Русская линия
СпасДиакон Константин Киосев09.11.2007 

«Семья без отца что дом без крыши»

Говоря о современном семейном кризисе, мы невольно соприкасаемся с институтом материнства и отцовства. Но если проблемы материнства всеми широко обсуждаются, то о феномене отцовства либо умалчивают, либо окружают его пристрастными стереотипами вроде: «Настоящих мужчин нет, остались одни пьяницы и тунеядцы, живущие исключительно для себя, а семья для них — обуза».

Все эти стереотипы имеют место в реальной жизни по одной причине: отец перестал быть и ощущать себя главой, защитой и опорой семьи, тем, что подразумевает ответственность за семью перед Богом, самим собою и обществом. В христианской традиции и культуре роль отца в семье особая. Отец (а слово это не случайно одного корня с «отечеством» и «отчизной») — непререкаемый авторитет. Он все свои действия старается согласовывать с волей Божьей, понимая: кому много дано, с того и много спросится. В этой системе ценностей российские мальчики воспитывались с раннего детства. Так было принято в дореволюционной России. Такие требования сохранились в нашей культуре до сих пор в виде ожиданий «настоящего (идеального) отца». Но что же наблюдается в действительности?
Разрушение ценности отцовства не может пройти бесследно. Есть русская народная поговорка: «Семья без отца что дом без крыши». Это очень точное выражение в отношении психологического самочувствия «безотцовщины при живом отце» и «вдовы при живом муже».

Истоки проблемы

Но почему же так происходит? Помимо разрушения традиционных для нашей культуры ценностей семьи, включая ценность отцовства и материнства, в качестве основных причин такого плачевного положения дел психологи выделяют еще несколько. К ним относятся следующие моменты.

Семья постепенно перестает быть для мужчины привычной сферой самореализации. Ее место занимают другие области применения — карьера и социальный статус.

Проблема вечного отсутствия номинального главы семьи дома на сегодняшний день наиболее актуальна. Конечно, сто лет назад отцы также были заняты. Но тогда существовала традиция передачи профессии. В процессе совместного труда с детьми проходило общение и воспитание. В деревнях мальчики всегда помогали отцу в работе, а в аристократической среде ребенок получал именно такое образование, которое позволяло ему продолжить дело главы семьи. Этот процесс связывал поколения естественно и прочно. Сегодня ребенок зачастую не знает, где и чем занят его родитель. Социологи даже придумали специальное название этого феномена: «невидимый родитель». А когда родитель наконец-то появляется дома, мама, которая сильно недовольна долгим отсутствием супруга, начинает принижать авторитет отца в глазах ребенка.

Карьера или семья?

Деньги и карьера не являются решающими условиями при создании семейного счастья, как думают многие. Часто погоня за деньгами уводит родителей из семьи от детей, а когда, казалось бы, сложился достаток, то семья тоже сложилась — да не так, как мечталось. Если сейчас упустить общение с ребенком, то в будущем его уже не вернуть и не наверстать близости и тепла первого этапа отцовства. А карьерный рост и профессиональные амбиции можно чуть-чуть отложить, ведь дело наживное.

Вследствие занятости мужской части населения дело воспитания и образования взяли в свои руки женщины. Таким образом, вырастает поколение мужчин, воспитанных женщинами. Так сложилось в нашей стране, что женщины воспитали уже не одно поколение отцов, которые не видели мужского примера в своей жизни. Ребенок рождается — он все время с мамой; в детском саду — женщины; потом в школу, где мужчины-учителя редкость, в институте большей частью также преподают женщины — и в результате человек, биологически являясь мужчиной, непроизвольно усваивает поведение и менталитет только женщин.

Одиночное воспитание не выход

Проблема неполноценного воспитания напрямую связана с проблемой неполных семей. По данным статистики, отцов в российских семьях катастрофически не хватает. В свое время их выкосила война, сегодня выбивает «война», которую ведут между собой мужья и жены, что приводит к распаду более 60% семей. Психологи единодушны в том, сколько проблем для детей создают неполные семьи, а социологи — в том, что обществу, опирающемуся на модель «мать-одиночка», гарантирована низкая рождаемость.

Ущербность одиночного воспитания заключается в том, что родитель не может своим одиночным участием в воспитании восполнить недостающего родителя. Один родитель старается совместить в своем лице обе роли (материнскую и отцовскую), автоматически обедняя каждую, а зачастую практически лишая ребенка их полноценного выполнения. Таким образом, ребенок остается своеобразным «сиротой», не имея ни одного полноценного родителя. Мать не заменит роли отца, равно как и отец — роль матери. К сожалению, подобные ситуации на сегодняшний день не редкость.

Но даже в так называемых полных семьях, где есть оба родителя, отцы по тем или иным причинам не уделяют должного внимания своим детям. Они или слишком заняты, выполняя функцию добытчиков, или слишком заняты собой, лелея на диване свою лень, или слишком много пьют… Отец может отсутствовать в доме не только физически, но и психологически. Какой ребенок может похвалиться сегодня тем, что отец разговаривает с ним о его проблемах, читает ему? И это при том, что специалисты утверждают: влияние отцов на детей уникально, его не могут заменить ни самая любящая мать, ни бабушка, ни дедушка.

Ребенку необходима правильная модель семейных отношений, в которой роли мужчины и женщины как супругов и как родителей были бы четко определены. Эту модель ребенок прежде всего усваивает на примере отношений собственных мамы и папы.

Мифы и стереотипы

Основным препятствием на пути к здоровой семье являются сами представления о семье и своей роли в ней, которые наполнены всяческими мифами и стереотипами. Например, мужчина, гуляющий с коляской, многими воспринимается как неудачник, который не может реализовать себя в работе. Просто в отличие от своих антагонистов, которые считают прогулки с маленьким ребенком не мужским занятием, он не стесняется детской коляски.

Вспоминаю свои личные ощущения от посещения с детьми поликлиники. Поначалу мне тоже было неловко и неудобно в окружении одних мам стоять в очереди к педиатру. Не мужское это дело — ходить с детьми на площадки и в учреждения, думал я, однако, взрастая вместе со своими детьми, менял отношение к этому. Сейчас ситуация немного изменилась: теперь, когда ты выходишь со всеми своими детьми на улицу, многие женщины и мужчины оглядываются, восхищаются и даже ставят тебя в пример другим.

Американские социологи установили прямую связь между отсутствием родителя (или нормальных отношений с ним) и будущей асоциальностью. 70% юношей в американских исправительных учреждениях росли без отца. Риск ранней беременности для девочки без папы возрастает в три раза, риск вылететь из школы — в два раза. Однако это только наиболее очевидные следствия отсутствия отеческого воспитания или его недостаточности. Но есть и такие, которые статистика не учитывает. Ребенок, воспитанием которого не занимается отец, обычно плохо социализирован. Иными словами, его шансы стать обездоленным резко повышаются. Он не умеет ладить со сверстниками, со старшими — тем более не уверен в себе, не отличается успехами в учебе. Не имея прочного эмоционального контакта со своим родителем, он ищет ценностные ориентиры на стороне, чаще всего на улице.

Мужская психология

К сожалению, на сегодняшний день существует неправильное мнение о том, что отец до трех лет не играет в развитии своего ребенка никакой роли. На самом деле это не так.
Отцы, по результатам наблюдений, склонны давать больший простор личности ребенка, чаще выпускают его из поля зрения и в среднем позволяют ему (прежде чем подхватить на руки) ползать в два раза дольше. Матери же, когда их дитя сталкивается с чем-то и кем-то непривычным, будь то незнакомый человек, собака или новая игрушка, инстинктивно стараются оказаться поближе, как бы показывая, что ребенок под защитой. Отцы в таких случаях не вмешиваются, давая ребенку возможность познакомиться и освоиться. Каждая из этих моделей поведения вносит свой вклад в эмоциональное развитие ребенка. Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека.

И это лишь самое начало того благотворного воздействия, которое оказывает на всю дальнейшую жизнь ребенка отец, активно занимающийся воспитанием. По данным психологов, у таких детей реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе, то есть все показатели душевного здоровья ребенка выше.

Что же нужно от папы?

Малыш познает мир — и в первую очередь своих родителей — через телесные ощущения. Поэтому ему очень важна физическая близость отца, то есть другого, не такого, как мама, человека, который тоже любит, заботится, защищает и учит. Если ребенок не будет знать папиных рук, тела, движений, дыханья, то к тому времени, когда он начнет общаться словами и глазами, папа покажется ему почти незнакомым взрослым.

Кроме того, отец — первый человек, биение сердца которого малыш не слышал. Между ребенком и мужчиной существует некоторая дистанция, которая позволит малышу, когда придет время, научиться быть автономным. В идеале родители представляют собой пару, в которой мама олицетворяет детство — уютный теплый мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут. А папа — посланец другого, взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск и успех, где есть настоящая любовь, хотя она и отличается от любви мамы к младенцу. Отец призван помочь ребенку сориентироваться во внешнем взрослом мире, правильно построить свои отношения с окружающими людьми, стать ответственным и полноценным членом общества, создать собственную семью и раскрыть в себе то призвание, которое изначально закладывается Творцом в каждого маленького человечка.

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=469


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru