Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова20.11.2007 

Не дороже ли всего для нас Царство Небесное?

Варлам Хутынский жил на Руси в конце XII в. Около 1192 г. недалеко от Новгорода он основал Спасо-Хутынский монастырь. «Вся плотская мудрования умертвил еси», — поется в тропаре этому святому. Какова же была его жизнь?

Многие подвижники уже в детстве решали посвятить свою жизнь служению Богу. Это стало своего рода «общим местом», привычным фактом, который мы встречаем в «Житиях». Таким был и будущий Варлаам Хутынский, в миру новгородец Алексей.

Вера ребенка чиста, ему не знакомы компромиссы, которые порой заключает со своей совестью взрослый человек. Маленький ребенок пока не научился хитрить, лицемерить. Он еще не узнал соблазнов и искушений. Он верит, потому что верит, и все. К этому призывает Христос, говоря, чтобы люди были, как дети.

Но в чем-то полное посвящение себя такому высокому служению для ребенка тяжелее. Взрослый вступает на этот путь, многое испытав, пройдя через испытания и на собственном опыте убедившись, что единственное спасение для него — это вера и надежда на Господа. Он может сравнить свою «жизнь без Бога» и «жизнь с Богом». Ребенка же, лишенного жизненного опыта, труднее сбить с толку.

Если все вокруг — люди верующие, это одно. Если же нет — совсем другое. Все люди подвергаются искушениям, кто-то сам невольно исполняет роль «искусителя» (при этом желая добра ближнему). Вопрос в том, кто как выдержит эти испытания.

Маленький Алексей добровольно отстранялся от игр и развлечений, усердно посещал храм, много молился, читал Священное Писание, держал пост. Стремление к благочестивой жизни, отказ от земного ради небесного нормально для христианина. Но бывает, что человек берет на себя подвиги не по силам. Бывает, что родным кажется, что их близкий не в состоянии выдержать всех испытаний. Этого естественного страха не избежали родители Алексея.

Новгородцы Михаил и Анна боялись за здоровье своего сына, а потому стали уговаривать мальчика не изнурять себя постом и услышали такой ответ:

— Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что-либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас Царство Небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили Царство Небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им.

Разумный ответ сына удивил и успокоил родителей, и они предоставили Алексею полную свободу в выборе жизненного пути. Согласитесь, такое встречается не часто. Скорее родители стремятся уберечь ребенка от возможных опасностей и лишений, причем нередко «перестраховываются», лишая «чадо» всякой самостоятельности. Так было всегда. Вспомним хотя бы «Житие» Феодосия Печерского, в котором рассказывается о том, как страстно любящая сына мать всеми силами старалась удержать его дома, буквально заставляя его жить, «как все», хотя юноша стремился совсем к другому.

После смерти родителей Алексей принял постриг под именем Варлаам и поселился недалеко от Новгорода в местечке Хутынь, т. е. в худом, нехорошем месте. Поговаривали, что там жила нечистая сила, но Варлааму она была не страшна. С молитвой на устах он противостоял бесам, которые «то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его, то возбуждали против него людей, чтобы оскорблениями от них принудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста», как говорится в «Житии».

Прослышав о подвижнике, за советом и помощью к Варлааму стали приходить жившие в окрестностях люди. Он не отказывал никому, каждого старался ободрить и утешить. Всем людям без исключения он говорил, чтобы они не воздавали злом за зло, не обижали друг друга, удалялись от всякой неправды и нечистоты и помнили о своих грехах.

При этом для каждого человека у монаха было свое наставление. Например, начальников и князей (а к нему приходили и они) он учил всегда помнить о трех вещах:

что они начальствуют над людьми такими же, как и сами;

что начальствовать должны по законам;

что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий.

Вместе со святым Варлаамом стали жить иноки. Известно, что на месте их поселения он построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня.

Тяжелый физический труд, отречение от земных благ, постоянное молитвенное обращение к Богу со временем позволили Варлааму видеть и понимать больше, чем обычный человек. Он стал чудотворцем и провидцем.

В «Житии» рассказывается, как однажды на мосту через Волхов Варлаам встретил толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника. Преподобный вмешался и упросил народ отдать ему осужденного, чтобы человек «загладил вины свои в Хутыне», т. е. в основанной им обители.

Местные жители почитали Варлаама, а потому отдали ему преступника. Через некоторое время он стал очень благочестивым иноком и скончался.

Однако в другой раз, увидев на мосту точно такую же ситуацию, Варлаам проехал мимо, словно не обратив внимания на родственников преступника, которые умоляли его спасти осужденного.

Как и следовало ожидать, такое поведение Варлаама изумило и даже возмутило людей. «Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы», — говорили люди. Разве можно так поступать? Не каприз ли это?

Варлаам так объяснил свой поступок ученикам:

— Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический.

— Святой Варлаам учил других противостоять искушениям и за собой следил строго. Однажды ему принесли свежую рыбу. Преподобному очень хотелось попробовать кушанье, но он подавил это желание, положил рыбу в сосуд в своей келье и три дня провел в строгом посте и молитве. Эта вкусная рыба была для него искушением, и Варлаам решил ему противостоять.

На четвертый день он открыл сосуд с рыбой, естественно, увидел там множество червей и сказал сам себе:

— Если хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему.

Больше помыслы о вкусной еде не смущали подвижника.

Пожалуй, самый известный пример прозорливости преподобного — это когда он предсказал, что приедет к Новгородскому Архиеписклпу в санях в первую пятницу поста Свв. Апостолов Петра и Павла. Хотя этот пост летний, в предсказанный Варлаамом день действительно выпал снег, и преподобный приехал в Новгород в санях.

В «Житии» рассказывается, что при жизни Варлаам излечивал и даже воскрешал людей, многие получили исцеление и от его мощей.

Незадолго до смерти преподобный окончил строительство каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Скончался Варлаам 6 ноября по ст. ст.

Святой Варлаам повелел принимать, кормить и утешать всех приходящих в обитель. В монастыре, который он основал, существует обычай в день его кончины раздавать милостыню всем убогим, сколько бы их ни приходило.

http://www.taday.ru/text/79 770.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru