов говорит о том, что они относятся к этой конференции совершенно нормально, как к подобным конференциям такого же уровня, проводимым на Западе.
— А как они расценивают современные тенденции православного богословия?
- Они давно и с большим вниманием присматриваются к православному учению, они не требуют от богословия, как такового, каких-то уступок, какого-то экуменизма, — это не тот уровень. На уровне церковной политики действительно все время идет дипломатическое взаимодействие — к сожалению, иногда оно схоже с военным. Но на уровне науки все по-другому — очень спокойное, уважительное обсуждение. Западные богословы интересуются именно спецификой православного богословия, им не нужно богословие, подогнанное под западные стандарты, будь то католические или протестантские. Они готовы постичь феномен Православия, как таковой.
— Можно ли говорить, что дискуссия о Евхаристии, которая имеет место сейчас в Русской Православной Церкви, получила продолжение на этой конференции? Через какое время эти волнения могут утихнуть?
— Дискуссия эта имеет место именно в нашей Церкви, в других я о такой дискуссии что-то не слышал. Разумеется, она была заметна и в докладах конференции. Сейчас рано говорить об итогах. Может быть, Синод как-нибудь выскажется. Не знаю, что должно произойти, чтобы эти волнения утихли. В конце концов, эти волнения имеют свою положительную сторону: они дают возможность предельно ясно выразить позиции спорящих сторон, собрать аргументы. Это полезно для жизни Церкви. В Церкви всегда так бывало. Даже когда появлялись какие-то страшные ереси, которые приводили к жестокой борьбе, в конечном итоге это оказывалось на пользу, потому что помогало прояснить истины Православия.
Прот. Николай Балашов:
«Нужно проявлять большую деликатность во всем, что касается вопросов богослужения»
— Мне трудно судить о конференции в целом, я появился на ней как работник единонадесятого часа и, по существу, был только на заседаниях последнего дня. Надеюсь потом ознакомиться с докладами, которые прозвучали в те дни, когда я, к сожалению, находился далеко от Москвы. Дискуссия сегодняшнего дня показалась мне очень интересной, живой, заинтересованной, успешно модерируемой, несмотря на то что высказывались разные точки зрения. Главным образом хотелось бы, чтобы она получила свое продолжение — дала основу для практических рекомендаций священноначалию нашей Церкви. Думаю, идеально было бы, если бы по вопросам, которые волнуют многих членов нашей Церкви, высказался бы, например, Архиерейский Собор в предстоящем году. Многие из вопросов, которые живо обсуждались сегодня, такие, как вопросы о взаимных отношениях Исповеди и Причастия, о евхаристической дисциплине, о частоте причащения в связи с этим, вопросы о практике совершения Крещения и вступления в Церковь в различной форме — это вопросы, которые волнуют людей. Было бы хорошо, чтобы при всем многообразии условий в различных епархиях, которые должны справедливо учитываться правящими архиереями, все-таки были выработаны нормальные рекомендации священноначалия, которые могли бы быть доведены до приходских священников. Думаю, это могло бы сильно помочь делу.
Вместе с тем, учитывая, что в нашей Церкви существует большое разнообразие взглядов на многие вопросы, надо, конечно, с большим вниманием и большой осторожностью относиться ко всему, что может восприниматься как нововведение. В Сербской Церкви недавно была бурная дискуссия на Архиерейском Соборе по литургическим вопросам и вопросам практики совершения Таинств. По моему мнению, это было связано с тем, что в какой-то епархии такого рода изменения попытались проводить в приказном порядке, разослав священникам соответствующий циркуляр. Так в Церкви часто не получается. Надо проявлять большую деликатность по отношению к вопросам, которые затрагивают в Церкви то, что чрезвычайно дорого каждому ее члену. А это как раз ее богослужение, потому что можно быть совершенно незнакомым с академическим богословием, а богослужение в Церкви — это то, в чем участвует каждый верный.
— Как вы считаете, на какие еще темы следует обратить внимание на дальнейших конференциях?
— Владыка Кирилл хорошо сказал, что практически каждое из Таинств могло бы стать темой для отдельной встречи, для отдельной конференции, потому что на таком большом собрании при таком многообразии тем, конечно, трудно прийти к каким-то практическим заключениям. Я думаю, что это вопросы, которые затрагивают людей так же, как и вопросы духовнической практики, которые тоже очень затрагивают жизнь каждого верующего.
Прот. Леонид Грилихес
«Для понимания собственной позиции иногда нужен взгляд извне»
— Основное впечатление, что это очень представительный форум, поскольку эта конференция уже четвертая, проводимая Синодальной Богословской комиссией. Ничего равного до сих пор не было. Сто докладчиков! Половина докладов — это доклады ученых, приехавших из-за рубежа. Конференция — это и возможность всех увидеть, пообщаться, обменяться мнениями, что бывает редко и тоже немаловажно.
— Конференция называется «Православное учение о церковных Таинствах», очень много неправославных докладчиков. Как эта специфика согласуется с названием?
- Те доклады, которые читают неправославные докладчики — представители Католической Церкви, лютеранской, протестантской, — как правило, имеют научный характер. То есть они здесь выступают не как богословы и учителя Церкви, а как ученые: патрологи, текстологи, филологи, историки. В этом смысле их присутствие очень значимо, потому что развитие науки в ХХ веке имеет огромные достижения. В связи с этим участие представителей неправославных Церквей поднимает научный уровень конференции на определенную высоту.
Потом очень часто бывает, что для понимания своей позиции, для правильной ее формулировки, для обозначения словом как раз оказывается нужен взгляд извне. Многие вещи в истории богословия формулировались в дискуссиях, в критических трактатах, поэтому присутствие всех нынешних инославных участников конференции сказывается на ее ходе самым положительным образом.
— Дело в том, что многие вопросы, в том числе о каких-то практических сложностях или расхождениях в практике совершения Таинств на приходах Русской Православной Церкви, уже формулировались. И ответ был такой: когда-нибудь Церковь примет какие-нибудь документы, в которых это будет как-нибудь если не унифицировано, то будут предложены какие-то варианты, которым можно будет безопасно следовать. Как вы полагаете, конференция приведет к скорейшему принятию каких-либо рекомендательных документов, на которые можно будет ссылаться приходскому священнику при практическом совершении Таинств?
- Мне бы очень хотелось, чтобы результатом этой конференции были какие-то практические шаги, чтобы вопросы, которые стоят в последнее время с особой остротой, нашли здесь свое разрешение или, по крайней мере, чтобы священники получили помощь в том, как правильно ориентироваться относительно этих вопросов.
— Какие вопросы вам представляются наиболее актуальными и требующими немедленного решения?
- Здесь есть ряд богословских вопросов, есть вопросы, которые мной были осознаны уже в ходе этой конференции. В частности, поскольку моей специальностью является история Священного Писания и богословие Нового Завета, мы видим, что это богословие никак не отторжимо от нравственной установки, то есть это такое богословие, которое ставит человека перед выбором, заставляет сделать тот или иной шаг. Процесс осмысления неразрывно связан с некоторой волевой установкой человека. Если он делает этот шаг, он что-то понимает в том, что говорит Господь. Очень часто наше богословие принимает спекулятивный характер, совершенно интеллектуальный, очень далекий именно от нравственной проблематики. Здесь был прочитан один доклад, который, как мне показалось, каким-то образом, опять-таки на современном уровне, смог увязать чисто богословскую проблему с проблемой нравственной. Я имею в виду доклад Константина Борисовича Сигова.
Кроме того, для нашей Церкви, особенно для Московской духовной академии, актуальной является проблема богословия Евхаристии. В частности, уже на протяжении долгого времени ведется спор вокруг термина «пресуществление» или альтернативного термина «воипостазирование». Я надеюсь, что эта конференция позволит расставить все точки над i, послужит делу примирения и снимет этот вопрос.
— Ощущалось памятование об этом идущем споре на секции «Евхаристия»?
- Здесь ситуация немножко двойственная, потому что те, кто в курсе, конечно, понимали, вокруг чего все это происходит. А те, кто не в теме, боюсь, могли даже и не почувствовать остроты многих докладов и многих формулировок, которые прозвучали.
— А для иностранных участников конференции эта тема не настолько остра? У них все с терминами ясно?
- Дело в том, что я не могу считать себя специалистом в данной области, но думаю, что там тоже этот вопрос стоит. В Париже с католиками долгое время велись переговоры о термине «пресуществление», предлагалось отказаться от этого термина. Были сделаны какие-то шаги в этом направлении, и здесь, в Москве, я был несколько шокирован, узнав что термин «пресуществление» все-таки стоит во главе этого спора, и никто не спешит от него так быстро отказываться.
Диакон Михаил Желтов
«Это в первую очередь не практически-административное, а академическое и богословское мероприятие»
— На конференцию собрались многие авторитетные исследователи — как наши, так и западные, поэтому она имеет серьезное академическое значение. Особенно важно, что она прошла здесь, в России, поэтому несомненно, что сам факт ее проведения в Москве является значительным событием в духовной и научной жизни нашей Церкви и нашего общества в целом.
— Какие из поднятых в ходе обсуждения проблем были наиболее актуальными, с вашей точки зрения?
- Сложно сказать, какая проблема наиболее актуальна, нужно все же различать проблемы практические и проблемы академические. Эта конференция является в большой степени академическим событием. На это указывает уже сам состав участников — в конференции свои доклады представляют ряд ученых, серьезных исследователей в областях истории и богословского осмысления церковного богослужения. Что же касается церковно-практической стороны дела, то все знают, какие проблемы чаще всего дискутируются — они же обсуждались и здесь. Еще раз хочу подчеркнуть, что состоявшаяся конференция — это не церковно-политическое и не административное мероприятие, а мероприятие академическое и богословское, поэтому решение проблем практического характера не было основной задачей.
— Скажите, пожалуйста, насколько полно, по вашему мнению, были осмыслены все Таинства?
- По результатам целого ряда подготовительных семинаров эта конференция задумывалась как обсуждение наиболее важных сторон различных Таинств. Вообще говоря, такая тема, как Таинства, слишком широка для одной конференции, поэтому, конечно, все равно не получилось полно осветить все темы, хотя некоторые из прочитанных докладов носили именно обзорный характер. Но, конечно, лишь некоторые из выступающих делали обзорные доклады. Сделать хороший обзорный доклад — это довольно непростая задача, и многие доклады были посвящены частным аспектам. Как бы то ни было, взятые вместе, доклады конференции могут дать достаточно полную картину учения Церкви о Таинствах в истории. Это особенно важно на довольно скудном фоне современных русскоязычных публикаций по истории богослужения и Таинств в частности (именно современных: дореволюционная наука в этой области была на высоте). Поэтому можно надеяться, что выход русскоязычного сборника докладов конференции также станет важным событием.
Андрей Виноградов (ИВИ РАН; ПСТГУ)
«Задается новый формат нашей науки»
— Кто из ученых с мировым именем присутствовал на конференции?
- Во-первых, были, можно сказать, два столпа, которые делали в один день два доклада о схожих вещах — об анафоре Иоанна Златоуста и анафоре Василия Великого: это Габриэла Винклер из Университета Тюбингена, Германия, и отец Роберт Тафт из Рима. Последний не просто приехал на нашу конференцию, а приехал с огромным количеством своих учеников. Здесь полдюжины, если не больше, учеников отца Роберта Тафта, которые сейчас развивают науку. Причем ученики эти — представители разных народов: здесь и болгары, и итальянцы, и другие, в том числе есть и русские ученики, и мы очень рады этому. Приехали крупнейшие специалисты по каждой дисциплине. Например, приехал Максвелл Джонсон из Университета Нотр-Дам в США.
— Возможно, вам удалось пообщаться хоть немного с иностранными участниками. Каково их мнение об этой конференции?
- Я говорил со многими участниками, с той же Габриэлой Винклер, с отцом Робертом, — все в полном восторге, прежде всего от организации. Они осознают, конечно, разность научного уровня в России и за рубежом, недостаток у нас книг и литературы, образования. Но, с другой стороны, сознают и огромный потенциал, который есть здесь, и с радостью видят большое количество российских участников, в том числе и молодых, делающих серьезные доклады. Габриэла Винклер сказала, что самым большим впечатлением было то, что в зале очень много молодых людей — студентов, семинаристов, — которые готовы впитывать все это и двигать науку дальше.
— Были среди участников представители присоединившейся Русской Зарубежной Церкви?
- Да, отец Роберт Тафт приехал со своей ученицей, инокиней Вассой (Лариной), она духовное чадо Владыки Берлинского и Германского Марка, приехала она из Мюнхена. Мы видим, что Зарубежная Церковь тоже активно участвует во всех наших литургических прениях.
— Как представляют себе специфику развития русского богословия западные участники?
- Во-первых, мы обладаем огромным важным для литургики материалом — славянским, который может очень многое прояснить, а главное, что у нас есть вера и желание этим заниматься. На Западе литургика потихоньку приходит в упадок наряду со всеми гуманитарными науками. Именно в странах, где осталась живая вера, где более полна верой Церковь, больше шансов для гуманитарной науки, прежде всего для церковной науки, для литургики.
— Спасибо.
Александра Сопова
* Все комментарии взяты совместно с журналистами сайта www.bogoslov.ru
http://www.taday.ru/text/81 623.html