Татьянин день | Агафья Логофетова | 14.11.2007 |
Киево-Печерский монастырь, подобно многим древним монастырям, начинался как особножительный. Это значит, что каждый монах имел отдельную келью (пещеру или хижину), причем кельи были на некотором удалении друг от друга, с тем, чтобы не отвлекать монаха от молитвенного подвига. Встречались монахи лишь за богослужением, раз или два в неделю. В некоторых монастырях подвиг уединенной, глубокой созерцательной молитвы ставился даже выше общей церковной службы, и монах, чтобы не нарушать такого молитвенного состояния мог, по уставу, какое-то время не участвовать в общем богослужении. Каждому монаху выделялось самое минимальное содержание из общего пожертвования на монастырь, но основное пропитание и одежду он добывал себе своим трудом, например, рубил лес. Высшей степенью особножительства является отшельничество или пустынничество: сугубый подвиг молитвы вдали от мира, в пустыне, в диком лесу, на уединенном острове 2−3 или даже одного монаха.
Но уже при прп. Феодосии, 3-ем настоятеле Киево-Печерского монастыря, был введен общежительный устав. Общежительные монастыри — это всем нам знакомые монастыри, например, Троице-Сергиева лавра, где монахи живут на территории, обнесенной стеной, в братских корпусах; на каждого из них возлагается определенная работа (послушание), так что монастырь полностью (или почти полностью) обеспечивает себя. Монахи общежительного монастыря вместе участвуют в богослужениях и вместе трапезничают. Не надо думать, однако, что общежительство — некое нововведение. Оба типа монашеского жития появились в Египте, на родине православного монашества, в IV в. Основателем отшельничества, как и монашества как такового, стал прп. Антоний Великий (ок. 250-ок.356 г.) в 305 г. Менее чем через 15 лет, в 318 г. первое монашеское общежитие (киновию) создал прп. Пахомий.
Издревле братия монастыря избирала себе из своей среды духовного наставника, духовного руководителя — настоятеля; первоначально его именовали «авва» (по-греч. ?fbas), т. е. «отец». Позже настоятели небольших обителей стали называться игуменами (греч. hegumenos — букв. «идущий впереди, ведущий» — правящий, предводительствующий). Так, прп. Антоний Печерский по усиленным просьбам своей братии стал 1-м игуменом основанного им монастыря. А настоятели больших и особо важных монастырей стали именоваться архимандритами (от arho? n (начальник) tes maudras (загона для скота), обозначающее в данном случае общину монахов как стадо Христово). Изначально это наименование появилось в Антиохийском патриархате, а с V в. — повсеместно на греческом Востоке. Архимандритами назывались игумены, которых епископы[3] назначали для надзора за всеми монастырями епархии. Затем, после того, как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев, звание «архимандрит» стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей
В Русской Церкви титул архимандрита впервые упоминается в летописях под 1174 г. по отношению к игумену Киево-Печерского монастыря Поликарпу, причем он назван одновременно и архимандритом, и игуменом. Поскольку архимандритами затем называются также настоятели Новгородского Юрьевского монастыря (под 1226 г.), Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме (1230 г.) и Богоявленского в Ростове (под 1261 г.), то можно предположить, что сан этот в Киевскую эпоху мог иметь только игумен одного и важнейшего монастыря епархии; впоследствии он распространился и на настоятелей других значительных монастырей епархии. При этом исчезает одновременное именование «игумен и архимандрит».
Продолжение следует
[2] Ктитор (греч. ktitor, буквально — основатель, создатель; от глаг. Ktidzo — строю, созидаю), лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм или монастырь. С XVII—XVIII вв. ктиторами называли церковных старост.
[3] Епископ (греч. episcopos — надзиратель, смотритель, блюститель), архиерей — 3-ья, высшая степень священства (после диакона и иерея), глава диоцеза (епархии), т. е. церковной административно-территориальной единицы.
http://www.taday.ru/text/78 538.html