Фонд стратегической культуры | Луиза Борисова | 19.11.2007 |
Новая фаза освоения полуострова, начавшаяся в 1991 году, оказалась фазой разрушения; в социокультурном плане она характеризуется украинизацией, в экономическом — стагнацией и деградацией, в демографическом — старением населения [1, с.64]. Большим достижением русских явилось приобретение Крымом статуса автономной республики, что позволило в известной степени сохранить русское социокультурное пространство (в отличие от других регионов Украины с преобладанием русского населения). В последние годы, однако, положение русских людей в Крыму значительно ухудшилось.
На фоне возрождения крымскотатарской культуры, вызванного, в первую очередь, крупными финансовыми вливаниями из центрального и республиканского бюджетов, самый большой по численности этнос в автономии — русские — не имеет гарантированной государством поддержки в осуществлении своих прав по сохранению и развитию родной культуры. Отсутствуют русские бюджетно-дотационные СМИ в отличие от бурно развивающейся крымскотатарской периодики (газет и интернет-изданий, ставших мощным инструментом воздействия на общественность, в том числе международную). Аналогичное положение на телевидении: время вещания, количество штатных единиц русских и крымскотатарских программ, как и их тематика, у государственной телерадиокомпании «Крым» существенно разные.
Постепенно русская культура вытесняется из теле- и радио- вещания, СМИ, праздничных и других официальных мероприятий общеукраинского и республиканского уровней.
В Крыму отсутствует музей русской культуры, несмотря на богатые музейные фонды, располагающие уникальными шедеврами и предметами русского искусства. В то же время создан и функционирует крымскотатарский музей.
Изменения коснулись языковой политики — планомерного изучения родного языка как иностранного в средних учебных заведениях и обучения в некоторых вузах, вытеснения русского языка из делопроизводства и судебного производства, сокращения объемов теле- и радиовещания на русском языке (в нарушение норм украинского законодательства).
Кроме того, ограничение полномочий АРК с середины 90-х гг. ХХ в., начиная с выведения силовых структур из подчинения крымского руководства, привели к потере контроля над ситуацией в регионе, связанной с процессами возвращения и обустройства крымских татар.
Рост межнациональной напряженности в автономии, самозахваты земли, осуществляемые крымскими татарами, как и расцвет крымскотатарской преступности (резня в баре «Коттон», беспрецедентная акция по вызволению осужденных крымскотатарских убийц под названием «Возвращение», усиление этнических ОПГ, которые существуют, кстати, только у крымских татар и т. д.) после 1996 г. стали, так сказать, нормой жизни в Крыму.
О неблагополучном социально-экономическом положении русского населения в АРК свидетельствует динамика демографических показателей.
Статистика фиксирует превышение естественной убыли населения над рождаемостью в течение последних нескольких лет. В 2004 г. естественная убыль крымчан составила 12 209 человек, в 2005 г. — уже 13 198 человек [2, с.6−7]. По переписи населения 2001 г. в автономии проживало 2 024 056 человек, а на 1 сентября 2007 г. численность населения сократилась до 1, 974 млн. человек [3,с.1].
Отмена в паспортах графы «национальность» затруднило работу демографов, однако очевидно, что динамика рождаемости у украинцев и русских (в совокупности они составляют 82,6% численности населения Крыма по переписи 2001 г.), с одной стороны, и крымских татар (12% населения автономии), с другой стороны, существенно отличается. Коэффициент численности средней крымскотатарской семьи — 4,2 человека. Аналогичный показатель у русских и украинцев — 2,7 человека. В 2002 г. показатель рождаемости у крымских татар составлял 16,4%, а в 2003 г. — уже 17,7% [4]. В 2005 г. в автономии насчитывалось более 16% детей от общего числа жителей [5]; каждый четвертый ребенок до 15 лет — крымский татарин [5].
На фоне общеукраинской тенденции многолетнего отсутствия простого воспроизводства населения [6] тенденция расширенного воспроизводства крымских татар резко выделяется. Увеличение рождаемости среди своего этноса заместитель министра здравоохранения АРК Рает Сеттаров объяснил не национальными традициями: «Это говорит о многом, но, в первую очередь, — об улучшении экономических условий, необходимых для рождаемости, среди крымскотатарского населения» [4].
Существует ли необходимость пересмотра нынешней политики украинского государства в отношении крымских татар?
Возьмем вопрос обеспечения жильем. В Программе обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан на 2006−2010 гг. Верховного Совета АРК предусмотрено строительство 10 450 кв. м жилья. В обосновании данной программы сообщается, что за весь период возвращения крымских татар на полуостров за счет бюджетных средств жилье получили 34,5 тыс. человек. А в долгосрочной программе подчеркивается: «…уровень обустройства репатриантов отстает от средних показателей жизнеобеспечения населения Автономной Республики Крым, что обусловливает необходимость дальнейших усилий по строительству жилья, объектов социально-культурного назначения, инженерных сетей, благоустройству массивов компактного проживания депортированных граждан, решению проблем выделения земельных участков под индивидуальную застройку, ведение личного подсобного хозяйства…».
Крымские татары составляют 12% от общего количества жителей полуострова, или 243,4 тыс. чел.; официально от государства они получили 70,5 тыс. участков, или 18,42% от общего количества выделенной земли [7]. При коэффициенте численности средней крымскотатарской семьи 4,2 обеспеченность крымских татар землей составляет 296,1 тыс. чел. Полученную землю они не осваивают, предпочитая захватывать все новые территории в Крыму. Узаконенная земля становится товаром, который продается. Ноябрьские события 2007 года (ликвидация крымскотатарских самозахватов земли на горе Ай-Петри и в Симферополе) открыли для общественности скандальную информацию о резервировании для крымских татар элитной крымской земли.
Кроме того, по данным Верховного Совета АРК, в 1991—2004 гг. на решение проблем депортированных было выделено целевых средств на сумму 776 млн. 75 тыс. гривен (1 доллар равен 5 гривнам). По экспертным оценкам, из республиканского бюджета и бюджета Украины выделено на эти нужды свыше 1 млрд долл.
Неравенство в условиях жизни, сложившееся между крымскими татарами и славянским населением Крыма, серьезно дестабилизирует обстановку на полуострове. Фактически украинское государство предоставило крымским татарам беспрецедентную государственную помощь как пострадавшим от депортации и неограниченный финансовый ресурс в виде земельных самозахватов.
Само присутствие националистических крымскотатарских сил в высших эшелонах крымской и украинской законодательной власти (вновь избранные депутаты украинского парламента не приняли присягу) свидетельствует не только о слабости украинской государственности, но и о потере Киевом контроля над ситуацией. Достаточно вспомнить относительно недавний визит действующего президента Украины в АРК, когда крымскотатарская этноэлита фактически проигнорировала его призывы об отказе от идеи строительства своей (крымскотатарской) государственности.
Логическим продолжением линии оранжевых властей на героизацию воинов ОУН-УПА станет принятие закона «О восстановлении прав лиц, ранее депортированных по национальному признаку», проект которого разработан радикалами из рядов этноэлиты крымских татар. Готовится признание выселения, неверно трактуемого как депортация (за пределы СССР крымских татар не выселяли), фактом геноцида крымскотатарского народа со стороны русских. Следующим шагом станет создание крымскотатарской автономии на территории Крыма, а затем провозглашение независимого государства крымских татар, идея которого была выдвинута еще в 1991 году. Все это будет сопровождаться распространением в Украине радикальных форм политического ислама.
Естественно, это еще дальше отодвинет реализацию и так не слишком реальных планов вступления Украины в ЕС, не говоря уже об ужесточении визового режима и сокращении количества украинцев, нелегально работающих за границей. Ужесточение таможенных правил коснется украинских граждан при пересечении границы с Россией. (К слову, еще никто не подсчитал экономические убытки от внешней политики Украины, ориентированной с конца 2004 г. на роль троянского коня США). Будет ли РФ в данной ситуации продолжать тесное экономическое сотрудничество с Украиной, больше всего выгодное украинскому государству? Неизвестно. Во всяком случае происходящее уже сейчас сокращение экономического сотрудничества с основным партнером — Россией — отрицательно скажется на социально-экономическом положении народа Украины в самом недалеком будущем.
То, как поведут себя русские и другие «русскоязычные» в условиях крымскотатарской диктатуры, не берутся прогнозировать даже эксперты. Как минимум (возможно, этого и добиваются) будет организован массовый отток русских из Крыма, регион будет лишен статуса автономии.
Между тем, одно устранение диспропорций между русскими и крымскими татарами в экономическом, культурном, языковом, образовательном аспектах могло бы существенно смягчить межэтническую напряженность в АРК. Не будем забывать, что именно в рамках русского мира крымскотатарская культура в ХIX веке пережила свой наивысший расцвет, а другие национальности имели возможность свободного развития и сохранения самобытного образа жизни, — и прямой противоположностью этому было развитие украинских земель под владычеством Речи Посполитой.
2. Госкомстат Украины. Главное управление статистики в АРК. Исх. N 27−6.2/464 от 16.11.2006 г. (На запрос депутата ВС АРК О.Л. Родивилова).
3. Крымская правда. — N186 (24 289). — 12 октября 2007 г.-С.1
4. Рает Сеттаров. Рост рождаемости среди крымских татар налицо // Полуостров. — N39, 1−7 октября 2007 г.
5. Крымская правда. — 2 февраля 2005 г.
6. Голос Крыма. 31.10.2003 г. — С.3
7. Ремзи Хаваджи. Проблемы интеграции крымских татар в украинское общество // Чорноморська безпека. — N 2(4), 2006 — С. 32−34
http://ukraine.fondsk.ru/article.php?id=1070