НГ-Религии | Павел Круг | 08.11.2007 |
Митрополит Корнилий (Титов) возглавляет российских старообрядцев более двух лет. Он продолжает курс предыдущего главы РПСЦ митрополита Андриана на расширение контактов старообрядцев с «внешним миром», то есть с государством и другими религиозными организациями, в первую очередь с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Однако в этом году в кругах староверов пошли толки о том, что сближение с РПЦ МП (членов которой они с середины XVII века называют новообрядцами, или никонианами) зашло слишком далеко. И в октябре на Соборе митрополиту Корнилию припомнили все — и его участие весной во Всемирном Русском Народном Соборе под патронажем главы РПЦ, и христианское целование с Алексием II во время этого мероприятия. Тогда секретарь комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов предлагал пойти еще дальше и начать активный диалог со старообрядцами для преодоления межцерковных противоречий.
Все это вызвало неоднозначную реакцию среди старообрядцев. Наиболее радикальные представители РПСЦ даже требовали от митрополита Корнилия сложить с себя сан и принять схиму. В вину ему помимо «недопустимого экуменизма» вменялось даже членство в КПСС в советский период. Накануне Собора старообрядческая «оппозиция» уже вовсю перемывала косточки своему митрополиту на интернет-форумах. Именно в этом заключена подоплека, пожалуй, самого экзотического из соборных решений. Собор запретил членам РПСЦ, священникам и мирянам, использовать псевдонимы при выступлении в СМИ и в виртуальном пространстве. Теперь если какой-нибудь старообрядец возьмется критиковать свое церковное начальство, он вынужден будет делать это «с открытым забралом». Конечно, если он признает решение Собора…
Такая чистка виртуального пространства была выгодна в первую очередь митрополиту Корнилию, на которого обрушилось с критикой пусть немногочисленное, но зато весьма продвинутое в плане владения интернетом меньшинство делегатов Собора. Но, несмотря на то что большинство делегатов поддержали митрополита, вопрос о форме контактов высшего епископата РПСЦ с Московским Патриархатом обойти не удалось. Что нашло отражение и в документах Собора: отныне «при встречах с инославными клириками считается недопустимыми совместная молитва, лобзание и благословение». Так что если теперь митрополит Корнилий решит поприветствовать Патриарха Алексия II или другого иерарха никонианской Церкви, то ему придется обойтись без поцелуев…
Таким образом, был найден компромисс между сторонниками и противниками церковного курса митрополита Корнилия. Собор осудил и предал анафеме экуменизм (что можно расценить как очередное отмежевание от позиции РПЦ, которая состоит в экуменическом Всемирном Совете Церквей) и напомнил старообрядцам, что новообрядчество является «ересью второго чина» (это уже похоже на полный разрыв отношений с Московским Патриархатом).
Однако, несмотря на все эти грозные постановления, каждый в итоге остался при своем. Митрополит Корнилий подтвердил полномочия первоиерарха и тем самым укрепил свой авторитет. Он продолжает выступать за широкие контакты с руководством РПЦ для совместного решения проблем общественной важности. В частности, глава Старообрядческой Церкви призвал к сотрудничеству с РПЦ в деле преподавания в школах основ православной культуры. Конкретно, старообрядческого митрополита интересует тот раздел этого школьного курса, в котором рассказывается об истории церковного раскола в XVII веке. Старообрядцам, считающим деятельность Патриарха Никона как минимум спорной, выгодно, чтобы история раскола преподавалась детям с максимальной объективностью.
При этом митрополит Корнилий посетовал на то, что государственные чиновники на местах предпочитают заключать договоры о сотрудничестве с РПЦ МП и не замечают Старообрядческую Церковь. Выход из этой ситуации митрополит видит… опять же в более интенсивном диалоге с Московским Патриархатом! Так что повторение соборных анафем на никониан 1832 и 1846 годов пока никак не повлияло на церковный курс нынешнего главы РПСЦ.
Критикам митрополита Корнилия не удалось инициировать смену церковного руководства. Многие из них подверглись церковным наказаниям. Однако часть требований «оппозиции» была все же удовлетворена. В частности, Собор принял решение о создании комиссии по выработке протокола встреч с инославными иерархами — явный камень в огород митрополита Корнилия.
«На Соборе никто не поднимал вопроса о том, идти ли старообрядцам к единению с Московским Патриархатом или нет. Такая постановка вопроса была бы неверной, — сообщили „НГР“ в пресс-службе Московской митрополии РПСЦ. — Речь шла лишь о корректности тех или иных действий митрополита Корнилия. Собор пришел к консенсусу о том, что в действиях первоиерарха не было никакой измены вере. Однако впредь решено ввести диалог с РПЦ МП в более четкие, традиционные рамки».
Конечно, октябрьский Собор Старообрядческой Церкви революционным не назовешь. Однако он поднял массу острых вопросов, на которые русским староверам еще только предстоит ответить…