РПМонитор | Максим Калашников | 06.11.2007 |
ПОТРЕБИТЕЛИ ВМЕСТО ТВОРЦОВ
До сих пор уникальная система русского образования была одним из главных стратегических резервов России. В немилосердном и конкурентном мире ХХI столетия выиграет лишь тот, кто сможет выпускать ежегодно миллионы отлично образованных молодых людей. От этого зависит успех перехода РФ на траекторию истинного, научно-технического и промышленного развития. Это спасет нас от сокрушительного поражения в беспощадной конкуренции не только с американцами и европейцами, но и с китайцами да индусами.Однако сегодня наша система образования оказалась под угрозой уничтожения либералами-«реформаторами». Ее нужно отстаивать, как говорится, не щадя живота своего.
Сегодня реформы школьно-вузовской системы связаны с именем министра образования и высоких технологий РФ Андрея Фурсенко. Однако он — всего лишь продолжатель своих предшественников До Фурсенко был другой министр — Филиппов, и гнул он все ту же линию. Смысл ее г-н Фурсенко высказал летом 2007 года. Мол, надо покончить с советской традицией подготовки творцов — и растить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими. В высшем образовании РФ курс взят на сужение специализации и так называемую «Болонскую систему».
Смысл всех этих «реформ»: уничтожить гимназическую, универсалистскую традицию средней школы, что русские создали в Российской империи и, видоизменив, сохранили в русско-советской школе ХХ в. Разрушить русскую традицию высшего образования, готовящего человека с широчайшим кругозором, способного решать сложные задачи и осваивать новые виды деятельности. Именно эти традиции обеспечивали нам возможность решать грандиозные задачи, встававшие перед страной в ХХ столетии. Именно они обеспечили превращение России-СССР в ведущую научно-техническую державу и ее ракетно-ядерный прорыв. Именно благодаря этой традиции русские ученые и конструкторы с распростертыми объятиями встречаются на Западе, когда уезжают туда работать.
«С Джимми все в порядке. Он умен, всегда готов работать, к тому же делает большие успехи, насколько я могу судить. Но, к сожалению, есть ли в мире что-нибудь глупее, чем британская система университетского образования?!
< > Когда Джим рассказывает мне о том, чем он занимается или чем занимаются дочери Ньюнхэмов, а также чем ему запрещается заниматься, что все сводится к получению отрывочных знаний лишь в одной узкой области науки, я действительно не могу не испытывать впечатления, что передо мной находится какой-то средневековый студент. Ни физики, ни химии, ни астрономии, ни теории теплоты, ни теории света и электричества, ни теории упругости, ни высших разделов геометрии, ни статики и динамики. < > Мы все это изучали в Санкт-Петербурге…»
Это — отрывок из письма графа Кропоткина своему британскому другу, написанного им в 1903 г. Профессор В.Н. Сойфер приводит его в своей статье «Уникальность российского образования», опубликованной еще в 1995—1996 гг. в «Соросовском образовательном журнале».
«…Подавляющее же большинство учебных учреждений западных стран плавало в море посредственности. Классическое гимназическое образование в России выделяли уникальные особенности: естественные науки, включая математику, преподавали в них на высоком уровне, а классические и современные языки — на исключительно высоком.
Гимназисты были обязаны выполнять задания так называемых экстемпоралиев, то есть должны были в классах, без предварительной подготовки, переводить тексты с латыни и греческого на русский и обратно. Такой уровень означал, что в будущем бывшие гимназисты могли легко освоить любой европейский язык, и это стало характерным для большинства российских интеллектуалов. А обучение всех гимназистов и в Москве, и в Тобольске, и в Одессе классическим языкам и одновременно двум европейским языкам (да еще и на примерно одинаковом уровне) открывало оканчивающим гимназии дорогу в мир вообще и в мир науки и культуры в частности. Все это позволило России к концу XIX века почти что рывком войти в число самых развитых промышленно, культурно и научно стран мира…» — писал Сойферт.
Хотя СССР и пошел по пути упрощения образования, он все-таки создал передовую систему.
«…В советское время в обучение было вовлечено невиданное раньше число школьников и студентов, были разработаны первоклассные программы по физике, химии, математике в средней и высшей школе, обязательные для исполнения по всей стране, созданы учебники и задачники высокого уровня. Ни один учитель средней школы в стране не мог отойти от плановых заданий, а вопросы для школьных экзаменов в старших классах печатали для всей страны, и это подтягивало всю школьную систему на довольно высокий и, главное, одинаково высокий для всей страны уровень…
…Российские специалисты успешно вступили в конкуренцию с теми, кто в течение последних десятилетий приобрели авторитет лучших работников — китайцев, вьетнамцев, индусов, иранцев. В каждом американском университете теперь встретишь профессоров из России. Я знаю несколько кафедр, где пришельцы из России заняли все должности, и теперь по совместному уговору семинары преподавателей на этих кафедрах проходят то на английском, а то на русском: все члены этих кафедр еще не забыли его…» — отмечает автор.
То есть, и старая гимназия, и советская школа выпускали людей, образованных разносторонне, имевших представление о современных точных науках, космологии (астрономии) и высшей математике, знавших историю мира и родной страны, имевших представление о философии, обладавших непротиворечивой картиной мира. Кроме того, русская система давала навыки логического и системного мышления, учила человека искать нужную информацию. То есть — заниматься и самообразованием. Одинаковые в масштабах огромной страны программы обучения создавали эффект единства, взаимопонимания миллионов людей: ведь они, по сути, понимали одни и те же намеки, одни и те же цитаты. Хотя люди в большинстве своем и забывали то, что проходили по физике или химии, все равно оставались дисциплинированность, логичность и научность мышления. И привычка постигать сложные знания через усилие над собой, через самодисциплину!
В Московском Физтехе набирала силу система обучения будущего: когда студент уже с третьего курса начинал работать бок о бок с реальными исследователями в лабораториях настоящих НИИ и конструкторских бюро. Когда ему поручали реальные исследования и разработки. То есть отлаживалась система «мастер-подмастерье», система введения студента в реальное дело.
Такую систему нужно творчески развивать и обогащать уже в Третьем тысячелетии.
Но именно русскую образовательную систему нынешние либеральные погромщики и хотят безжалостно сломать.
Смотрите, что делают с нашим образованием. Прежде всего — стремятся урезать преподавание математики, физики, химии, биологии. Мол, зачем учить тому, что все равно забывается и не нужно в повседневной жизни? Незабвенный Филиппов говорил, что не помнит анатомию ланцетника — и к чему ее, мол, тогда изучать? Мол, в Америке учат гораздо прагматичнее.
МОДЕЛЬ ДЕГРАДАЦИИ
То есть, из наших школьников хотят сделать американоидных оглупленных потребителей. Чтобы на уроках изучать инструкции к пылесосу, на лабораторных занятиях по химии — учить сводить пятна с помощью очередного «ваниша», а теоремы заучивать без всяких доказательств, чисто механически. Между прочим, деградация американской средней школы и тупость ее выпускников стали притчей во языцех. Тот же Сойферт, имея опыт работы с американским юношеством, замечает:«Все более ясным становится, что американская средняя школа в целом дает не глубокое, а поверхностное образование будущим студентам, и на первых курсах приходится многому студентов доучивать еще за прошлый — школьный период. К тому же велика неравномерность знаний: какие-то предметы бывшие школьники знают хорошо, а по каким-то у них недопустимо низкий уровень (причем у каждого студента свой индивидуальный набор хорошо проработанного и фактически нулевого знания материала, что обусловлено американско-английской системой свободного выбора дисциплин учащимися: хочу — учу это, хочу выберу другой курс, дело мое)…»
Его впечатления можно дополнить мемуарами десятков наших преподавателей, успевших поработать на Западе. Они говорят об одном и том же: прогрессирующей деградации тамошнего образования. То, что школьники и студенты Китая, Тайваня, Индии и Малайзии все больше превосходят американских, признается самими янки как угроза национального масштаба. Угроза будущему США как великой державы.
А наши «реформаторы» с 90-х годов норовят перестроить русскую образовательную систему именно на американо-английский манер. Отсюда — урезание серьезных дисциплин в программе, хаос в самих программах, введение в них не пойми каких «новых» предметов типа «москвоведения» и «половых наук». Затем вводится абсолютно идиотская система тестов («выберите правильный ответ»). В вузах хотят вытравить широту и фундаментальность образования, введя институт бакалавров (недоученный студент с обрезанными знаниями) и магистров (старый русско-советский выпускник). Цель — создать узкоспециализированного недоумка-потребитея без логического и критического мышления, с хаотично-лоскутной картиной мира. Оно и понятно: такие «общечеловеки» станут послушными исполнителями чужих приказов, легким объектом для манипулирования с помощью СМИ, рекламы и политтехнологий. То есть, нужно идеальное стадо, что не может существовать без пастухов.
Вот только такие «послушные овцы» будут совершенно бесплодными, когда речь пойдет о создании принципиально новых технологий, невиданных образцов техники, о достижении прорывов в фундаментальных научных исследованиях. А ведь все это — важнейшее условие для выживания и успеха России в новом веке.
СОЮЗ РЕЛИГИИ И НАУКИ
Ломая традиционную русскую школьно-вузовскую систему, либералы уничтожают наше будущее. При этом в обществе пока не видно консолидированной силы, способной защитить русские традиции образования. Между тем, такой силой вполне могла бы стать Русская Православная Церковь, которая также испытывает на себе давление русофобского лобби, препятствующего введению предмета «Основы православной культуры». Самое обидное, что вместе с одиозными разрушителями к травле «Основ» подключились и заслуженные академики, столпы отечественной науки. Принявшись судить-рядить на сию тему, они, казалось, начисто позабыли о том, что творят Фурсенко и стоящие за ним круги с русским образованием в целом. Стравив Церковь и науку, враги Русской цивилизации довольно потирают руки, «переключив» внимание ученых с реальных угроз на мнимые. Однако именно в этой ситуации Русская Церковь может нанести силам деградации мощнейший ответный удар, если выступит в защиту не только «Основ православной культуры», но и всей традиционной системы русского образования в целом. Под эгидой Церкви могли бы собраться лучшие педагоги и ученые, способные создать модель русской школы новой эпохи — достойной преемницы школ Российской империи и Советского Союза, создаваемой трудами как лучших носителей дореволюционных и советских традиций, так и современных педагогов-новаторов.И пусть тогда американцы превращают своих детей в отупевшую массу, проигрывающую конкуренцию индийцам и китайцам, пусть вакансии инженеров в США и англосаксонском мире занимают выходцы из КНР, Индии и Ирана. Это проблемы самих янки, а мы пойдем своим путем!
Если Русская Церковь выступит защитницей и союзницей русской науки, то она, без сомнений, сможет рассчитывать на всеобъемлющую поддержку академического сообщества. В свою очередь, это послужит и преодолению отчуждения от Церкви многих ученых, технократов, изобретателей, привлечет к ней также миллионы родителей, не желающих превращения своих чад в олигофренов-потребителей.