Нескучный сад | 30.11.2007 |
Существует, как известно, две основных электоральных стратегии: либо избиратель выбирает, как ему голосовать, исходя из максимальной реалистичности и минимизации вреда, либо он в первую очередь смотрит, что ему велит его совесть, а на конкретные результаты не обращает никакого внимания. И в том и в другом случае он ответственен, но в первом случае — перед настоящим, а во втором — перед будущим. В первом случае он должен считать и рассчитывать, во втором — прислушиваться к внутреннему голосу и ориентироваться на высшие ценности, как он их понимает. Одно дело — личная вера, другое — социальные последствия действий политика или политической организации для Церкви и религии. Можно ли узнать, православный ли политик? Наверное, как-то можно. Но зачем? В нашем сегодняшнем обществе иногда значительно важнее, чтобы политик был патриотом России и правильно понимал, в чем ее интересы и интересы ее населения, стремился бы к ним. Думаю, что вероисповедание впрямую на эти дела не влияет.
На данном этапе, при крайне низком уровне нравственного развития как вообще народа, так и в особенности политического класса, христианская партия могла бы только дискредитировать как имя Христово, так и Церковь. Есть много вопросов, которые должны быть сначала поставлены как общенациональные и приняты всеми россиянами. Именно это и делает из населения нацию. Вот тогда можно было бы подумать о том, как православная часть народа могла бы, организовавшись, убеждать остальных и бороться за правильное с нашей точки зрения (то есть христианское) решение этих общенациональных проблем. Сейчас же, при отсутствии такой постановки важных для всего народа вопросов и даже понятия, как можно к ней подступиться, политическая организационная деятельность с христианским названием и невозможна, и крайне вредна.
Мало того, что многие из нас — людишки так себе, с отшибленными нравственными критериями, слабые, неспособные ни к добросовестному труду, ни к законному поведению, так еще и наверх, в управляющие сферы, часто идет худшая часть. Поэтому если государство и вмешивается в нравственность (что иногда необходимо), это требует постоянного контроля со стороны негосударственных объединений народа.
Конечно, русские всегда были не против и очень даже за «сильную руку». Но когда социологи начинают разбирать, что именно имеется в виду, оказывается, что люди тоскуют по твердому соблюдению законов, по порядку в жизни и т. д. Никогда в это не входило никакое ограничение свобод или прав (для законопослушных граждан, конечно). Сталина сегодня не воспевают. Просто люди в первую очередь тоскуют по периоду модернизации и мощи. Что поделаешь, если в это время государством правил урод и подонок? Так нам и надо, по грехам нашим.
Борис ЯКЕМЕНКО, руководитель православного корпуса движения «Наши», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов, преподаватель истории Древней Руси и средневековой русской культуры: «Хочешь быть начальником, откажись от всего».
— В русской истории было очень много ярких политиков: Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Иван Грозный, Александр II, На Западе — Людовик Благочестивый, Фридрих Барбаросса, Бисмарк, Черчилль. Если брать Восток, то, конечно, Тамерлан, Улугбек, Иясу Токугава.
Многих, наверное, удивит, что я назвал Ивана Грозного. Но я изучал ту эпоху и знаю, что именно проведенные при нем реформы поставили Россию в один ряд с крупнейшими европейскими государствами. Территория России в XVI веке увеличилась почти в 10 раз! А по его реформам в области культуры видно, что он воспринимал Русь как последнее христианское царство, взявшее на себя огромную ответственность перед Богом и всем миром. Как политику, совмещавшему государственные и духовные ценности, ему нет равных. Может быть, только Алексей Михайлович.
Не следует забывать, что еще Платон разделял экономику и хремастику. При экономике все делается только ради денег, хремастика тоже не отрицает материальный интерес, но на первое место ставит выгоду духовную. Сегодня все более очевидно, что как бы мы ни поднимали экономику, если у руля преобразований будут стоять бездуховные и беспринципные люди, страна все равно не будет жить хорошо. Бессмысленно возрождать экономику без возрождения духовности и нравственности. Поэтому я считаю, что любой политик в нашей стране должен быть христианином. А чтобы оценить политика избирателю стоит мысленно приблизить его к своей жизни: хотел бы избиратель, чтобы этот человек был директором завода, на котором он работает, или школы, в которой учатся его дети, главврачом районной поликлиники и т. д. Мне кажется, такой подход поможет сделать правильный выбор.
Все предыдущие неуспехи на пути создания христианской партии связаны с представлениями о православии как о чем-то далеком от действительности. К сожалению, часто сами православные люди подтверждают этот стереотип. Та же православная молодежь подчас стремится изолировать себя от мира. В итоге 20−30 человек делают серьезное и нужное дело, прекрасно понимая друг друга, но молодежь в целом даже не в курсе, что есть такая молодежная организация. Мы в православном корпусе «Наши» стараемся разрушить этот стереотип и выходим на улицы, к людям. В разных городах проведено множество акций: «Мы называем себя православными, а надо ими быть», во время которой людям раздавались нательные кресты и проходила краткая катехизация, открытый урок основ православной культуры, акции «Не завидуй», «Не убий», «Почитай родителей своих», 30 октября провели акцию у Соловецкого камня в память священнослужителей, монахов, мирян, павших жертвами большого террора. Летом на образовательном форуме «Селигер» была отслужена миссионерская литургия, во время которой впервые исповедовались и причастились десятки людей.
Когда мы встречаемся с людьми на улицах, часто сначала они недоумевают — привыкли, что к незнакомым на улице подходят только сектанты. Но когда они узнают, что вот эти нормально одетые парни, девушки с сережками в ушах и косметикой — православные люди, они начинают менять свое отношение к православию и православным. Многие, благодаря нашим акциям, впервые пришли в храм и начали воцерковляться.
В Церкви, как вы знаете, архиереями становятся только монахи. То есть прежде, чем получить власть, человек должен от всего отказаться. Мне кажется, этот замечательный принцип стоило бы положить и в основу и светской политики: хочешь быть начальником — откажись от всего. Мы ничего не обещаем в Православном корпусе, а настраиваем ребят стать авангардом церковной молодежи и помочь Церкви заговорить с молодежью на ее языке, сплотить молодежь вокруг Церкви. А от людей, которые захотят использовать наше направление только как ступень к карьере, Церковь хорошо защищена изначально. Можно прикинуться либералом, демократом, патриотом, но православным прикинуться нельзя. Если и можно, то ненадолго. Поэтому мы ставим жесткие условия, которые те, кто хочет быть членом нашего корпуса, должны выполнять: ходить в храм, молиться, воцерковляться, поститься. И либо человек станет это делать, либо уйдет из православного корпуса. При этом, конечно, сможет остаться в «Наших». Это светское молодежное общественное движение, просто в нем оказалось много православных людей, которым деятельность без христианской составляющей неинтересна. Вот мы и создали православный корпус, чтобы помочь им реализовать себя. Но никому ничего не навязываем. На сегодняшний день «Наши» — самый масштабный молодежный проект, и в нем найдется место и дело всем нормальным, неравнодушным к России людям. Независимо не только от вероисповедания, но и от возраста. До 18 лет мы стараемся не принимать, но верхней планки у нас нет. Дело ведь не в возрасте. Некоторые и в 20 лет имеют абсолютно стариковское мышление, а среди 50-летних, наоборот, есть те, кто с легкостью готов меняться и может среди ночи подняться на любое дело. Движение молодежное по духу, а открыто для всех. И именно потому, что «Наши» такое масштабное движение, либералы, оппозиция никак не могут вместить его, осознать целиком и поэтому пытаются втискивать в те маргинальные термины, которые им понятны и доступны: «фашисты», «гитлерюгенд», «хунвейбины». Я несколько раз предлагал такого рода «критикам» предъявить конкретные претензии, а в ответ слышал только ссылки на статью в «Новой газете», на сайте «Грани.ру», в «Коммерсанте» или на «Эхе Москвы», но не аргументы. Поэтому не вижу смысла комментировать ярлыки и эмоции.
На прошлых выборах Зюганов пытался сделать своим союзником Церковь — водил с собой ряженного под священника проходимца. Но нельзя служить одновременно Богу и мамоне. Если человек станет православным, не сможет оставаться в рядах партии, которая унижала, позорила, уничтожала Церковь (КПРФ — преемница ВКП (б)-КПСС). Так и сторонник либеральных ценностей не может быть настоящим христианином. Потому что в христианстве человеческая свобода достаточно жестко ограничена. Ведь христианская свобода — не многовариантность поведения, но свобода выбора между добром и злом, причем не по своему разумению, а по критериям, установленным Богом.
Когда речь идет о преступности, наркомании или хулиганстве, ни у кого не возникает сомнения, что государство обязано ограждать нас от этого зла, наказывать преступников. Почему же мы сомневаемся в праве государства пресекать действия хулиганов от культуры? Если человек матерится на улице в адрес прохожих, пишет матом на заборах — его арестовывают и наказывают. А если тысячными тиражами распространять мат в книгах и на полотнах, он почему-то перестает быть матом и становится «произведением искусства»? Маргиналами от культуры, из которых либералами в 90-е годы были сделаны «художники» и «писатели», сознательно навязывается обществу подмена понятий с единственной целью — чтобы они могли безбедно существовать. В 1990-е годы государство не вмешивалось, в результате маргиналы под названием «постмодернисты», «нонконформисты», «радикальные художники», «жесткие писатели» захватили все площадки. Они выставлялись в Манеже, пролезли в Третьяковку, ставились в Большом театре. Государство обязано защищать интересы созидательной, положительной, духовной культуры, а не разрушительной и агрессивной. Именно с этой позиции выступал недавно министр культуры Соколов, пытаясь помешать в очередной раз опозорить страну под видом «выставки „соцарта“» в Париже. Он выступал именно с позиций государственного чиновника, отстаивающего не собственные вкусы, а интересы государства.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=44§ion=9999&article=758