Патриархия.Ru | Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) | 12.11.2007 |
В рамках конференции под председательством академика РАН Н. Болохвитинова прошла секция «Русская Америка», на которой обсуждался широкий круг вопросов, связанных с историей освоения Аляски и Калифорнии. Особое внимание в работе секции было уделено истории распространения Православия в Северной Америке.
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на секции со вступительным докладом «Истоки Православия на Аляске».
Истоки Православия на Аляске
История Православия на Североамериканском континенте начинается с того момента, когда его берегов достигли русские люди. Хотя факт совершения первой Божественной литургии у берегов Америки на корабле, которым командовал Витус Беринг, остается спорным, нельзя полностью исключить его возможность. В те времена все экспедиции снабжались походной церковью, и известно, что походная церковь с корабля, которым командовал Чириков, была оставлена в Петропавловском порту. Также существует ряд упоминаний о том, что в состав Второй камчатской экспедиции входили священнослужители.Так императрица Анна Иоанновна, поручая Сенату организовать новую экспедицию на Камчатку, указывала, что «для приведения тамошней народ в христианскую веру» взять с собой «священников… снесшись Синодом» (1). Святейший Синод направил к берегам Америки священнослужителя (в «Историко-статистическом описании Камчатских церквей» протоиерея П. Громова он упоминается как Серапион (2)), выдав ему походные церкви, а также поручил Берингу «взять ис таболской и Сибирской епархии от преосвященного Антония… шести иеромонахов» (3), чтобы по воскресным дням и православным праздникам для участников экспедиции совершались богослужения.
В Иркутск экспедиция прибыла, уже имея в своем составе четырех иеромонахов из Тобольска. Одним из них был шестидесятилетний духовник команды иеромонах Иннокентий (Артемонов), бывший игумен Красноярского монастыря. О нем писал Беринг епископу Иркутскому Иннокентию 23 июля 1734 г., что по старости и по причине слабого здоровья иеромонах Иннокентий не может продолжать путешествие в составе экспедиции и просил его заменить (4). Вместо него епископ Иннокентий направил иеромонаха Феофила (5), а также он проявил личный большой интерес к этому путешествию Беринга и снабдил экспедицию иконами, церковной утварью и всем необходимым для богослужений. Это косвенно подтверждает мнение ряда авторов (6) о том, что 20 июля 1741 г. в день памяти святого пророка Божия Илии возможно была совершена первая Божественная литургия в районе залива Якутат.
Вскоре после открытия Америки Берингом русские промышленники отправились на острова Алеутской гряды за ценной пушниной. Они-то и стали первыми крестителями местных жителей, с которыми они вели торговлю и рядом с которыми проживали временами и по несколько лет. Будучи людьми верующими и сумев расположить к себе туземцев, русские мореплаватели и купцы были для них учителями благочестия, собственным примером приучая их к молитве. Посетивший Аляску в 1778 г. в составе экспедиции Джеймса Кука Джон Ледиард свидетельствовал, что видел там русскую колонию численностью около 500 человек и «был свидетелем того, как ночью русские, алеуты и камчадалы вместе пели вечерние молитвы» (7).
Русские купцы Григорий Иванович Шелихов и Иван Иларионович Голиков, которые видели в новооткрытых земля не только источник прибыльной торговли, но и планировали развивать этот край, стали инициаторами направления на Аляску первой духовной миссии. Эта миссия состояла из 6 монахов и двух послушников (8), из которых наиболее известен преподобный Герман Аляскинский. Задачей миссии было не только духовное окормление проживавших там русских людей, но и проповедь Православия среди местного населения. Усилия миссии в этом направлении были успешными — тысячи туземцев были крещены входившими в состав миссии священниками: иеромонахом Макарием (Александровым) и иеромонахом Ювеналием (Говорухиным). Причем уже с самого первого времени деятельности миссии православную веру приняли представители всех этнических групп, населявших Аляску: алеуты, северные и южные эскимосы, а также индейцы (атапаски и тлинкиты). В миссии было организовано обучение детей от смешанных браков русских с туземками — креолов. Из их числа предполагалось обучать священников для служения в Америке.
Миссионеры в своей деятельности проявили сплоченность, организованность, а главное — моральную и духовную настроенность, а их самоотверженный труд и любовь к местному населению, располагало его к принятию христианства. Движимые верой, с большим усердием они выполняли свои миссионерские обязанности, и, несмотря на трудности путешествия по арктическим морям, они шли, не имея страха, к незнакомому населению. Кратко, но очень показательно выразил сложившиеся отношения с местным населением архимандрит Иоасаф: «Они нас любят, а мы их, и живем хорошо» (9).
Первый год пребывания миссии на Аляске имел хорошие результаты (10). Сразу после приезда иеромонахи Макарий и Ювеналий объехали весь о. Кадьяк на байдарках, и, невзирая на опасности, крестили почти всех его жителей. На заседании Синода 20 марта 1796 г. была зачитана ведомость, представленная архимандритом Иоасафом 18 ноября 1895 г. В ней сообщалось, что на о. Кадьяк и прилежащих к нему островах, а также на континентальной части Аляски членами миссии было крещено 6 740 алеутов и совершено 1 573 венчания (11).
Успех первой духовной миссии был настолько велик, что по ходатайству И.И. Голикова на Аляске было учреждено викариатство, главой которого был определен архимандрит Иоасаф. Однако после своей хиротонии во епископа Кадьякского в 1799 году он погиб в море возвращаясь на Аляску, возвращаясь к своей пастве. Вместе с ним погибла вся его свита, архиерейский хор, два члена первой духовной миссии, а также направлявшийся с ним на Аляску женатый священник Петр Митягин. Оставшиеся на Аляске члены миссии — один священник и двое монахов, не могли с такой же активностью продолжать Евангельское благовестие среди местного населения, но они не отказывали в духовном совете и утешении аляскинцев, которые были крещены и хотели научиться православной вере. Подвижническая жизнь преподобного Германа, его внимание к терпящим нужду и бедствие привлекали к нему многих туземцев, для которых он был примером благочестия. После эпидемии он организовал приют для сирот, о которых заботился, обучал чтению на церковнославянском языке и ведению домашнего хозяйства. Взрослых и детей, русских и туземцев он учил вере в Бога, молитве, терпению и милосердию. Его молитвами и примером его жизни Православие укрепилось среди местных жителей, обрело в их среде сочувствие и душевное расположение.
Настоящим расцветом Православия на Аляске стал период деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), который прослужил там в общей сложности 37 лет, сначала приходским священником, а потом епископом. Он настолько хорошо изучил алеутский язык, что мог вести проповедь без переводчика. Более того, он написал грамматику алеутского языка, т. е. создал письменность для своей паствы. Благодаря его переводам на алеутский язык православного катехизиса, Евангелия от Матфея, других текстов Священного Писания и наиболее употребительных молитв, а также написанного им на алеутским языке поучения «Указание пути в Царство Небесное», алеуты смогли осмысленно воспринять православную веру и традицию. Впоследствии он написал «Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-Американских владениях, с присовокуплением Российского словаря» более чем на 1000 слов, а будучи уже епископом, давал поручения священникам и их помощникам переводить молитвы, богослужебные тексты и Священное Писание на языки других народностей Аляски. Таким образом при нем осмысленно могли молиться и дома, и в храме представители всех коренных народов этого края.
Открыв на Аляске сначала духовное училище, а потом и семинарию, святитель Иннокентий осуществил чаяния первой духовной миссии — подготовку священно- и церковнослужителей из числа коренных жителей Аляски. Несмотря на то, что немногие ее выпускники были готовы стать священниками, очень многие из них стали чтецами и псаломщиками в многочисленных часовнях, которые строились в отдаленных селениях, которые священник посещал иногда раз в два года. Они организовывали общее чтение молитв в праздничные и воскресные дни, совершали крещение мирским чином, и передавали православные традиции своим соплеменникам. А выпускник семинарии Григорий Петухов стал первым иконописцем из местных жителей.
Заботясь о распространении Православия, святитель Иннокентий создал три новых миссии в районах, где проживали почти одни туземцы: количество постоянно живших там русских было незначительным. Трудившиеся в них миссионеры, одним из которых был священник-креол Иаков Нецветов, строили храмы в центрах миссий, а затем посещали с миссионерскими поездками отдаленные селения. В планах святителя Иннокентия было открытие на территории этих миссий новых миссионерских станов, но недостаток священников не позволил ему осуществить эти намерения. Тем не менее, благодаря открытию миссий Православие распространилось на большие территории Аляски, среди тех туземных племен, которые были полностью независимыми от русских и лишь поддерживали с ними торговлю, ничем не выделяя их среди других своих торговых партнеров, а для некоторых туземцев миссионер был первым, кого они видели из русских. Таким образом, принятие ими крещения было осознанным решением. Святитель Иннокентий считал, что при крещении туземцам не надо давать никаких подарков, чтобы последнее не стало для них основной целью. А поскольку для них даже обычные новые рубашки представляли большую ценность, то он разрешал только одевать на крещаемых крестильный крест и давать на память иконку. При этом при принятии крещения туземцы обещали оставить шаманство, все связанные с ним обряды, многоженство и родовую месть. В своем дневнике священник Иаков Нецветов описал, как в один день он крестил два враждовавших племени индейцев, и через это давняя вражда прекратилась. Миссионеры всегда оставляли свободу выбора за теми, к кому обращались с проповедью и даже не сразу крестили желавших принять крещение, но давали испытательный срок.
Вся деятельность православных миссионеров на протяжении освоения Аляски русскими была направлена на просвещение местного народа, на обогащение культуры местных жителей через духовный опыт и традицию Православия. При этом не было насильственного вмешательства, да оно и не было возможным — проповедовавшие были единицами среди сотен и тысяч туземцев. Отношения с местными жителями строились на доверии и взаимном уважении. Еще будучи приходским священником на о. Уналашка, святитель Иннокентий многие годы вел этнографические исследования, изучая все стороны жизни и особенности менталитета алеутов. Такое отношение свидетельствуют о любви и уважении к своей пастве. И в своей проповеди он опирался на все положительное, что он находил в слушателях. Обращая их мысли к Богу, он возвышал их мировоззрение, обогащая его Евангельскими представлениями и нравственными нормами. Это всегда давало положительный результат, и существует множество фактов преданной любви к нему аляскинской паствы. Он так же учил, чтобы аналогичный подход к служению был и у его сподвижников священников-миссионеров.
Так за короткий исторический срок — сто с небольшим лет — Православие стало культурой, верой и национальным сознанием народностей Аляски. Оно не исчезло после продажи Аляски США, когда на ее территории развили активность многочисленные инославные миссии, имевшие государственную поддержку. По мнению современного историка и этнографа Р.Г. Ляпуновой, «культурные инновации русского периода существуют сейчас в самосознании аборигенов как элементы их собственной национальной культуры» (12). Большинство коренного населения Аляски остается православным и по настоящее время, считая Православие верой своих предков.
2. См. Громов П., протоиерей. Историко-статистическое описание Камчатских церквей // Труды Киев. духовной академии. — Киев, 1861. — Т. 1. — С. 45.
3. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию епископу Иркутскому и Нерчинскому. 31 июля 1734 года. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 370; См. также: Громов П., протоиерей. Историко-статистическое описание Камчатских церквей. С. 45.
4. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию, епископу Иркутскому и Нерчинскому. 23 июля 1734 г. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 813−813 об.
5. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 980.
6. Некоторые американские авторы высказывают мнение, что во Второй Камчатской экспедиции Беринга, которая достигла берегов Америки, принимали участие иеромонах Иларион (Трусов) и иеромонах Игнатий Козыревский. Академик Н.Н. Болховитинов говорит, что «ни Трусов, ни Козыревский во Второй Камчатской экспедиции не участвовали» (История Русской Америки (1732−1867). В 3-х т. / Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. — М.: Международные отношения, 1997. Т. 1. С. 251). Кроме того, во время пребывания Козыревского в Москве его деятельность вызвала нарекания, и против него началось судебное разбирательство, в результате которого в 1732 г. его лишают священнического сана и передают светским властям. В 1734 г., находясь под арестом, он скончался. (См. Экстракт об отправленном в прошлом 1733 году в Сибирскую губернию в Камчадалскую землицу для службы Божией…. Игумене Варфоломее Филевском и при нем иеромонахе и иеродиаконе. РГИА. Ф. 796. Оп. 27. Д. 84. Л. 47−48; Козыревский // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Т. XV А. СПб., 1895. С. 612).
7. Григорий, епископ Аляскинский. Церковь на Аляске после двухсот лет // Ежегодник Православной Церкви в Америке. NY., 1976. С. 26.
8. Кроме главы миссии архимандрита Иоасафа (Болотова) в ее состав входили: иеромонах Макарий (Александров) из Коневского монастыря; иеромонах Ювеналий (Говорухин), иеромонах Афанасий (Михайлов) и монах Герман — все из Валаамского монастыря; иеродиакон Нектарий (Панов) из Александро-Невской Лавры, послушник Михаил Федорович Говорухин из Коневского монастыря (брат иеромонаха Ювеналия) и послушник Валаамского монастыря Косьма Алексеевич Евсеев. В Иркутске были пострижены в монашество Михаил Говорухин с именем Стефан, а Косьма Евсеев — с именем Иоасаф. А 30 апреля монах Стефан епископом Вениамином был рукоположен во иеродиакона.
9. Иоасаф (Болотов), архимандрит. Письмо ректору Ярославской духовной семинарии // Ярославские епархиальные ведомости. 1894. N 28. С. 446.
10. Первоначальный успех миссии объясняется тем, что она в основном действовала на о. Кадьяк и ближайших к нему островам среди населения, которое имело продолжительные деловые отношения с русскими промышленниками и было знакомо с Православием. Но в других частях Аляски отношение было более сдержанным, а порой и враждебным, о чем и свидетельствует мученическая кончина иеромонаха Ювеналия.
11. Журнал заседания Св. Пр. Синода от 20 марта 1796 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 51.
12. Ляпунова Р. Г. О Русской Америке // Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред.: А.Д. Дридзо, Р.В. Кинжалов. — М.: Мысль, 1994. — С. 24.