Фонд стратегической культуры | Елена Гуськова | 17.11.2007 |
Руководство НАТО также выразило обеспокоенность неполной защищённостью Европы от любых ракетных ударов, поэтому предложило обсудить все возможные варианты того, как увеличить размеры «щита», развернув его над всем континентом. Министр обороны Румынии Теодор Меланеску продолжил эту тему и уточнил, что договор о создании новейшего позиционного района ПРО для стран Юго-Восточной Европы будет подписан, скорее всего, на саммите НАТО в Румынии в 2008 году. Таким «щитом» предполагается «накрыть» всю Украину, а также часть России до Волгограда и Астрахани.
В указанном регионе пока не выражают какой-либо нервозности по поводу планов Северо-Атлантического альянса. Однако забеспокоилась Хорватия. Но не потому, что будет вовлечена в военные манипуляции, производимые Вашингтоном, а оттого, что пока не принята в НАТО, а значит, может остаться вне «зонтика». Забеспокоилась и Сербия: как поведут себя Хорватия и другие соседи в этой ситуации, против кого будут направлены ракеты, какие американские военные объекты могут появиться на хорватской территории, изменится ли позиция России в отношении создания планов национальной ПРО США в Европе?
Вопросов много. Вместе с тем возникновение подобной ситуации не является неожиданным, ситуация вполне поддавалась прогнозированию — она является следствием той разрушительной дестабилизации и дезинтеграции Югославии, которую так активно поддерживали ведущие западные державы и международные организации в 90-е годы. Разделить и раздробить большое и сильное славянское государство, управлять его фрагментированными частями, нашпиговать их военными базами, ряд земель (католических и мусульманских) принять в НАТО, создать в центре Балкан большое албанское государство, чтобы православные славяне «сидели тихо» — вот тот план, большая часть которого уже осуществлена. Он подкреплялся усилением позиций НАТО, окончательным закреплением этой военной организации в Европе под прикрытием якобы новой «миротворческой» роли (долго искали, чем оправдать существование Северо-Атлантического альянса после развала СССР, наконец, нашли — «миротворчество»). Теперь можно и Россией заняться, поскольку РФ, как известно, не умеет управлять своей громадной территорией, плохо распоряжается своими природными (особенно нефтегазовыми) богатствами, проявляет неожиданное упрямство и своеволие (в случае с Косовом), укрепляет свою систему безопасности.
Позиция России, надо полагать, останется неизменной. Москва выступает за диалог с НАТО, особенно в вопросах расширения блока на восток, размещения в Польше и Чехии третьего позиционного района национальной ПРО США, но неизменно подчёркивает своё негативное отношение к этим планам и твёрдую убежденность в том, что они представляют угрозу её безопасности.
На недавней конференции в Белграде по вопросам безопасности и стабильности в Юго-Восточной Европе, которую проводил немецкий Фонд Ханнса Зайделя, немецкие коллеги открыто говорили о том, что позиция России по вопросу Косова и Метохии мешает Европе осуществлять её планы. Такую позицию Москвы немцы считают вполне продуманной, преднамеренной и «антиевропейской». И следующим шагом, как можно предположить, станут размышления немецкой стороны на тему о том, как защититься от агрессивной России. И тут планы установки американского «щита» должны встретить полное понимание. Правда, в словах немецких коллег проскальзывала определенная надежда на то, что позиция России изменится после парламентских и особенно после президентских выборов. Обсуждение таких вопросов на научных форумах показывает всю важность и остроту проблемы, её многоплановость и неоднозначность. А преемственность, которую особенно важно обеспечить во внешней политике на рубеже смены власти, означала бы полное оздоровление России, разрыв с порочной внешнеполитической практикой 90-х годов, формирование предпосылок устойчивого развития страны и ее безопасности.