Политический журнал | Татьяна Петрова | 17.11.2007 |
— Татьяна, в чем причина не очень приязненного отношения к русской православной песне со стороны большинства СМИ? Афиши ваши на всех растяжках не висят, в праздничных концертах вы появляетесь достаточно редко. А если и появляетесь, то ваши номера при монтаже, случается, вырезают. Что, шоу-бизнес виноват?
— Вопрос серьезный. Наше время разделило культуру на массовую и духовную. Призыв о зрелищах и хлебе, как всегда, актуален. Но есть и те, кто также любит русское слово, русскую душу с ее нестяжанием, добротой и незлобивостью. Люди ищут свой путь, ищут тех авторов, которые рисуют Божий мир во всей его красе, зовут к жизни духовной, радостной. Так складывается репертуар, который не слишком-то вписывается в «массовую культуру». И из-за этого происходят какие-то нестроения, но я свято верю, что все происходящее и со мной, и со всеми теми, кто любит то же, что и я, — это должное. Наверное, так и нужно.
Единственно — не стоит унывать. И не нужно на кого-то излишне надеяться. А просто продолжать делать то, что любишь, это будет давать силу. Я даже представить не могу, что это направление станет очень популярным. Это ведь молитвенное пение, которое в огромных залах непредставимо. Оно камерное.
Народные светские песни я пою в больших залах, пою романсы. Но это другое. А со-молитвенников, их всегда немного.
Мы, исполнители православной песни, все равно объединены в силе, когда делаем то дело, которое любим, то, в которое верим. Я как-то разуверилась во всех государственных начинаниях. В этом году 35 лет моей творческой деятельности. Но я никогда не была упомянута ни в одной газете, олицетворяющей нашу культуру. Но при всем при том мне кажется, что надо спокойно делать свое дело. И все равно когда-нибудь вода камень проточит. Недавно, например, канал «Культура» поставил в сетку один из последних моих концертов. И там были удивлены, как много пришло зрительских откликов на этот эфир. Такое вселяет надежды.
— Татьяна, на ваших CD «Тебе» и «Душа моя» много песен матушки Людмилы Кононовой, Владимира Волкова, иеромонаха Романа. А чем душе вашей оказалась близка песня «Золотила храмы летняя заря» о трагической гибели государя и его семьи, которую вы так замечательно исполняете?
— Я часто бываю на Царских днях, в этом году тоже была. Сама я родом из Екатеринбурга, а крещена была в Алапаевске, на месте убиения великой княгини Елизаветы Федоровны.
И все мое детство сопровождалось рассказами бабушки об этом злодеянии. Еще учась в Уральском народном хоре, работая в Уральской филармонии, я видела сначала Ипатьевский дом, затем его развалины. Потом молилась на кресте у часовенки, а сейчас, о счастье! Уже несколько лет подряд пою у стен Храма на Крови, при большом стечении народа. Так что не нужно унывать. Ну кто мог предполагать, что столько людей придут к вере, что они начнут ходить крестным ходом ночью, после литургии, к месту убиения? А это ведь ни много ни мало 14 километров. Это же чудо.
— А как вы подружились с матушкой Людмилой Кононовой?
— С матушкой Людмилой мы познакомились на одном из вечеров в Международном центре славянской письменности, который вел скульптор Вячеслав Клыков.
Пела я, пела матушка Людмила. Она была с дороги, уставшая. Вышла, стала петь и покорила всех своей сердечностью, своей болью. И я бесповоротно с того вечера уверовала в ее творчество, в ее такое удивительное понимание русской женской души. Ведь у нас очень мало хорошей женской поэзии. А она такая редкая, такая талантливая, всегда искрится, всегда живет творчеством. Она предложила мне несколько своих песен, и я с радостью стала их петь, рассказываю о ней на своих концертах. Вижу, как слава ее преумножается. Люди уже знают и любят ее.
Потом так получилось, что я познакомила ее с Владимиром Волковым, православным поэтом и композитором, и они стали сотрудничать.
— Татьяна, вы родились и выросли в русской деревне, и многие песни ваши связаны с русской природой, с жизнью уральской глубинки. Как на вас все это повлияло, как повлиял русский духовный фольклор?
— Мое детство было пронизано простотою, тишиной, святостью и любовью в семье. И это на всю жизнь дало мне такие силы, которые никогда не иссякнут. Фольклор — это особая часть крестьянского уклада, но я его всегда воспринимаю как органичную часть русской православной культуры. Человек поет, служит Богу в храме, а после того как он приходит домой, он поет песни, в том числе духовные песни, и тем самым молится и тоже служит Богу.
В этом искусстве никогда не было ничего крикливого, это было продолжением служения Господу на земле. В нашем ежедневном обиходе песен таких было много. Они были очень тихие, очень красивые, но в них был свой духовный стержень. Они наполнили мое сердце любовью и пониманием, что жизнь вне храма есть продолжение жизни в храме.
— Но ведь и сегодня появляются новые яркие песни, новые интересные авторы. Знаю, что для вас писал композитор Виктор Захарченко. Им написана песня «Ангел» на стихи Лермонтова, он же сделал и новый вариант известной песни иеромонаха Романа «Колокольный звон». Что это за человек?
— Виктор Захарченко — удивительный человек. Он возглавляет Кубанский казачий народный хор, уже много лет он его художественный руководитель. Я с ним познакомилась на концертах хора. Затем приезжала к ним в Краснодар, у нас были общие концерты. И он предложил несколько своих песен, которые мне пришлись по душе.
К «Ангелу» была уже написана музыка Варламовым. И песня была уже очень популярной. Там совершенно уникальные слова, они просто не могут не затронуть душу. Мне понравился вариант Виктора Захарченко, я с удовольствием его пою. А «Колокольный звон»? По моей просьбе Захарченко сделал эту песню более набатной, у отца Романа она раздумная, внутренняя, а мне хотелось, чтобы песня стала более призывной.
— Знаю, что вы стремитесь возрождать русские народные песни в их первозданном звучании.
— Да. Например, мы восстановили песню «Липа вековая» в ее первоначальном варианте. Ведь после того как русский человек вошел в православие, фольклор практически перестал развиваться. Это в основном были календарные обрядовые песни. Когда христианство набрало силу, народ обратился к высоким образцам поэзии. Песни передавались из уст в уста и становились народными. Но все вроде бы народные песни имеют своих авторов. Это Лермонтов, это Огарев, это Рылеев, Ознобишин. Наш проект «Русский век» и посвящен восстановлению замечательных русских песен.
— С какими залами вы дружите и как будете отмечать 35-летие творческой деятельности?
— Постоянная точка — это Международный славянский центр у метро «Новокузнецкая». Любимые залы вообще те, где есть слушатели, которые меня любят. Обжить можно любой зал. Лишь бы было понимание и единодушие со слушателем. На Татьянин день я обычно провожу большой концерт. Ближайший будет юбилейный, возможно, проведем мы его в Кремлевском дворце съездов.
— Вы дружили также с Владимиром Волковым, православным бардом, поэтом и композитором. На вашем диске «Душа моя», изданном еще при жизни Владимира, довольно много его песен. А как вы познакомились?
— Лет 15 назад ко мне домой пришла актриса Екатерина Васильева и привела с собой Владимира Волкова. Он много пел при нашей первой встрече, я буквально была потрясена. Особенно песней «Православные». Мой соавтор музыкант-балалаечник Юрий Клепалов переложил ее на ноты, и с той поры я ее пою чуть ли не на всех концертах. Сейчас ее поют очень многие. По моей редакции ее пел даже великий Борис Штоколов.
Песня удивительная, нужная нам. Когда я ее только начала петь, мне казалось, что вот я ее спою, зал встанет — и тут же все изменится.
Но все, увы, не так просто.
— Да, перемены происходят, только не так быстро, как хотелось бы.
— Мы с Волковым дружили до его кончины, а упокоился он рядом с Аносиным женским Борисоглебским монастырем, рядом с которым и я живу. Последний год он работал в монастыре, ухаживал за садом.
— А ведь Анонсин монастырь был основан в XIX веке княгиней Мещерской, теткой Тютчева…
— Да, это обитель с давними поэтическими традициями. Она также славна тем, что именно в ней настоятельницей были написаны уникальные письма для своей дочери, сохранившиеся и ныне изданные.
— А каким вообще Владимир Волков был в жизни?
— Володя был очень просветленным человеком, хотя жил очень трудно и нестяжательно. Оставил шесть человек детей. Жена его погибла трагически. Она работала в православных мастерских, случился пожар, и она погибла всего за два года до его смерти. Очень много испытаний его постигло. Но при всем том Волкова отмечала абсолютная доброта и любовь ко всем. Он никогда не раздражался, но всегда был просветлен. Я постоянно слушаю его песни и всегда обнаруживаю что-то новое, а это показатель настоящей поэзии.
Я некоторых своих знакомых проверяю на их духовное развитие на творчестве Волкова. Даю его записи, а потом жду реакции. И те, кто принимает его творчество, сразу становятся моими собратьями.
— Сейчас готовится к выходу большая книга стихотворений Владимира Волкова, так что читатель откроет для себя не только православного барда, но и поэта. А как Волков относился к вашим интерпретациям его песен?
— Он трепетно и строго относился к своим песням. Но про три свои песни он говорил: «Ну ты их спела так, как я не спою». Имею в виду «Православные», «Чистый снег» и песню «Батюшка».
Есть у него удивительная песня «Посажу яблоньку», которая была написана за полгода до его кончины. И я сейчас посадила яблоньку и вишню у его могилы. Куда люди приезжают, приходят, и людей таких сегодня становится все больше.
— Недавно одна критикесса в некой газете съязвила: что это за православную песню придумали, нет такой песни в природе. Конечно, если вырезать из эфиров любые образцы подобного песенного творчества, у кого-то вполне может сложиться подобное ложное впечатление.
— Ну не все так плохо. Залы на моих концертах полны, люди подходят, благодарят. Когда-то нельзя было петь на концертах даже Есенина, он был полузапретным поэтом. А сегодня совсем другое время. Главное — не терять духовного стержня в себе.
Вообще песня — это очень высокое состояние души. Она настолько помогает нам в трудную минуту! И очень важно, каким высоким музыкальным и поэтическим миром ты себя окружаешь.
Тогда тебе легче жить, когда есть вокруг тебя то пространство, в котором ты можешь быть собой, служить, делать Добро. Рисовать красоту Божьего мира.
В этом суть песни. Православная песня уже заняла большое место в нашей культуре. И наш уже классик, Валентин Григорьевич Распутин, составляя в Иркутске сборник русских песен, в завершение этого сборника поставил песню Владимира Волкова «Православные». И она уже стала классикой.
Беседовал Евгений ДАНИЛОВ
Фото автора
ДОСЬЕ
Заслуженная артистка России Татьяна Петрова родилась на Урале, в деревне под Екатеринбургом. В 15 лет начала петь в Уральском народном хоре, а спустя год уехала учиться в Москву. Окончила сначала Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, а затем Училище им. Гнесиных.
Была замужем за поэтом и кинорежиссером Антоном Васильевым, братом выдающейся русской актрисы Екатерины Васильевой. Имеет дочь.
ЛЕЙТМОТИВ
Владимир Волков «ПРАВОСЛАВНЫЕ»
Ой, не время
нынче спать,
православные,
Белый голубь
пал в бою с черным коршуном.
То, что горько нам сейчас, —
Вряд ли главное,
Было горше на Руси,
Было горше нам.
Ой, не время нынче ждать, православные,
Время рать скликать,
Время Бога молить,
Чтоб грехи отпустил,
Но, а главное,
Чтобы силы дал
Нам беду отвратить.
Припев:
По церквам запустенье
и тлен,
Без царя голова, без креста душа.
Ну-ка, матушка, встань
с колен,
Надо сделать последний шаг.
Две дороги, два пути —
оба пройдены,
Добрый мир, родная кровь, все потоплено.
Заповедано беречь Веру
с Родиной,
Ну, а мы их распродали
да пропили.
Ой, не время нынче пить, православные,
Стыдно русскому просить подаяние —
На своей родной земле, люди добрые,
Как к оружию зову
к покаянию.
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=176&tek=7656&issue=208