Русская линия
Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеДиакон Павел Бубнов21.11.2007 

М. В. Ломоносов как духовный писатель

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи…
М.В. Ломоносов
«Утреннее размышление о величии Божием»

В российской истории найдётся немного людей, которых можно было бы поставить в один ряд с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Его вклад в дело просвещения России огромен и неоценим. Жизнь Ломоносова без преувеличения можно назвать подвигом, а его самого — подвижником русской культуры. В.Г. Белинский отмечал: «Много сведений, опытности, труда и времени нужно для достойной оценки такого человека, каков был Ломоносов». Порой кажется, что это под силу лишь истинным мастерам слова: «…Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов объял все области просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник», — так охарактеризовал этого великого мужа А.С. Пушкин.

В этом исследовании мы попытаемся обратиться исключительно к духовной, религиозной тематике литературного творчества М.В. Ломоносова.

Его жизнь вызывала интерес и удивление у многих поколений.

Михайло Ломоносов родился около 1712 года в деревне Денисовка Куроостровской волости, что в нескольких верстах от Холмогор. Там он научился читать и был лучшим чтецом в приходской церкви, вызывая этим зависть сверстников. Ему в руки попадаются «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого. Эти книги сам М.В. впоследствии называл «вратами моей учёности».

Известно, что в тринадцатилетнем возрасте он примкнул к раскольника-беспоповцам, но не пробыл с ними более года.

В 1731 году он оказывается, преодолев трудности далёкого зимнего путешествия, в Москве, где, назвавшись сыном священника, поступает в Славяно-греко-латинскую Академию. Здесь он очень быстро проходит учебный курс, показывая большую способность к учению. Побывав в Киеве и Петербурге, он едет, по направлению Академии Наук, в Германию, где изучает химию, металлургию и другие интересующие его науки. Побывав прусским гренадёром, женившись, он в 1741 году возвращается в Петербург, где назначается адьюнктом физического класса, позднее — профессором химии, затем — академиком.

Научная деятельность Ломоносова шла на фоне постоянной борьбы с учёными-немцами, с одной стороны и с врагами просвещения вообще с другой.

В 1760 году он так описывал свою жизнь:
Стараться о добре, коль дозволяет мочь,
День в пользу провождать и без покоя ночь,
И слышать о себе недоброхотны речи —
Не легче, как стоять против кровавой сечи.

В 1755 году Ломоносов основывает Московский Университет, ныне носящий его имя, и пишет первый российский университетский Устав.

Скончался М.В. Ломоносов 4 апреля 1765 года, на второй день после Пасхи и был похоронен в Александро-Невской Лавре.

Значение Ломоносова в русской литературе ХVIII века выразилось не в отдельных сочинениях, не в их внутреннем содержании, а в их языке. Н.В. Гоголь назвал Ломоносова «господином и законодателем языка». Пушкин видел литературную заслугу великого гения в том, что он «первый… открывает нам истинные источники нашего поэтического языка». И главным из этих источников он убедительно считает язык церковного русского богослужения, язык церковно-славянских богослужебных книг.

Размышляя о настоящем и прошлом российского языка в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», Михаил Ломоносов излагает знаменитую теорию трёх стилей. Он различает три рода речений русского языка в сравнении со славянским: Есть слова, употребляемые в обоих языках: Бог, рука, почитаю. Есть слова в славянском языке вразумительные, но мало употребляемые: отверзаю, Господень, насажденный. Есть в разговорной речи слова, которых нет в славянском языке: говорю, ручей, который. Отдельно стоят, с одной стороны «обветшавшие» церковно-славянские слова — обаваю, рясны, овогда, — с другой — простонародные, а среди них «презренные», «которые для подлых комедий только и годны». Отсюда он выводит три стиля:

высокий — употребляется там, где нужно «важное великолепие»; здесь пригодны два первых рода речений;

посредственный, где требуется «обыкновенное человеческое слово» (третий и первый роды);

низкий — для комедий, дружеских писем, песен (третий род, первый и простонародные слова.

Своими литературными произведениями Ломоносов, как никто другой до него, показал всё величие и красоту именно русского языка. И в этом его главная литературная заслуга.

Духовная тематика не была доминантой литературного творчества Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящён именно богословским, религиозным вопросам. Сюда относятся:

«Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»;

«Утреннее размышление о Божием величестве»;

ода, выбранная из Иова, гл. 39−41;

стихотворные переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 116, 143, 145.

Все вышеперечисленные произведения содержатся в «Сборнике Нивы», N4 за 1893 год, а также большая часть в сборнике «М.В. Ломоносов. Г. Р. Державин. Избранное» (М., 1984).

«Вечернее…» и «Утреннее…» размышления о величестве Божием представляют из себя возвышенное славословие Творца при наблюдении природы. Из созерцания красоты и целесообразности тварного мира Ломоносов выражает телеологический взгляд на природу. Особенно ценно это исповедание в устах учёного-естествоиспытателя, каким был Ломоносов, проникнувший во все области науки. Здесь, несомненно, с одной стороны, тесная связь его с Церковью в достуденческий период его жизни, с другой стороны — Влияние Вольфа, марбургского учителя Ломоносова, который (Вольф) был ярким выразителем телеологических взглядов.

Замечание о важности понимания природы как естественного откровения содержится и в других, научно-публицистических заметках и письмах Ломоносова. «И вы, — пишет Ломоносов, — удостоенные взирать в книгу непоколебимых естественных законов, возведите ум ваш к Строителю оных и с крайним благоговением Его благодарите, открывшего вам театр премудрых дел своих; и чем больше оныя постигаете, тем вящще со страхом Его превозносите».

Устройством мира не заканчивается дело Творца. Он непрестанно промышляет о Своём творении. В советской атеистической критической литературе нередко можно встретить мнение, что Ломоносов в своём мировоззрении был деистом, то есть, отрицал промышление Божие о мире. Такое утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Так, в письме к Шувалову (фавориту Елизаветы Петровны, своему покровителю), он отмечает, что Бог «в жизнь» был ему защитник и никогда не оставлял без ответа его слезных молений. В другом письме Ломоносов выражает мысль, что Бог постоянно наблюдает за жизнью человека, и если эта жизнь не соответствует тем дарованиям, которыми наделён человек, Он так или иначе его наказывает. «Я бы охотно молчал, — оправдывает Ломоносов свою борьбу с противниками просвещения, — да боюсь наказания от правосудия и всемогущего Промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже».

Особенно ярко Ломоносов выражает идею Бога-Промыслителя в стихотворных переложениях псалмов. Так, в переложении 145 псалма, который сам по себе является гимном Промыслителю мира, автор восклицает:

Блажен тот, кто себя вручает
Всевышнему во всех делах,
И токмо в помощь призывает
Живущаго на небесах.

Показательно и переложение 103-го псалма, который, повествую о творении мира, воспевает и промыслительные действия Творца.

Находясь с детства в атмосфере церковного богослужения, читая, слушая и осмысляя богослужебные тексты, Ломоносов глубоко проникся их внутренним содержанием — богословием, и внешней красотой — церковным языком, что и отразилось в этих, всецело духовных, поэтических произведениях.

В одах на восшествие на престол различных российских правителей, М.В. останавливается на богоустановленности царской власти. При этом совершенно исключительно он относится к Петру I. Он для Ломоносова — бог земной, образ Вышнего, представитель на земле божественного правосудия. Однако он далёк от признания за правителем фактического права на безапелляционный суд, произвол, что можно встретить в понимании царской власти Иоанном Грозным. Не имеет он ничего общего и со спекулятивными рассуждениями о Помазаннике Феофана Прокоповича. Он предъявляет жёсткие обязанности царя: суд правый и нелицеприятный, неуклонное исполнение закона, уважение в своих подданных человеческого достоинства, исправление их пороков «ученьем, милостью трудом», призрение сирот и вдов, с правосудием благость и щедрость, но главным образом, — твёрдая вера в Бога и вообще благочестие, эта добродетель «любезная Богу, любезная человекам, крепкое утверждение государств, красота венцов царских, непостыдная надежда во брани, неразрывное соединение человеческого общества».

Ломоносов исповедует непрестанное Божественное промышление и о России и её правителях, усматривает этот Промысел во всех событиях русской истории.

Продолжая мысль о религиозной значимости природы и истории, Ломоносов отмечает, что не все духовные истины доступны посредством естественного откровения, но изложены в Священном Писании. Поэтому «Создатель и дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир… Вторая книга — священное писание». В произведении «Явление Венеры» Ломонносов даёт прекрасное понимание взаимных отношений богословия и науки: «В пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложение видимого мира сего, физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители». Не случайно указанное произведение отсутствует в большинстве советских изданий трудов нашего великого предка, обладавшего глубокой верой. Несомненно, что в общедоступных изданиях текстов Ломоносова многие его произведения с религиозным содержанием были изъяты. Но они есть, и это ещё раз подчёркивает важность религиозного мировоззрения для любого учёного, действительно хотящего познать мир.

Интересны и некоторые мысли М.В. Ломоносова об устройстве Церкви и о нравственности.

Так, он считал неполезным для народа и его умножения запрещение четвёртого и пятого браков, в том числе и для духовенства. Он осуждает браки между неравными по возрасту, широко распространённые в то время.

Он живописно обличает необузданность народа в заговениях и разговениях, осуждает крайности поста, понимая, что главнейшее содержание поста — это чистая совесть и воздержание от излишества, доброе житие, милосердие. Праздник для него — это радость, благодушное настроение и делание добрых дел.

Достаточно много говорит Михаил Васильевич и о пастырстве. Говоря об образовании пастыря, он подчёркивает, что изучением богословия не должна ограничиваться подготовка тех, которые должны стать религиозными вождями народа. Они должны быть знакомы с естественными науками, чтобы через откровение тайн природы возвышать религиозный дух пасомых. На примере великих отцов Церкви, Ломоносов доказывает, что пастырь должен знать всё то, что так или иначе может служить к назиданию верующих. На возражения тех, кто указывает на дикость народа, с которым пастырю приходится иметь дело и происходящую отсюда мнимую ненужность внешнего образования, он отвечает: «Потому-то пастырю и нужно быть всесторонне образованным, что он идёт к народу необразованному, где должен встретиться со множеством самых скверных и вредоносных во всех отношениях обычаев, где масса самых грубых поверьев, где, наконец, религия… не нравственный союз Бога с человеком… а лишь масса обрядов, которые необходимо исполнять…Только путём более глубокого и практического образования возможна борьба с невежеством и суеверием массы. Не будь этого образования, пастырь не только не в состоянии будет что-нибудь сделать для возвышения народной жизни; но окунувшись в эту жизнь или сам сделается её членом, таким же суеверным, как и все прочие, или же — что ещё хуже, — отложив весь стыд, сделается „казнодеем“, все свои силы обратит на служение Мамоне». Нравственное поведение пастыря есть пример для паствы.

Говоря о монашестве, он признаёт его ценность, однако в позднейшем современном ему монашестве видит лишь гнусную профанацию святыни, «чёрным платьем прикрытое блудодеяние и содомство». Такое монашество противно Ломоносову и он его полностью отвергает.

Указав на недостатки он предлагает средства к их устранению:

1. не постригать молодых вдовцов, и или же позволить им вступить во второй брак, или разрешить, сняв сан, жить мирскими лицами;

2. не постригать мужчин раньше 50, женщин — раньше 45 лет, т. е., пока не улягутся бурные волнения молодости.

Жизнь Михаила Ломоносова была скорбной и многотрудной, и как христианин, он выразил слово отношение к обстоятельствам жизни вообще: «Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать. Жизнь для него — смесь добра и зла в мире нравственном, бед в мире физическом. И если человек доверится лишь своим силам — неизбежно впадёт в отчаяние о своей судьбе. Но Бог — «всё на пользу нашу строит». Исходя из всего этого, цель земной жизни — постоянное стремление к Богу, проявляющееся в личной добродетели и в участии в жизни общества, стремясь направить её ко благу, бороться за добро, даже до смерти, имея пред собой Священное Писание, в частности псалмы Давида, как вдохновение к борьбе за добро, к борьбе за правду, которую он называет родной сестрой веры. Полное познание Бога — цель жизни, и её осуществление возможно лишь при полном торжестве веры и знания, при полном усвоении человеком и того и другого.



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч., т.1. М., 1953, с. 43.

2. Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч., т. XI. М., 1949, с. 32. Цит. по: Михайло Ломоносов. Избрананя проза. Под ред. В.А.Дмитриева. М., 1986.

3. Адьюнкт — помошник профессора, стипендиат.

4. Цит по: Константин (Зайцев), архимандрит. Лекции по истории русской словесности. Jordanville? N.Y., 1986. С. 42.

5. Гоголь Н.В. В чем, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. Цит по: Михайло Ломоносов…, с. 5.

6. Михайло Ломоносов…, с. 7.

7. Тубасов А. Религиозные воззрения Ломоносова.//Христианское чтение. 1880 N 42, с. 346.

8. М.В.Ломоносов, Г. Р.Державин. Избранное. М., 1984.С. 8.

9. Тубасов А…, с. 364.

10. Там же, с. 365.

11. Сочинения М.В.Ломоносова под ред. А.И.Введенского.//Сборник Нивы, 1893, N4, с. 21.

12. Письмо Иоанна Грозного к Курбскому «Об измене». ПЛДР, Втораяполовина XVI в. М., 1986. Сс. 24−25.

13. Тубасов А…, с. 361.

14. Там же, с. 362.

15. Ломоносов М.В. Явление Венеры//Сочинения М.В.Ломонсова.(Сборник Нивы), с. 26.

16. Тубасов А…, с. 368.

17. Там же, с. 382.

18. Там же, с. 383.

19. Там же, 385.

20. Там же, с. 387.

21. Сочинения М.В. Ломоносова…, с. 33.

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

М.В.Ломоносов. Г. Р.Державин. Избранное.(Вступ. Статья А.М. Пескова). М., 1984.

Михайло Ломоносов. Избранная проза. Под редакцией В.А.Дмитриева. М., 1986.

Памятники Литерауры Древней Руси. Вторая половинаXVI века. М., 1986.

Сочинения М.В.Ломоносова под редакцией А.И.Введенского.//Сборник нивы, 1893, N4.

Исследования

Константин (Зайцев), архимандрит. Лекции по истории русской словесности. Jordanville? N.Y., 1986.

Того же автора. Чудо русской истории. Сборник статей под редакцией С.В. Фомина. М., 2000.

Владимиров П. Ломоносов М.В. Статья в энциклопедическом словаре «Брокгауз и Ефрон». М., «TERRA», 1991, Т. 34.

Краткий словрь по философии М., 1979.

Лысцов В.П. Ломоносов М.В. Статья в Советской исторической энциклопедии. М., 1965. Т. 8.

Тубасов А. Религиозные воззрения Ломоносова.//Христианское чтение. 1880 N 42.

http://www.ioannp.ru/publications/23 129


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика