Русская линия
Столетие.Ru Андрей Борисов27.11.2007 

Воспитание чувств — дело государственное

Владимир Путин на недавней встрече с иерархами Русской православной церкви определенно высказался за преподавание основ религии в российских школах. Такое решение президента — реакция на процесс заметной дегуманизации общества.

Стоит только вдуматься в результаты исследования, проведенного Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания в школах Москвы и Подмосковья: для учащихся не являются значимой нравственной ценностью такие понятия, как самоотверженность (49%), великодушие и благодарность (45%), чувство долга (23%), миролюбие и ответственность (20%), послушание (28%).

Как говорится, приехали! Что же происходит в семье, школе и обществе в целом, если почти половина наших детей отвергает вечные ценности жизни своих предков? Данные, характеризующие несоответствие нравственных ориентиров современных российских подростков традиционным для российской ментальности установкам, говорят только об одном, — о серьезном разрушении менталитета народа.

Особенно вольготно либеральные реформаторы чувствовали себя в школе.

Во-первых, нарушена традиция двуединства процесса обучения и воспитания, — последнее объявлялось ничтожной функцией школы и классным руководителям какое-то время даже не оплачивалось классное руководство. Во-вторых, из содержания образования безжалостно выбрасывалось все, что могло напоминать о национальных традициях, героической истории и великой культуре Отечества. В-третьих, массу школ наводнили различного рода проповедники, оккультисты и сектанты, которые, рассовывая по карманам полунищих директоров пачки долларов, насаждали мракобесие среди подростков. Более того, многие секты и «религиозные общества» пытались создать еще и свои учебные заведения. Заметим: во многих сектах одним из основных постулатов, вбиваемых в головы адептам, было отчуждение подрастающего поколения от семьи, общества и государства.

В сочетании с той войной, которая системно и целенаправленно велась против традиционных морально-нравственных ценностей народа с телеэкранов, сектантам удалось почти тотально «запошлить» сознание огромного числа молодежи.

В итоге в стране возник глубокий духовно-нравственный кризис, и, судя по итогам недавних встреч В.В. Путина с иерархами православной церкви, руководителями российских мусульман и иудеев, государство сегодня осознало, что с этим кризисом нужно немедленно, уже сегодня, бороться всем миром. Завтра может быть поздно, поскольку его проявления могут только усугубиться в условиях грядущего демографического дисбаланса. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики к 2016 году коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), возрастет по сравнению с 2005 годом на 20% и составит 709 человек.

Воспитание нравственных качеств — очень непростая задача. Современная информационная среда и, все больше, среда образовательная, ориентируют молодого человека не на служение обществу и проявление заботы о ближнем, а на заботу о себе, создание пространства личной и профессиональной успешности.

Причем, представление об успешности отнюдь не связывается в подростковом сознании с понятиями долга, ответственности и добросовестности.

Вот почему необходимы срочные меры по переустройству всего образовательного, информационного и культурного пространства в стране. Как говорится, процесс уже пошел.

Например, сегодня только в Центральном Федеральном округе, в одиннадцати областях сформированы межведомственные советы, занявшиеся координацией деятельности всех государственных и общественных организаций в сфере гражданского и патриотического воспитания.

Опыт их работы только подтверждает необходимость продуманного и целенаправленного выстраивания системы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающих россиян на основе базовых для отечественной культуры ценностей: служения, жертвенности, соборности, совестливости.
Огромную помощь повсеместно оказывает и Русская православная церковь, которая совместно с педагогами участвует во многих региональных целевых программах духовно-нравственного воспитания школьников. По просьбе учителей епархии помогают в организации факультативных курсов по изучению основ православной культуры. Поразительно, как широко идея изучения этого предмета подхвачена родителями школьников!

Так, в Белгородской области восемь лет этот курс изучался на добровольной основе во всех школах области в рамках факультатива, а в 2006 году в образовательных учреждениях области были проведены родительские собрания.

И родители попросили перевести курс православной культуры из факультативного курса в полноценный предмет за счет часов, отпускаемых на так называемый региональный компонент образования.

При этом право свободного посещения детьми уроков православной культуры не нарушается. Изъявили желание его изучать 134 762 учащихся школ Белгородской области, отказались от посещений курса по заявлению родителей всего 66 детей.

Изучение в школе основ религии поддерживается сегодня не только Русской православной церковью. Руководство католической общины России приветствовало идею преподавания основ православия в средних школах страны.

— Католическая церковь всегда поддерживала и поддерживает воспитательную составляющую любого образования, — заявил генеральный секретарь Конференции католических епископов в России священник Игорь Ковалевский.

Он также высказал мнение по поводу нашумевшего письма десяти академиков РАН, авторы которого обвинили церковь в попытке «клерикализации» общества. По его мнению, это «частное мнение отдельных граждан, а не науки как таковой». Остаются же светскими такие современные европейские государства, как Дания или Норвегия, с официальным статусом в них Лютеранской церкви, или Греция, где статус господствующей религии принадлежит Православной церкви и где в школах преподается православное вероучение.

Ректор Московского исламского университета Марат Муртазин на днях опять подтвердил позицию Совета муфтиев России, которая заключается в том, что в школе необходимо преподавать знания обо всех традиционных религиях на факультативной основе.

Различные курсы православной культуры по стране ориентировочно проходят 500−600 тысяч учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, курсы исламской культуры — 150−200 тысяч школьников, курсы по истории и культуре иудаизма — 10 тысяч, буддизма — 10 тысяч, традиционных религий малочисленных народов Севера — также 10 тысяч учащихся. Кроме того, курсы философско-религиоведческого содержания посещают еще 50 тысяч школьников. Итого по России — 700−800 тысяч детей и подростков уже приобщены к изучению основ религий.

После всего сказанного хотелось бы надеяться, что следующее исследование социологов покажет, что нравственных, великодушных, ответственных перед собой и окружающими в молодежной среде станет больше. Речь-то идет о безопасности страны.

http://stoletie.ru/russkiiy_proekt/vospitanie_chuvstv__delo_gosudarstvennoe.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru