Русская линия
Нескучный сад Наталья Загребина15.11.2007 

Первая книга России
В чем уникальность Остромирова Евангелия?

С 29 октября по 1 ноября 2007 г. в Санкт- Петербурге проходила Международная научная конференция, посвященная 950-летнему юбилею Остромирова Евангелия. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «эта старейшая дошедшая до нас древнерусская датированная рукописная книга… является непреходящим духовным символом России». Что же такого особенного в этом памятнике, кроме древности?

Исчезла ли Древняя Русь?

Это роскошно оформленное Евангелие было переписано по заказу именитого новгородского посадника Остромира при киевском князе Изяславе (сыне Ярослава Мудрого). На последней странице рукописи сохранилось послесловие писца, диакона Григория. В нем говорится, что работа над рукописью была начата 21 октября 1056 г. и закончена 12 мая 1057 г.

Остромирово Евангелие было создано в эпоху культурного подъема Древней Руси, последовавшего за принятием христианства в 988 г. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что князь Владимир положил начало книжному образованию: сам он чтил «словеса книжные» и стал отдавать в учение детей лучших людей. Сын Владимира, князь Ярослав Мудрый, который, по словам летописца, «книги любил, читая часто и ночью и днем», собрал в Киеве «писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, имиже поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным». Книги в «Повести временных лет» названы «источниками мудрости», «реками, напояющими вселенную всю».

Заказчик Евангелия Остромир, родственник князя Изяслава, принадлежал к одному из самых влиятельных русских родов. Его дед Добрыня (былинный Добрыня Никитич) был дядей святого князя Владимира Красное Солнышко и активно участвовал в деле Крещения Руси.

В записи на последнем листе рукописи писец прославляет новгородского посадника и его супругу Феофану и молит Бога даровать им и их детям долгие годы жизни. Феофана, несомненно, тоже была именитой особой. Существует мнение, которое, однако, разделяют не все историки, что она была дочерью великого равноапостольного князя Владимира и византийской принцессы Анны, а значит и родной сестрой первых русских святых — князей Бориса и Глеба, сводной сестрой великого князя Ярослава Мудрого и теткой великого князя Изяслава, доверенным лицом которого был Остромир.

Богатое художественное оформление и великолепная сохранность древнего памятника говорят о том, что оно не предназначалось для ежедневного использования. Вероятно, Евангелие было вкладом семьи посадника Остромира в Софийский собор в Новгороде и использовалось как напрестольное. Судя по состоянию рукописи, большую часть своей долгой истории она находилось под особо бережным присмотром и пребывала в соборной ризнице — месте, где хранятся церковная утварь и облачения.

Рукопись написана на высококачественном пергамене — особо выделанной коже. Выделка тонкого и гладкого пергамена требовала больших усилий: кожу молодых животных (обычно телят) промывали, выдерживали в особом растворе, очищали, растягивали, снимали с нее мелом и пемзой слой жира, скоблили ножом и опять отшлифовывали пемзой. Из одной шкуры получалось не больше 7−8 листов пергамена, т. е. на книгу объема Остромирова Евангелия (294 листа) требовалось не меньше 40 шкур. Этот дорогой материал на первых порах на Русь привозили из Византии.

Для письма древнерусские книжники использовали преимущественно гусиные перья и чернила, изготовленные из смеси чернильных орешков (наростов на дубовом листе), железных опилок и вишневого клея, которые варили на квасе или меду при определенной температуре. Иллюстрации и орнаменты выполнялись яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей: суриком и киноварью, ярью и празеленью, лазорью и голубцом. Для письма особо роскошных рукописей употреблялось листовое или «твореное», т. е. растертое в порошок, золото. Современного человека не может не поражать цветовая стойкость чернил и красок того времени.

Совершенство каллиграфии и художественного оформления Остромирова Евангелия говорит о высоком искусстве книги того времени. Рукопись написана «уставом» — стилем, для которого характерна особая четкость и строгость письма. Каждый элемент буквы пишется отдельным движением, которое завершается отрывом пера от пергамена. Такой тип письма требует высокого мастерства писца и значительного времени. Рукопись украшена тремя миниатюрами (иллюстрациями) в византийском стиле с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка; изящными заставками — узорами, открывающими разделы книги; инициалами — причудливо декорированными буквами, начинающими отдельные евангельские чтения. Инициалы Остромирова Евангелия, а их больше 200, — предмет особого внимания искусствоведов. Если в целом художественное оформление рукописи следует византийской традиции, хотя и с явными элементами западного влияния, то буквицы памятника исключительно своеобразны: наряду с традиционным вплетением в орнамент изображений птиц, зверей, здесь часто встречаются характерные изображения человеческого лица — округлые и румяные, несколько напоминающие солнце. Ничего подобного нет ни в греческих, ни в латинских кодексах.

Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков, указывающих на то, как должен звучать текст на богослужении. Чтение Евангелия в Церкви, особенно в праздники, было громким и торжественным. Оно приближалось к пению и подчинялось определенным правилам. Экфонетические знаки отмечают акценты, долготу звуков, определяя их певучесть, а также указывают на членение текста на фразы.

Специалисты попытались расшифровать эти знаки и сопоставили их с богослужебной практикой современных старообрядцев, которая, в силу особой консервативности ее носителей, сохранила черты глубокой древности. Сравнение записи нижегородских староверов и знаков Остромирова Евангелия привело к поразительным результатам: оно показало преемственность певческой традиции от XI в. до наших дней.

Крупный исследователь древнерусской культуры Г. М. Прохоров в своем выступлении на конференции, посвященной Остромирову Евангелию, так определил сложившуюся этнокультурную ситуацию: «Как целостный историко-культурный феномен Древняя Русь просуществовала примерно до конца XVII в. Но исчезла ли она? Нет, она не исчезла. Она была распылена, рассеяна по нашей стране и по всему земному шару. Старообрядцы — это биофизический остаток Древней Руси. Книги из наших прекрасных рукописных собраний — это физический остаток Древней Руси. Изучая их, мы даем жизнь Древней Руси в ноосфере — в наших умах».

Испытания книги

В настоящее время Остромирово Евангелие находится в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Судьба этой книги известна лишь в общих чертах. Вероятно, в течение нескольких столетий она хранилась в Софийском соборе Великого Новгорода, затем была вывезена в Москву. Остромирово Евангелие было указано в описи имущества одной из церквей Московского Кремля, составленной в 1701 г. В 1720 г. по приказу Петра I Остромирово Евангелие направили в новую столицу — Санкт-Петербург, где его следы вновь теряются. В 1805 г. Остромирово евангелие было обнаружено Я. А. Дружининым, личным секретарем Екатерины II, в гардеробе покойной императрицы, при жизни проявлявшей большой интерес к русской истории. В 1806 г. император Александр I передал Остромирово евангелие в Публичную библиотеку, в Депо манускриптов (нынешний Отдел рукописей).

Хранитель древних рукописей библиотеки А.И. Ермолаев для того, чтобы расширить доступ к изучению памятника без ущерба для оригинала, сделал с него точную рукописную копию: строка в строку, буква в букву, со всеми надстрочными знаками и пометами. Предпринятый ученым труд является поистине подвигом хранителя. Вскоре Остромирово Евангелие было использовано в качестве исторического источника Н.М. Карамзиным. В 1843 г. вышло в свет подготовленное А.Х. Востоковым научное издание Остромирова Евангелия, вызвавшее живой отклик всего славянского мира. В 80-е гг. XIX в. иждивением купца Ильи Савинкова было предпринято фотолитографическое издание Остромирова Евангелия. Это издание сделало Остромирово Евангелие широко известным в России, по нему учились старославянскому языку в гимназиях и семинариях. Почетное место Остромирову Евангелию было уделено в «Истории русской словесности» Н.П. Полевого, вышедшей в 1900 году: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника — это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».

Испытаниям подверглась книга в XX в. Несмотря на то, что уникальная рукопись всегда находилась под особым надзором, в 1932 году она была похищена с витрины. Рукопись спасло… невежество грабителей, которых привлекла вовсе не сама книга, а ее украшенный каменьями массивный переплет. Оторвав оклад, похитители забросили рукопись на один из шкафов, в чем и признались, будучи пойманы в тот же день. С тех пор книга запирается в сейф.

В 1957 г. уникальная рукописная книга была капитально отреставрирована: все листы увлажнены и сшиты хирургическим шелком. Работа длилась более полугода. Было принято решение хранить рукопись в расплетенном виде в специальном ларце из мореного дуба. Тогда же была поставлена задача факсимильного (точного фотографического) издания памятника. Факсимильное издание Остромирова Евангелия увидело свет в 1988 г., к 1000-летию Крещения Руси, и в настоящее время играет роль основной охранной копии рукописи. Оно позволило познакомиться с уникальной книгой не только специалистам, но и широкому кругу любителей древней книги.

Прошлое — это часть будущего

Нынешний юбилей Остромирова Евангелия вызвал большой общественный резонанс. По словам В.Р. Фирсова, вице-президента Российской библиотечной ассоциации, «такие памятники, как Остромирово Евангелие, — базовые звенья нашей культуры, которые консолидируют нас как страну, как нацию, как народ». Именно они могут спасти нас от все более растлевающей общество «культуры греха».

Что же можно предложить нашим современникам вместо этой навязываемой им псевдокультуры? По мнению архиепископа Тихвинского Константина, ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, — «только многовековую культуру Православия, основанием которой является Евангелие Христово. Люди часто не понимают этой культуры, видят в ней что-то мертвое, устаревшее и неинтересное. Происходит это во многом потому, что наша духовная культура не агрессивна. Культура духа смиренна и кротка, она не вторгается насилием в душу, она действует тихо и благородно. Это тот „дух мирен“, о котором говорит преподобный Серафим Саровский. Культура этого духа и есть вечное и нетленное достояние нашей России и всего мира. Русский народ со времени своего крещения глубоко воспринял эту культуру. Когда мы смотрим на Остромирово Евангелие, очевидным становится то великое благоговение, которое испытывали наши праотцы к своей вере. Их усилия были результатом прикосновения к тому Духу, который живет в Священном Писании, который действует в Церкви и реально изменяет человеческую жизнь».

Однако Остромирово Евангелие это не только памятник нашего великого прошлого. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «сегодня все мы ответственны за судьбу Отечества, за его настоящее и будущее, которое во многом определяется отношением народа к своим духовным корням и культурным традициям». И наша память о прошлом — это лучший вклад в наше будущее.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ ion=10 000&article=750


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика