Пресс-служба Псковской епархии | 24.11.2007 |
С запада к четверику примыкает притвор, построенный в одно время и за одну связь с четвериком. Оконные проемы четверика декорированы нарядными кирпичными наличниками, состоящими из полукруглых и граненых полуколонн с керамическими изразцами. Перекрытие и кровля южного придела обрушились, ее апсида и стены разрушаются. Материал памятника известняковая плита с кирпичными декоративными наличниками оконных проемов четверика.
Церковь свв. Мины, Виктора и Викентия упоминается в Писцовой книге конца XVI века и в Псковских летописях в начале XVII века в Смутное время в связи с нападениями неприятеля на земли, расположенные на берегу Великой.
В 1763 году село и церковь значатся приписными к псковскому архиерейскому дому, и к этому времени относится первое, известное нам, описание церкви и архиерейских строений в Кусве. Церковь описывается каменной с одним престолом. В конце XVIII века церковь была в хорошем состоянии, и только к середине XIX века отмечается необходимость ее незначительного ремонта.
С 1870 года и вплоть до начала XX века проводятся перестройки церкви, существенно изменившие ее первоначальный вид. В клировой ведомости церкви за 1892 год имеется ссылка, позволяющая датировать памятник не позднее 1680 годом.
Церковь в Кусве была построена тогда, когда псковская школа зодчества пришла к упадку. Начался период поиска иных форм и строительных приемов. Здесь впервые зодчие применили кирпич в декоре фасадов: богатые наличники на окнах, граненый декоративный барабан, барочная глава. Как считают специалисты, этот тип храмов не имеет аналогов не только на Псковской земле, но и в древнерусском зодчестве.
Святые мученики Мина, Виктор и Викентий пострадали во II — IY столетии во время жестоких гонений христиан Римской империи.
Великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана. Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве.
Однажды, в разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город Пирр, раздался обличающий голос Мины, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году.
Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.
Святой мученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа, и также, как и святой Мина, отказался принести жертву богам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина римским богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым, его обезглавили в Дамаске во II веке, там он и был погребен.
Святой мученик Викентий (304 г.) с детства был учеником мудрого пастыря, епископа города Августополя (ныне Сарагосса, Испания), блаженного Валерия. Когда исполнилось время совершеннолетия, добродетельный, образованный и красноречивый Викентий был рукоположен епископом Валерием в диаконы.
Так как сам епископ был косноязычным, то он благословил проповедовать Слово Божие и в храме, и в народе своему диакону, прекрасному оратору. Когда по приказанию Диоклетиана в Испании начались гонения на христиан, скованных старца и его ученика, воины-всадники повлекли за собой из Августополя в Валенсию и избитых, измученных бросили в темницу, где им не давали ни пищи, ни воды.
Первым допросу подвергли епископа, старец говорил тихо, косноязычно, казалось, неуверенно. Тогда вперед вышел святой Викентий и произнес перед судьями и собравшимся народом самую прекрасную проповедь в своей жизни, исповедуя и прославляя Бога. Отправив епископа назад в темницу, гонитель приказал мучить святого диакона.
Многие пытки прошел мученик, его били распятого на кресте, и жгли раскаленными прутьями. Когда он сорвался с креста, то сам с радостью взошел на него, прося палачей вновь пригвоздить себя, чтобы испытать крестные муки Спасителя.
После пыток мученика бросили в темницу, а наутро святого предали сожжению.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3398