Православие и современность | Ольга Новикова | 13.11.2007 |
Крест на горе
В этом году Ставрополь отмечает свое 230-летие. Возраст для города, в общем-то, небольшой, но за эти два с лишним столетия крепость N 8, построенная в ряду укреплений от Азова до Моздока для защиты от воинствующих горцев, превратилась в крупный краевой центр, сердце Ставропольской и Владикавказской епархии. А начиналось все с того, что в 1777 году полковник Ладыженский (история сохранила его фамилию) расположился здесь с Владимирским драгунским полком, которым командовал и вместе с которым приступил к устройству крепости. Тогда-то и был найден древний каменный крест, который по преданию принадлежал первым христианам, вынужденным скрываться здесь от преследований и гонений римских императоров. Этот крест и дал название небольшой казачьей заставе, а потом городу, и с тех пор незримо хранит его.Через Ставрополь проходила дорога на Кавказ, и второе символическое название города — «врата Кавказа» — объясняет его важное геополитическое положение как южного форпоста России. Один из населенных пунктов, находящихся на въезде в Ставрополь, до сих пор носит название Извещательный — увидев приближающихся горцев, казаки разжигали костры, тем самым предупреждая жителей крепости об опасности.
Строительство города-крепости инспектировал сам Александр Васильевич Суворов. По существующей легенде, увидев первоначальный план застройки, великий русский полководец шпагой прочертил на нем прямые линии, благодаря чему улицы в историческом центре до сих пор строго параллельны и перпендикулярны друг другу. В память об исторической находке рядом с Крепостной стеной был установлен мраморный крест, получивший от местных жителей название «суворовский» (он был разрушен в годы Гражданской войны).
Первым храмом станицы Ставропольской была походная церковь Владимирского полка. Впоследствии здесь стали возводиться все новые и новые храмы, и к 1917 году в сорокатысячном Ставрополе действовало уже свыше двадцати православных церквей, пять из них были открыты в Иоанно-Мариинской женской обители (для сравнения: в 1990 году в городе, насчитывавшем 350 тысяч жителей, действовало всего четыре храма).
Одним из самых красивых считался кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, его силуэт сегодня можно увидеть на гербе города. Каменный, пятиглавый, с величественной колокольней, он был заметен за десятки верст от города. Его возвели в самом центре Ставрополя на Крепостной горе, с которой в свое время началась застройка крепости. К сожалению, в советские годы Казанский собор был разрушен, колокольня взорвана, а на этом месте был воздвигнут монумент «Вечная слава». Крепостная гора стала именоваться Комсомольской горкой.
И все же церковная жизнь в городе не прекращалась. Единственным храмом, который никогда не закрывался, была Успенская церковь на городском кладбище. После войны был открыт также собор святого апостола Андрея Первозванного. С середины 1990-х стали восстанавливаться другие уничтоженные и закрытые в годы гонений церкви, началось строительство новых.
Большим событием для православного Ставрополя стало возрождение Казанского собора. Несмотря на то что все проекты и чертежи были утрачены, было принято решение воссоздать святыню в ее историческом облике. А в 2002 году над городом распростер свои крылья Ангел — на центральной площади Ставрополя установили 25-метровую стелу, увенчанную 6-метровой бронзовой фигурой Ангела с крестом в руках. Создание скульптурной композиции благословил митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, и теперь у Града Креста есть свой Ангел-хранитель.
История — в храмах
Андреевский собор в настоящее время является кафедральным. И хотя внешне он не кажется большим, в праздничные дни он вмещает до 1500 прихожан.Обращает на себя внимание и необычная архитектура собора, и ухоженная территория возле него. В уютном дворике на небольшом деревянном постаменте стоит колокол с зияющей раной и вырванным языком. Он привезен из Чечни — это все, что осталось от православного храма Михаила Архангела в Грозном. Последний раз он звонил в 1995 году.
Главная святыня Андреевского собора — частица Животворящего древа Креста Господня — вложена в напрестольный крест. Его вместе с иконой апостола Андрея, содержащей частицу мощей святого, выносят из алтаря в дни больших праздников. Как раз накануне одного из таких дней — Успения Пресвятой Богородицы — мы и приехали в Ставрополь.
У себя дома, в Саратове, нам с сыном нравится посещать храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Особенно мы стремимся сюда по праздникам. Но оказавшись в незнакомом городе, я просто попросила отвезти нас в церковь. Так мы попали в Андреевский собор, где в тот день буквально яблоку негде было упасть, и с небольшой грустью я подумала о том, что сейчас так же многолюдно и в нашем любимом храме. Мы долго пробирались в толпе, и когда я подняла глаза и посмотрела на икону, возле которой мы остановились, передо мной был образ Божией Матери «Утоли моя печали"…
В Андреевском храме много святынь. Здесь можно поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Александра Невского, святой великомученицы Варвары, святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского и преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского. Здесь пребывают мощи Киево-Печерских подвижников, покровителя Кавказа святителя Игнатия (Брянчанинова), в течение нескольких лет возглавлявшего Ставропольскую кафедру, а также его последователя преосвященного Феофилакта (Губина).
Рядом с Андреевским собором находятся епархиальное управление и Ставропольская Духовная семинария — старейшее учебное заведение Юга России. Первоначально она называлась Кавказской и за годы своей работы выпустила множество выдающихся пастырей, девять из которых прославлены в лике святых.
В семинарии тоже есть свой домовый храм, освященный во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). В его честь в Ставрополе освящен еще одна церковь, построенная на новом городском кладбище, которое с тех пор стало именоваться Игнатиевским.
Есть в городе еще одно место, связанное с именем святого: на подворье Крестовоздвиженской церкви сохранился маленький домик, в котором святой жил во время своего пребывания на кафедре с 13 ноября 1957 года по 5 августа 1861 года. В это время ставропольским губернатором был брат святителя — Петр Александрович Брянчанинов. Это служило Владыке большой поддержкой, поскольку управление недавно образованной обширной епархией требовало от него напряжения всех сил. На Кавказе шла война, продолжалось освоение новых земель, да и характеры и нравы многонационального местного населения весьма отличались от тех, которые можно было наблюдать в центральных районах России.
Несмотря на все трудности и кратковременность пребывания на кафедре, святитель Игнатий много преуспел в исполнении своих архипастырских обязанностей. Он много проповедовал, совершал дальние поездки по обширной епархии, по его ходатайству Ставропольская монашеская община была преобразована в Иоанно-Мариинский женский монастырь, под его наблюдением была возведена колокольня Казанского собора, построена новая резиденция правящего Архиерея.
Святитель много внимания уделял Ставропольской Духовной семинарии, составил для семинаристов учебник по русскому языку и передал духовной школе 180 томов книг из личной библиотеки. Управляя епархией, святитель Игнатий продолжал духовно-литературные труды, вел обширную переписку. Но ухудшившееся состояние здоровья заставило его написать прошение об увольнении на покой, после чего святой удалился в Николо-Бабаевский монастырь на Волге, ставший его последним пристанищем.
На месте домовой церкви, где святой Игнатий совершал богослужения, ныне восстанавливается Крестовоздвиженский храм. А в домике святителя сегодня проходят занятия воскресной школы, но в будущем здесь планируется открыть музей, посвященный жизни и трудам Епископа Кавказского и Черноморского — в этом году Русская Православная Церковь отмечает 200 лет со дня рождения и 140 лет со дня преставления святого.
Об этом нам рассказала преподаватель школы Полина Георгиевна, которая как раз готовилась к новому учебному году и клеила обои в комнатке, некогда служившей святому кельей. Полина Георгиевна очень удивилась, узнав, что мы приехали из Саратова. Выяснилось, она с мужем 20 лет назад жила в военном городке Татищево-5 (ныне поселок Светлый) Саратовской области. Но еще больше она удивилась, когда узнала, что я родилась и выросла в этом городке, и оказалось, что у нас много общих знакомых.
Мы вновь побывали в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в день его престольного праздника. Храм не мог вместить всех молящихся, и мы молились за литургией на улице, стоя рядом с динамиками. Рядом с храмом был накрыт праздничный стол. Было заметно, что все прихожане давно знают друг друга и являются если не «одной большой семьей», то очень близкими людьми.
Благословение на дорогу
Но что больше всего порадовало во время поездки по Ставрополью, так это множество Поклонных крестов, установленных на въездах в города и села. Самый старинный крест, установленный на Ставропольской земле, датируется XI веком. По преданию, он был воздвигнут на дороге, ведущей в Тмутараканское княжество, и поклониться святыне сегодня спешат многие: и обычные водители, и паломники из других городов. Недалеко от храма стоит небольшая часовня, где можно поставить свечи, купить иконы, помолиться. Рядом обустроено место для отдыха.Радует и то, что Поклонные кресты встречаются повсюду: и на Кавказском направлении, и на Ростовской трассе, и на пути в Адыгею, и на дороге в Калмыкию. И это в крае, население которого составляют более 70 различных национальностей. Здесь не слышно жалоб, что кресты на дорогах ущемляют чью-то религиозную свободу, способствуют росту межэтнических конфликтов или мешают сосредоточиться водителям (про снежные заносы тоже никто не упоминает, хотя осадки зимой в этом южном регионе не редкость). Так и стоят Поклонные кресты — простые деревянные и величественные мраморные — возвышаясь над дорогой и благословляя путников.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4400&Itemid=112