Столетие.Ru | Сергей Рыков | 07.11.2007 |
Писатель Юрий Нагибин рассказывал мне, что по дороге в школу на Чистых прудах обязательно заходил в церковь (она была по пути) и истово молился за маму, отчима, друзей семьи… И это не мешало ему, пионеру, редактировать школьную стенгазету «Безбожник».
Мой преподаватель научного атеизма в университете, полковник КГБ в отставке, стал крестным отцом собственного внука (это в семидесятых-то!). Он думал, что священный обряд хранит священную тайну… Но был скандал. «Крестному отцу-атеисту» впаяли по партийной линии.
Меня тоже крестили тайно от отца. Втайне от мужа — офицера и коммуниста — моя будущая теща крестила мою будущую жену…
Втайне от меня (возможно, просто чтобы не подставлять «публициста ленинской школы», работавшего в комсомольской печати) бабушки крестили моего первенца — сына. Потом (уже с моего молчаливого согласия) крестили дочь.
Младшего сына Арсения я повез крестить сам — в церковь Новодевичьего монастыря.
Крестным отцом без колебаний (и даже с трогательным удовольствием) вызвался быть мой тесть — в свое время полковник Генштаба и секретарь партийной «первички». Крестной матерью стала жена бывшего работника бывшего ЦК КПСС. Анекдот? Отнюдь! Наше всеобщее взросление плюс дыхание времени. Свежее дыхание…
Тесть, подозреваю, в душе до сих пор коммунист, но глядя на него, смущенного, неловкого в исполнении незатейливых ритуалов обряда, добросовестно троекратно обегающего купель под сводами храма, целующего руку священнику, с росой на глазах тетешкающего заканючившего после омовения внука, любуясь тестем я лишний раз убедился в том, что ЛЮБОВЬ к конкретному существу выше любви ко всякой партии и ко всем постулатам ее программы вместе взятыми. Партийность — очередной виток заблуждений, а вера абсолютна.
В одно и то же время вместе с моим годовалым сыном крестился восемнадцатилетний мальчик Сережа, принявший решение самостоятельно, «по вере». За своего сына выбор сделали мы с женой — юноша принял ответственное решение сам.
Важен не путь к церкви, а путь к вере. Мое поколение тайно крестили бабушки, чтобы уберечь любимых внуков от «кары небесной». Сейчас уже молодые папы и мамы преувеличенно старательно следуют внешним сторонам и атрибутам религии.
Хотя, крестить по вере — одно, крестить по моде — другое. И все же, если это не вступает в противоречия с вашими убеждениями, крестить ребенка надо! Говорю категорично, хотя вопрос много сложнее, многовариантнее моей «святой простоты». Рассуждаю житейски. Если желание совершить обряд крещения стало ПОТРЕБНОСТЬЮ родителей (и уж тем более взрослого человека, решившего креститься), а не данью моде — отлично. Если мода, подражание опередили потребность и веру — тоже не беда. Есть надежда, что когда-нибудь станет наоборот.
Единственное, от чего надо предостеречь родителей — не устраивайте из интимного, очень личного обряда богатое, ряженое шоу с кортежем иномарок, гиканьем, «цыганами и медведем», залпами шампанского, пробки от которого летят выше креста на луковице храма… Не надо фарса! Его и без того хватает в мирской жизни.
Крестить надо еще и вот почему. Рассуждения чисто прагматические: есть надежда, что взрослеющий ребенок, зная, что он крещен, что «мечен Богом», в своем поведении зацепится за «божественный идеал», будет придерживаться хотя бы Нагорной проповеди, что сдерживает в человеке зверя.
И у родителей всегда есть возможность пристыдить бунтующее, грешащее чадо, напомнить ему о том, что оно (чадо) крещеное, и уже поэтому не гоже ему так себя вести. Шанс почти умозрительный, но все же. В прошлом веке он имел почти гипнотическое воздействие. Недаром религия испокон веку была, чуть ли не главным воспитателем подрастающего поколения. Да и мы, возрождая, отстраивая храмы, идем к этому, хотя и неохотно порой в этом себе признаемся.
Кажется, счастливо проходит та пора, когда мы мучались вопросом: есть Бог или его нет? Вера не нуждается в доказательствах. Она абсолютна — либо она есть, либо ее нет. Может, иные народы улыбчивее нас еще и потому, что давным-давно решили для себя вопрос веры.