Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии10.11.2007 

10 ноября память святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий Ростовский известен православному миру, прежде всего, как создатель четырехтомного свода Четьих — Миней, которые были более распространены, чем великие Четьи — Минеи митрополита Макария. Известен святитель православному миру как блестящий проповедник, а также, как автор стихов, драм.

Как считает проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев, великие макарьевские Четьи — Минеи не издавались несколько десятилетий советского периода, и поэтому были менее распространены, чем Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Отец Андрей сказал: «С детства помню: все читали Жития святых святителя Димитрия Ростовского, хотя они были составлены на основе „Житий“ митрополита Макария. В истории нашей Церкви известно, как только появились святые, стали складываться сначала изустно, а потом письменно сказания о их благочестивой жизни. Первые канонизированные святые страстотерпцы братья Борис и Глеб, потом равноапостольные святые князья Ольга и Владимир — с этих святых имен и начинается исследование и хранение жизнеописаний святых Русской Православной Церкви. Митрополит Макарий был великий собиратель, он начал свое святое дело, будучи еще епископом Новгородским и Псковским, и, помимо описания жизни святых, собрал и их поучения на каждый день в своих Минеях, в виде приложения. Святитель Димитрий создал менее пространные Жития, как труды для ежедневного чтения верующих людей.

В древности, когда Христианство поселилось на Руси, обязанностью верующего человека было читать Жития святых. Святые отцы говорят, что чтения Житий святых вселяет в душу страх Божий, а начало премудрости, как говорит нам Священное Писание, страх Божий. Современному человеку сегодня, как никогда, нужны нравственные ориентиры, чтобы отличить в реальном мире, где добро, а где зло, где ложь и где — правда. Для этого необходимо иметь перед собой подвиг святых, которые, подражая Иисусу Христу, исполняя заповеди Божьи, стяжали дух благодати».

Священник Андрей Вахрушев также отметил следующее: «Читая Жития святых, невольно взор переносишь на себя, и видишь скудость собственных дел в сравнении с подвижнической жизнью святых. Какая высота пастырства и попечения о других! И когда смотришь, что делали пред тобой, как стояли в сражениях за веру, какой подвиг христианского жития совершали среди языческого мира, то это помогает встать с колен и поработать во Славу Божию».

Мирское имя Димитрия — Даниил Саввич Туптало. Он родился в декабре 1651 года в местечке Макарове Киевской губернии. Семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. В возрасте 25 лет читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, в совершенстве владел даром слова, не случайно церковь впоследствии назвала святителя «Российским Златоустом».

В 1684 году по поручению старцев Киево-Печерской лавры св. Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней — свода Жития святых, расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течение года. При составлении этой агиографической энциклопедии святитель Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. Этому труду святитель Димитрий посвятил 20 лет своей жизни, завершив Четьи-Минеи в 1705 году в Ростове Великом. 4 января 1702 года указом Петра 1 святитель Димитрий определяется на Ростовскую митрополию. В Ростове Владыка останавливается в Яковлевском монастыре и, совершив моление в Зачатиевской церкви, указывает в юго-западном углу этого храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».

Известен яркий пример борьбы святителя с расколоучителями в Ярославле в 1704 году. Старообрядцев встревожило царское повеление о брадобритии, потому что они почитали лишение бороды за искажение образа Божия. Святитель сам рассказывает, как однажды, при выходе из собора после литургии, два не старых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не приготовленный к ответу святой Димитрий спросил только у них: «Что отрастет? голова ли отсеченная или борода?» — на их ответ: «Борода», — сказал им в свою очередь: «И так лучше нам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная — только в воскресение мертвых». После такого вразумления увещевал он и сопровождавших его граждан покоряться во всем предержащей власти, по слову апостольскому, и не в зримом, внешнем образе, разуметь подобие Божие. Впоследствии написал он по этому предмету целое рассуждение, которое было неоднократно печатано по воле государя; это был первый опыт состязания его с раскольниками, ему неизвестными до пришествия из Малороссии.

Семь лет святитель Димитрий возглавлял Ростовскую епархию. Будучи Ростовским митрополитом, он заботился о просвещении и нравственности своей паствы, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. В городе им было основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. На содержание этого учебного заведения, устроенного при Архиерейском доме, митрополит Димитрий жертвовал свои скудные сбережения.

В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине Владыки. Следует отметить, что традиционным местом захоронения епархиальных владык служит Успенский кафедральный храм. Вопреки традиции, святитель Димитрий избрал местом своего упокоения приписной к Архиерейскому дому, удаленный от центра города монастырь, в храме, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. Его друг, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) настоял на исполнении желания Владыки Димитрия быть похороненным в Яковлевском монастыре, о чем свидетельствовало собственноручное завещание митрополита. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, над местом погребения установили деревянную гробницу. В 1752 году в юго-западном углу Троицкого храма, над могилой митрополита Димитрия осел чугунный пол. Потребовался ремонт, на который 21 сентября дал разрешение митрополит Арсений. После снятия плит и удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб.

Молва о новообретенных мощах святителя Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах св. Димитрия совершались чудотворения. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия; по молитве к нему. Слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Несмотря на это, официальная канонизация произошла лишь через 4 с половиной года после обретения мощей. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при обращении к Димитрию Ростовскому, проверялись и перепроверялись. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения — 21 сентября, также, как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную святителю Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.

Яковлевский монастырь, как место упокоения святителя Димитрия, стал хранителем великой святыни — мощей новоявленного Российского чудотворца, благодаря чему обитель достигла славы и благосостояния. Святитель Димитрий Ростовский — просвещенный и деятельный церковный иерарх, соответствуя идеалу человека эпохи Просвещения, прославил свое имя как пастырь и проповедник, автор многих духовных произведений. Он был одним из тех «людей милости, которых праведные дела не забываются» (Сир. 44, 9). По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. В 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложения их в приготовленную серебряную раку, которую пожертвовала вместе с парчовым облачением, и сама несла раку вместе с архиереями при торжественном обхождении храма. Дни памяти святителя Димитрия Ростовского — 23 мая, 19 июля, 21 сентября и 28 октября.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3378


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика