Русская линия
Православие и современностьПротоиерей Александр Авдюгин21.11.2007 

Злодеи наши

Мой первый злодей — лень,
другой злодей — язык,
а третий злодей — соблазн.

Очень часто приходится говорить и писать о нашем умении находить виноватых вокруг себя и о полном забвении евангельского совета: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3).

Что же это за бревна такие, которые видеть не мешают, а вот жить спокойно не дают? Почему у соседа, или напарника, или коллеги и денег больше, и дом — чаша полная, и дети умницы? А у себя, куда взгляд не кинь — всюду клин. И самое удивительное — жалуются все: и те, кто, по мнению других, живут припеваючи, и те, кто, по собственному разумению, обойдены и проигнорированы. Но не может же быть такого, чтобы всех и вся обходили милости Божии, и на всех нас лежала печать постоянной нужды и искушений.

Два недавно случившихся со мной события кое-что прояснили.

Сломался у меня компьютер. Вечером работал, а утром, когда я решил забрать пришедшую электронную почту, «хмыкнул» пару раз что-то про себя, а включаться не захотел. Повез я его в ремонт, печально рассуждая: как же быть? На «выходе» церковный многостраничный «Светилен», Пасхальные поздравления необходимо закончить, да и еще масса дел неотложных, которые, начатые и завершенные, лежали в памяти машины, так меня подведшей в столь напряженный момент.

В тот же день должен был ехать на приход: попросили окрестить ребенка.

В церкви, кроме молодых родителей, восприемников и дитяти, была еще одна женщина, наша недавняя прихожанка. «Ну вот, — подумалось мне, — искушения продолжаются».

Дело в том, что много горечи и хлопот приносила с собой эта дама. Озлобленность на мир, на всех и вся, была, как мне казалось, в ней патологическая. Ее исповедь или просто разговор звучали как обвинительный акт. Доставалось всем, но больше всего, естественно, непутевому мужу и непослушным детям. Когда же я пытался сказать, что следует искать причину и в себе, то в ответ получал хлесткие обвинения в своей предвзятости и нечуткости. В конце концов, уговорил я ее поехать к более опытному, чем я, многогрешный, старцу духовнику, хотя уверенности в том, что поездка состоится или что-либо изменит, у меня не было.

После крестин и состоялся наш разговор.

Передо мной был иной человек: спокойствие, рассудительность, какая-то полнота в мыслях, не бегающий и изменяющийся, а ясный и умиротворенный взгляд.

— Батюшка, я пришла поблагодарить вас. Слава Богу, у нас все наладилось, да и я успокоилась.

— Что же сделал-то с вами отец N, что вы преображенная ныне и видом, и словами?

— Да я монаху-то все рассказала, целый час говорила, он молча слушал. Потом положил мне руки на голову и молитвы читал.

— И все?

— Нет. Дал мне коробочек запечатанный и ленточкой заклеенный и сказал, чтобы я ехала домой. Еще он благословил, чтобы я, как приеду, в хате побелила, покрасила подоконники, сыновьям и мужу купила по рубашке, а доченьке платьице, а потом мы должны были вместе сесть за стол с обедом, «Отче наш» прочитать и коробочек этот открыть.

— Ну, а дальше? — Меня уже начало одолевать любопытство.

— Я два дня колотилась, к субботе как раз управилась, ну и сели мы за стол. Открыл муж коробочку, а там пять красненьких, с орнаментом деревянных пасхальных яичек. Посмотрела я на них, а потом на мужа и детей — и такие они все радостные, да чистенькие, да светленькие — и… расплакалась. А в доме тоже хорошо — уютно и все беленькое. И родное все, родное.

Теперь я видел совершенно другого человека. И внешность вроде бы та же, и голос тот же, а человек — другой.

Порадовался я молитве монашеской, уму и прозорливости старца и поехал домой. По дороге зашел за компьютером.

— Отремонтировали? Наверное, что-то серьезное? Ждать придется? — с порога начал вопрошать мастеров, как бы заранее подготавливая себя к неизбежности долгого ожидания и непредвиденных растрат.

— Сделали, отец Александр, сделали, — успокоили меня и, видя мою радостную физиономию, добавили:

— Отец Александр, вот мы смотрим — и такая на вас рубашка нарядная, да красивая, да чистая.

«Ну вот, — подумалось, — опять пятно посадил или в краску где-то влез».

Огляделся. Да нет, вроде и не порвано, и не выпачкано. Вопросительно взглянул на улыбающихся компьютерных спецов.

— Да вот, вы, батюшка, и чистый, и глаженный, а в компьютере, под кожухом, пыли-грязи было столько, что и работать-то ему невмоготу стало. Чистить хоть иногда же надо пылесосиком. Сами, небось, каждый день моетесь…

Тут мне стало стыдно. Чуть же позже сопоставил эти два случая, и стало понятно: не вокруг тебя грязь да нечисть, а в тебе самом, внутри она гнездится. Вот о каком «бревне» Господь говорил.

Внедрится какой-нибудь соблазн греховный в душу нашу, оккупирует сердце, приживется там и начинает диктовать нам свои условия, лень духовную прививая да на язык слова оправдательные посылая, — и пошла жизнь наперекосяк. Зло на зло набегает да страстью питается. Но выход-то есть, хотя и не такой легкий, как покажется на первый взгляд. А надо взять да и выгнать безжалостно из души своей незваного гостя — тот самый грех-соблазн. Уборку сделать надо прежде всего внутри, да, впрочем, и вокруг себя. К чистому чистое приложится, а грязное всегда грязь найдет, как та свинья знаменитая…

«Поверни зрачки свои внутрь себя, — советуют многомудрые старцы и добавляют: — причина бед твоих в сердце твоем».

Протоиерей Александр Авдюгин родился в 1954 году в Ростове-на-Дону, после армии окончил институт, получив диплом инженера по горной автоматике, работал на телезаводе, затем на шахте. Поездка в Оптину пустынь в конце 80-х решила его дальнейший путь. Рукоположен в сан иерея в 1990 году, в том же году получил послушание настоятеля Святодуховского храма в с. Ребриково Луганской области. А с 2005 году стал настоятелем и храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области, построенном в честь погибших шахтеров. Ныне отец Алекснадр является главным редактором ежемесячной православной региональной газеты «Светилен» и одноименного сайта. Участвует в еженедельной телепередаче «Светилен». Ряд его статей и «непридуманных» рассказов о людях и жизни прихода опубликованы в городской и областной прессе. Работы отца Александра можно увидеть сегодня на многих православных сайтах и форумах Рунета. В издательстве Саратовской епархии готовится к изданию книга отца Алекcандра.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4412&Itemid=115


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru