Русская линия
Татьянин день Мария Хорькова08.11.2007 

«Русь уходящая». История ненаписанной картины

Имя Павла Корина сейчас не очень известно. Но художник это действительно незаурядный, ученик Нестерова, достойный продолжатель школы русского психологического портрета. А более всего сегодня он знаменит благодаря картине, которая так и не была написана…

Дом-музей Павла Корина. «Ответственность несем»

Этой осенью довелось побывать на Немецком кладбище. Впечатление было очень сильным, захотелось узнать больше. И увидеть. Так, логичным оказалось пойти в музей Павла Корина — в свое время он создал серию портретов-эскизов многих из тех, кто ныне покоится на Немецком.

Цель была узкой, а получили мы, естественно, гораздо больше.

Сначала отпугнула система попадания на выставку: только вторник, среда, пятница, только с экскурсией, только по договоренности с экскурсоводом… Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро. На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. Музей — на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2. Домик — бывшая баня (баней он был еще до того, как стал мастерской художника), совершенно «аутентичный», как будто не из нашего времени. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек.

— Меня ждете?

— Ждем. Вас.

— А что, уже три часа? Ну, в России вовремя происходят только революции. Причем только пролетарские.

И в таком духе оно и было дальше… Впрочем, говорили не столько о революциях, сколько об искусстве и истории, и дай Бог каждому экскурсоводу и искусствоведу так глубоко знать свой предмет. Вадим Валентинович «горит», а это бывает не так часто…

Внутри музея студено и сумрачно, на обувь надеваются замысловатые войлочные тапки, вещи просят сложить на сундук. Причем здесь за имущество «несут ответственность»: уверяют, что ничего никогда не пропадало. А это по нынешним временам тоже редкость.

Вот мы в мастерской. И она же — галерея. Стоят, смотрят на нас. Сидим, смотрим на них. Одно из самых сильных впечатлений — эти минуты молчания в ожидании экскурсовода.

Последняя литургия на Руси

Этюд-портрет митрополита Трифона (Туркестанова) — цветовой (да и не только цветовой) центр выставки. Хотя само полотно — одно из самых маленьких. «Огненный митрополит» в красном пасхальном облачении. По замыслу художника, эта фигура должна была быть и центром композиции «Реквиема» (это авторское название, «Уходящую Русь» предложил Горький).

Потом вместе с экскурсоводом рассматриваем эскиз, где многие и многие собраны наконец в единую композицию. Символы. Три патриарха — Тихон, Сергий, Алексий — рядом, как на иконе (а жили и были патриархами они, естественно, в разное время). Впрочем, «Реквием» по замыслу не реалистическая картина. Аллегория? Диакон (писаный с диакона же, знаменитого Холмогорова) — гиперболически увеличен. Стоящий рядом митрополит Трифон — уменьшен, почти карлик. Но это — центр.

А дальше нам предлагают интерпретацию картины: все стоят спиной к алтарю — это исход, «реквием». Диакон воздел руку — просит благословить кадило. Но все, у кого он может испросить благословение (священники, архиереи) — у него за спиной. Итак, он просит благословения у Самого Бога. Потому что на картине — последнее православное богослужение на Руси.

Люди, которые предпочли уйти, нежели измениться…

1925 год. Похороны Патриарха Тихона. Стечение народа, какого никто не ожидал. Идут все. В том числе Корин со своим старшим другом и наставником Нестеровым. Понятно, что ТАКОЕ — в последний раз. То были люди, которые предпочли уйти, нежели измениться. И Корин загорается идеей — «остановить мгновение», запечатлеть «образы духовной стати предков».

Но возникли проблемы практические: позирование. Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались. Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым). Трифон был духовником и самого Нестерова, и многих из тогдашней творческой интеллигенции. Ермоловой, например… У него было и высокое происхождение, и блестящее образование, карьерные перспективы… Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных. Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», потому что он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3−4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция). Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. (Заметим, что серовская «Девочка с персиками» — воплощение естественности — семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой — около трехсот.) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. С остальными труднее. Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую… Тогда — «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. Придете — увидите. Увидите — встанете». Это действует. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла… Время-то голодное. Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» — исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. И так он и работает: за 20−30 минут надо запечатлеть главное…

Но все это рассказал экскурсовод.

От себя: в конце экскурсии остановились у фотографии художника. Вадим Валентинович порассуждал о том, какой красивый был мужчина (соглашусь, пожалуй) и что редкий это случай, когда при всем этом он еще и «нормальный». А потом попались мне фотографии Корина 30-х годов, времени, когда он работал над «Уходящей Русью». Ну, так скажем, хорошенький мальчик (что-то от Есенина, хотя совсем другой тип), в стандартном таком костюме. И как он, с этими-то «духоносными», один на один? Ведь и на эскизы его бестрепетно не посмотришь, как, знаете, не каждой иконе можно в глаза смотреть.

Продолжение следует…

http://www.taday.ru/text/77 606.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика