Русская линия
НГ-Религии Павел Круг23.11.2007 

Разжигание межцерковного диалога
Румынский Патриархат не отказывается от создания новых епархий в Бессарабии

Румынская Православная Церковь (РумПЦ) объявила о своем решении создать три новых епархии на территории Молдавии и Приднестровья (в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах) 24 октября. Спустя две недели руководство Русской Православной Церкви (РПЦ) обратилось к Румынскому Патриархату с просьбой отменить это решение. В ответ Синод РумПЦ заявил, что готов к диалогу с Московским Патриархатом по поводу «бессарабских епархий». Казалось, Бухарест в чем-то готов пойти навстречу Москве. В российских СМИ заговорили о том, что Румынский Патриархат может приостановить процесс создания новых епархий до консультаций с РПЦ.

Однако 15 ноября пресс-секретарь РумПЦ священник Константин Стойка назвал слухи об уступках с румынской стороны «спекуляцией». Более того, выяснилось, что три епархии, вокруг которых разгорелась настоящая церковная война, «были воссозданы Бессарабской митрополией еще более года назад». В нынешнем году Румынский Патриархат лишь подтвердил это решение. Бессарабская митрополия — церковная структура в составе РумПЦ, каноничность которой в Московском Патриархате не признают. Впрочем, в Бухаресте на это обращают мало внимания. Для румын главное, что Бессарабская митрополия (наравне с Кишиневской митрополией РПЦ) официально признана молдавскими властями. Непонятно, что нового в этой патовой ситуации может дать диалог между двумя православными Патриархатами.

Вопросов в проблеме «бессарабского раскола» больше, чем ответов. Когда Румынская Церковь собирается направить епископов в новые епархии? Вряд ли их ждет теплый прием со стороны молдавского духовенства! Еще труднее представить, как румынский епископ может обосноваться в Дубоссарах — городе, который находится на территории непризнанного мировым сообществом Приднестровья.

В Кишиневе, как и в Тирасполе, «расширение на Восток», объявленное главой Бессарабской митрополии РумПЦ епископом Петром (Пэдурару), восприняли в штыки. Президент Молдавии Владимир Воронин в церковно-каноническом конфликте недвусмысленно поддержал Московский Патриархат. «Последнее вмешательство Румынской Православной Церкви является актом агрессии против верующих Республики Молдова и против нашей Православной Церкви», — заявил Воронин. В пророссийской Социалистической партии Молдовы пошли дальше и предложили вообще отменить регистрацию Бессарабской митрополии в республике, которую она получила пять лет назад. Молдавские СМИ уже назвали это предложение фактической высылкой всех румынских священников из республики.

С другой стороны, в прорумынской Христианско-демократической народной партии Молдовы поддерживают решение РумПЦ создать новые епархии в Бессарабии. Представитель молдавских христианских демократов Влад Кубряков был даже включен в состав румынской делегации, которая должна была 19 ноября прибыть в Москву. Этот визит планировался заранее, но был сорван из-за «бессарабского скандала» (см. «НГР» от 07.11.07). Переговоры между представителями Румынского и Московского Патриархатов откроются в Болгарии в Троянском монастыре 22 ноября. В состав русской делегации вошли сотрудники Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк (Головков) и протоиерей Николай Балашов.

В Московском Патриархате всячески подчеркивают, что создание новых епархий РумПЦ касается не только интересов Кишинева, но и Киева. Ведь территория исторической Бессарабии включает в себя и часть украинского Причерноморья. В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) не признали учреждение «бессарабских епархий». Недовольство вызвал тот факт, что в юрисдикцию епископа Южной Бессарабии, для которого Румынский Патриархат создал кафедру в Кантемире, попали украинские города Измаил и Белгород-Днестровский, находящиеся в юрисдикции епископа Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). Кроме того, новообразованная Бельцкая епархия Румынской Церкви частично совпадает с территорией Черновицкой епархии УПЦ МП на Буковине.

В конце октября Кишинев посетил митрополит Белоцерковский и Богуславский Митрофан (Юрчук). Он выступил против действий РумПЦ и принял участие в экстренном Соборе молдавского духовенства. 14 ноября Синод УПЦ МП также осудил действия Румынского Патриархата, заявив, что они «создают условия для роста сепаратизма на Буковине и в Одесской области». Любопытно, что незадолго до этого президент Украины Виктор Ющенко встречался с президентом Румынии Траяном Бэсеску. О церковном конфликте главы государств не сказали ни слова. Возможно, это объясняется тем, что Украина в отличие от Молдавии и России не может похвастаться успехами на пути к симфонии светских и духовных властей.

Церковная политика всегда подпитывается историческими (или квазиисторическими) аргументами. В Москве указывают на то, что Кишиневская и Хотинская митрополия в составе Русской Церкви была учреждена еще в 1813 году. Тогда независимой Румынской Церкви вообще не существовало, а православные румыны подчинялись напрямую Константинопольскому Патриарху. В Бухаресте объясняют свое решение тем, что Бессарабская митрополия входила в состав Румынского Патриархата в 1918—1940 годах. В годы Второй мировой войны она была воссоздана, более того — на оккупированной румынскими войсками территории Советского Союза действовала румынская православная миссия, которая распространяла свою деятельность далеко за пределы Бессарабии. После Второй мировой войны РумПЦ признала Молдавию «канонической территорией» Московского Патриархата. Однако в 1992 году Бессарабская митрополия была возрождена, а спустя 10 лет признана молдавскими властями (это случилось вследствие европейского зигзага в политике президента Воронина). В этом году Румыния вступила в Европейский союз, Румынскую Церковь возглавил молодой и энергичный Патриарх Даниил — все это не могло не способствовать подъему национального духа румын. В Москве приветствовали и вступление Румынии в ЕС, и избрание Патриарха Даниила. Однако первый же шаг нового Патриарха был направлен против РПЦ. При этом расширение Бессарабской митрополии в этом году в Румынском Патриархате объясняют «требованиями румынских православных верующих».

Пока разгоралась церковно-каноническая битва за Бессарабию, молдавский историк Олесь Стан выступил со смелой идеей создания автокефальной Молдавской Православной Церкви. «Независимая и самостоятельная Молдавская Православная Церковь, если таковая состоится, сможет стать мощным консолидирующим институтом для молдавской нации, который защитит духовную сферу нашего народа от притязаний как Румынии, так и России», — заявил Стан 8 ноября. Выход из ситуации не самый лучший: осуществление идеи автокефалии чревато новыми расколами. Достаточно взглянуть на соседнюю Украину, где существуют три Православные Церкви, не признающие друг друга. Но молдавского историка можно понять. Ситуация в Молдавии очень напоминает перетягивание каната между двумя великанами, причем в роли каната выступает целая страна. Геополитические игры вообще плохо сказываются на церковной жизни. Хотя часто создается впечатление, что именно из них эта жизнь и состоит.

http://religion.ng.ru/problems/2007−11−21/4_dialog.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru