Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии21.11.2007 

21 ноября в Русской Православной Церкви совершается большое празднество
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных

Начинается праздник прославления Архистратига Михаила и всех безплотных Сил Небесных со Всенощной, которую будет служить Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий в псковском храме Архангелов Михаила и Гавриила в пять часов вечера. Православная Церковь празднует Собор всех девяти Чинов Ангельских 8 ноября (21), в этот день Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать Божественную литургию и праздничный молебен по традиции в Михайловском Соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Это празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

В древности, до календарной реформы Юлия Цезаря, ноябрь был девятым месяцем года, и Собор Архистратига Михаила праздновался в девятый месяц, восьмой день ноября, что сообразуется со временем Второго пришествия Господа, когда все девять Чинов Ангельских соберутся на Страшный суд Господень, который состоится в «день Восьмой» — «и придет Сын Человеческий во Славе Отца и Ангелами Своими судить».

Как говорит Священное Писание, мир духовный состоит не только из душ человеческих, он включает в себя безчисленное множество святых безплотных сил: Ангелов и Архангелов. Ангельское воинство, Небесные Силы безплотные — это тот сонм невидимых духов, служителей Божиих, которые прославляют Бога. Земному человеку трудно говорить о небесном и трудно понимать его. Полное учение об Ангелах оставили нам учители Церкви: святые Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие духовные писатели. Все высшие Небесные Силы в Святой Церкви называются Ангелами, и словом Ангел обозначаются не существа, а служения.

Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» Он воевода Сил Небесных, борец с дьяволом, путеводитель душ по мытарствам.

Церковь особенно чтит Архангелов, их святые имена: Михаил — Кто как Бог, Гавриил — крепость Божия, Рафаил — исцеление Божие, Уриил — свет Божий, Селафиил — молитва к Богу, Иегудиил — славящий Бога, Варахиил — Богом благословенный, и Иеремиил — возвышение к Богу. На Небе существует иерархия Ангельского воинства: есть девять Чинов Ангельских. К высшей иерархии относятся шестикрылые Серафимы, многоликие Херувимы и Богоносные Престолы, к средней — Господства, Силы и Власти; к низшей — Начала, Архангелы и Ангелы.

Мир Ангелов был создан до творения мира видимого: «В начале Бог сотворил небо и землю», говорится в Книге Бытие. Сотворение Неба и есть указание на сотворение Ангельского мира. Поначалу все Ангелы были добрыми, а потом часть ангелов восстала на Бога, и образовался мир злых ангелов, которые стали аггелами. Возглавил ангелов, низвергнутых с Неба Архистратигом Михаилом, люцифер (светоносный), который был прельщен самомнением о своем совершенстве и красоте, в гордыне объявил войну Богу. Тогда Архистратиг Михаил явился защитником величия и славы Божией, собрав все воинство Ангельское и Чины, он сказал: «Кто яко Бог», то есть кто равен Богу? Архистратиг Михаил восстал за Имя Творца Своего в тот момент, когда третья часть ангелов вместе с денницей (люцифером) перестала хвалить Имя Создателя.

Учение об Ангелах является достоверным свидетельством Церкви, и единогласно подтверждено на Вселенских Соборах. Церковь в своем Богослужении и молитвах всегда напоминает нам о тесном союзе Ангелов с людьми. Ангелы-хранители в иерархии ниже всех других Ангелов и всех ближе к людям. Они возвещают намерения Божия, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей, он попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил — на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил — держит в руке весы.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород». По церковному преданию Великий Новгород был спасен от агарян — татар предстательством Архистратига Михаила. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига Михаила. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему.

Два Архангела тесно связаны друг с другом и с Господом: Архангел Михаил и Архангел Гавриил, благовествующий. В Пскове, в центре города — Городце, в 1377 году псковичи построили каменный храм, и ныне храм Архангелов Михаила и Гавриила, что на площади Ленина, является единственным каменным храмом XIV века в городе. Есть храмы, посвященные Архистратигу Михаилу, в городе Дно, селе Мельницы, Печерах и т. д.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3394


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика