Русская линия
Русское Воскресение Юрий Лощиц07.11.2007 

Семья, народ, власть
Выступление на Соборной встрече «Базисные духовно-нравственные ценности — основа единства семьи, общества и государства» Всемирного Русского Народного Собора

Семья — великое в малом.

Малая кровинка народа, мельчайшая клеточка социума, семья, в то же самое время, в духовно-нравственном измерении, — универсальна.

Ибо, если нет жизнетворной семьи, невозможно народное бытие, обессмысливается любое социальное устроение, теряет почву под собой самая обеспеченная государственная власть.

То, что народ и государство в исторической перспективе генезисом своим обязаны семье, — мысль, конечно, не новая. К ней постоянно обращались и обращаются вероучения мировых религий. К этой мысли в разные эпохи приходили философы самых разных школ и идейных ориентаций — от платоников, стоиков и кантианцев до марксистов. Даже философствующие сектанты, отрицавшие институт семьи, вынуждены были признавать её как сильнейшее препятствие для достижения своих нигилистических прожектов, по сути, изуверских.

В нравственно здоровом обществе «мысль семейная» — повторим этот счастливый оборот Льва Толстого — расходится всё более широкими кругами: от семьи малой до семьи большой, то есть народа; от образа семейного очага до идеи Отечества, идеи Родины как духовных Отца-Матери всего народа. И ещё один есть круг — самый заветный, но и самый на сегодняшний день, недосягаемый… Это, когда, по словам Пушкина, «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

А где же здесь — между семьёй и народом — власть? В нравственно здоровом обществе и власть при деле. Не зря такое государство принято именовать патерналистским, то есть подчёркивать, что оно зиждется на принципе власти отеческой, традиционной, завещанной от отцов, дедов и прадедов.

При всём своём старании, положа руку на сердце, мы не готовы назвать общество, в котором сегодня живём, здоровым. Но, по крайней мере, нам очень хотелось бы считать его выздоравливающим. Нам очень бы хотелось нашу Родину-Россию видеть страной, преодолевшей смертную истому погружения в хаос. И мы стараемся, сколько можем, чтобы участвовать в начальных шагах страны к такому выздоровлению. А если применить именно духовно-нравственный критерий, то скажем: не к выздоровлению, а к воскрешению.

Подлинное воскрешение общества не может начаться в коридорах власти, будь она хоть семи пядей во лбу. Это забота, в первую очередь, соборная, забота нашей Православной церкви и православного народа. Власти достаточно хотя бы не попускать проникновению на это поле сил деструктивных.

Вполне ли справляется государство с такой чисто охранительной функцией? Вроде бы справляется, если обратиться к его демографической политике последних лет, посмотреть на статистические подсчёты, на медленно-медленно поднимающийся уровень рождаемости в стране. Но, с другой стороны у нас нет в руках никаких статистических данных, касающихся масштабов искусственного пресечения беременности. Если полистать бульварную прессу, то увидим, что её страницы сегодня, как и десять лет назад, просто трещат от рекламы. Это даже не жёлтая, это наша чёрная пресса. Она действует под человеконенавистническим девизом: убивать до рождения. Более того, у нас открыто рекламируются лекарственные препараты, изготовленные из эмбрионов. Что это, как не откровенная антропофагия, цинично прикрывающаяся заботой о здоровье пациентов? Что это, как не смерть, поставленная на конвейер?

В нашей православной публицистике неоднократно ставился вопрос о недопустимости пропаганды якобы научных методологий, призывающих к регламентированию деторождения. Именно эти методологии неустанно пропагандируют не только в молодых семьях, но и со школьной скамьи так называемый «Безопасный секс». Зачем обзаводиться детьми, семьями, когда можно просто пожить в своё удовольствие, так сказать, в «своё пузо»?

Думается, очень непросто, а скорей всего, невозможно примирить, сгармонизировать в одном обществе две столь противоречащие одна другой тенденции: волю к демографическому рывку, к заметному приросту населения России и либерализм по отношению к отрицателям приоритета здоровой семейной жизни.

Наша соборная аудитория сегодня, как видите, впечатляюще пополнилась за счёт молодёжи — школьников, их педагогов, молодых родителей. Нам нет нужды скрывать от них наших забот, тревог, опасений. Уверен, они поймут, что к чему, и всё расставят по своим местам. Потому что мы говорим и про них. В том числе про то, что им может угрожать уже сегодня. Или завтра.

Мы рады приветствовать их здесь. Вот какой мы хотели бы видеть молодую Россию, молодую русскую семью! Яркая одарённость, горячая любовь к своей Отчизне, к её святыням, к её великим историческим деяниям и героям, вера в достойное будущее Родины — вот с чем приехали они к нам из градов и весей страны, в том числе из республик вчерашнего Союза. Их живой интерес к славным страницам нашей истории почерпнут не из казённых, халтурно сшитых учебников. Этот интерес воспитывался в лоне семьи, школы. Это движение не организовано сверху. Но оно — слишком яркая примета наших дней, чтобы не быть замеченным. В этом движении уже отчётливо проступают черты народного волеизъявления. Вот на каких духовно-нравственных основаниях мы будем вместе созидать наше общество.

http://www.voskres.ru/kolonka/loshchits6.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru